Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
статья по психологии (подготовительная группа)
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе является одним из ключевых факторов успеха ученика в учебном процессе. Эта готовность включает в себя не только знания и умения, но и определенные психологические компоненты, которые помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, учиться и развиваться.
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребёнка, по достижении которого его можно учить в школе. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника (ребёнок может и хочет учиться)
Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.
1) Мотивационная готовность - уровень развития познавательного интереса, осознанное желанием учиться и стремление добиваться успехов в учении.
2) Социально-личностная готовность - сформированность внутренней позиции, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», предполагающей круг обязанностей.
3) Интеллектуальная готовность - важная предпосылка успешности обучения. Связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов.
4) Эмоционально - волевая готовность - способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определённое волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Психодиагностика готовности к обучению в школе позволяет определить уровень развития каждого из этих компонентов и выявить проблемные области, которые нуждаются в дополнительной работе. Для этого используются различные методы, такие как тестирование, наблюдение, беседы с ребенком и его родителями.
Психодиагностика готовности ребёнка к обучению в школе
Задачи диагностики психологической готовности - определение благоприятного срока поступления ребёнка в школу и выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
В настоящее время для диагностики психологической готовности используется большое количество методик, которые объединяют в блоки, батареи или исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологических качеств: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека (срисовывание группы точек, подражание письменным буквам и рисунок мужской фигуры по образцу и опросник для определения уровня мышления), «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина), методика диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению Н. И. Гуткиной (определение уровня произвольности ВПФ, рисунок «Домик»). На основе этой методики есть система коррекционно-развивающих игр, позволяющих сформировать психологическую готовность к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе играет решающую роль в успехе ребенка в школе. Развитие эмоциональной, когнитивной и социальной готовности помогает ребенку преодолеть трудности и адаптироваться к новым учебным условиям. Путем использования методов психодиагностики можно лучше понять индивидуальные потребности ребенка и создать оптимальную образовательную среду, способствующую его успешному обучению в школе.
Высокие показатели психологической готовности, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, но не гарантируют, что в начальной школе не возникнет проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_avgust.docx | 14 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе. Психодиагностика готовности
Психологическая готовность к обучению в школе является одним из ключевых факторов успеха ученика в учебном процессе. Эта готовность включает в себя не только знания и умения, но и определенные психологические компоненты, которые помогают ребенку адаптироваться к новым условиям, учиться и развиваться.
Термин «психологическая готовность к школьному обучению» в психологии для обозначения определенного уровня психического развития ребёнка, по достижении которого его можно учить в школе. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определённого уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника (ребёнок может и хочет учиться)
Основные компоненты психологической готовности к обучению в школе.
1) Мотивационная готовность - уровень развития познавательного интереса, осознанное желанием учиться и стремление добиваться успехов в учении.
2) Социально-личностная готовность - сформированность внутренней позиции, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», предполагающей круг обязанностей.
3) Интеллектуальная готовность - важная предпосылка успешности обучения. Связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов.
4) Эмоционально - волевая готовность - способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определённое волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.
Психодиагностика готовности к обучению в школе позволяет определить уровень развития каждого из этих компонентов и выявить проблемные области, которые нуждаются в дополнительной работе. Для этого используются различные методы, такие как тестирование, наблюдение, беседы с ребенком и его родителями.
Психодиагностика готовности ребёнка к обучению в школе
Задачи диагностики психологической готовности - определение благоприятного срока поступления ребёнка в школу и выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости.
В настоящее время для диагностики психологической готовности используется большое количество методик, которые объединяют в блоки, батареи или исследовательские программы, руководствуясь необходимостью изучения разных психологических качеств: ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека (срисовывание группы точек, подражание письменным буквам и рисунок мужской фигуры по образцу и опросник для определения уровня мышления), «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина), методика диагностики психологической готовности ребёнка к школьному обучению Н. И. Гуткиной (определение уровня произвольности ВПФ, рисунок «Домик»). На основе этой методики есть система коррекционно-развивающих игр, позволяющих сформировать психологическую готовность к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе играет решающую роль в успехе ребенка в школе. Развитие эмоциональной, когнитивной и социальной готовности помогает ребенку преодолеть трудности и адаптироваться к новым учебным условиям. Путем использования методов психодиагностики можно лучше понять индивидуальные потребности ребенка и создать оптимальную образовательную среду, способствующую его успешному обучению в школе.
Высокие показатели психологической готовности, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, но не гарантируют, что в начальной школе не возникнет проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе»
Педагогический проект для старших дошкольников по формированию мотивационной готовности к школе посредством проектной деятельности....
«Готов ли ребенок к школе? Психологическая готовность к обучению в школе».
Незаметно подошло время поступления ребенка в школу. Это большое событие в жизни каждой семьи: у ребенка скоро появятся новые серьезные обязанности, его главным делом станет учеба. Школа предъявляет е...
Основные компоненты психологической готовности к школе
Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе.Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяет...
Компоненты психологической готовности к обучению в школе
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единс...
Основные компоненты психологической готовности к школе
Памятка для родителей. Седьмой год жизни -- продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается ...
Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительна...
Примерные упражнения по развитию компонентов психологической готовности к обучению в школе
подготовка к школе начинается с раннего возраста. Ребенок готов к обучению в школе если:........