Развивающие игры и подготовка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
ГБДОУ ЦРР д/с № 29
Красносельского р-на г. Санкт-Петербурга
ПРОГРАММА
Развивающие игры и подготовка к школе
Автор программы: воспитатель Павлова Е.Л.
г. Санкт-Петербург
2012 г.
Пояснительная записка
Переход от дошкольного возраста к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа жизни. Резко увеличиваются нагрузки, возрастает роль волевой регуляции. В связи с этим остро стоит проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Основной целью данной программы является психологическая подготовка детей к школе, профилактика дезадаптации и осуществление связи и преемственности между звеньями «Детский сад – школа». Занятия направлены на развитие психических познавательных процессов, которые являются ведущими в учебной деятельности.
В занятия включены биоэнергетический самомассаж ладоней и гимнастика для пальцев, что является хорошим профилактическим средством, снижающим повышенный уровень тревожности, перегруженность наших основных анализаторов (слухового и зрительного), а так же тренирует и развивает мелкую моторику, подготавливая руку к овладению навыками письма.
Еще издавна было замечено, что между организмом и внешней средой существует определенное взаимодействие. На любое изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-либо реакцией. Связь между организмом и окружающим миром осуществляется через органы чувств. Все возникающие возбуждения по чувствительным центростремительным нервам направляются в спиной или головной мозг, где расположены нервные центры, отвечающие за переработку и анализ информации. На поверхности кожи очень много биологически активных точек (БАТ). Подобные же точки имеются и у всех внутренних органов. Воздействие на БАТ дает благотворный эффект: улучшается самочувствие, настроение, генерируется энергия. Все точки соединены в единую систему. Любое воздействие на одну БАТ немедленно передается на другие. В итоге (и это исследовано учеными) происходит изменение характеристик БАТ, усиление информационного и энергетического потока в организме. Именно через активно действующие БАТ наш организм (и головной мозг в особенности) принимает информацию и энергию. Вот почему биоэнергетический самомассаж ладоней уместен и эффективен в начале занятия.
Известна так же взаимосвязь между уровнем развития мозга (определенных его зон) и развитием руки, мелкой моторики. Воздействие на руку (кисть, отдельные пальцы) оказывает влияние на развитие речи и умственное развитие, поэтому целесообразно одновременно с массажем использовать гимнастику для пальчиков.
Проблемы усвоения и переработки информации тесно переплетаются с проблемами внимания, памяти. Каждый, кто имеет дело с обучением, понимает, что уже сегодня, когда мы говорим об «информационном взрыве», увеличивающемся потоке, даже лавине информации, внимание учащихся, как и некоторые другие психические процессы, часто не в состоянии с этим справится.
Некоторые исследователи говорят о «сопротивляемости» школьников традиционным формам и методам обучения, а учителя давно ощущают это в своей повседневной работе.
Перегруженность зрительного и слухового анализаторов снижает эффективность усвоения информации, приводит к переутомлению учащихся, ухудшению их здоровья. Поэтому в поисках путей оптимизации учебного процесса приходится обращаться к нетрадиционным способам. К таким способам, которые одновременно имели бы психотерапевтический эффект, учитывая состояние здоровья наших школьников, относится ароматерапия и массаж ладоней сосновыми шишками.
Цвет, запах, слово в настоящее время являются более эффективными средствами воздействия, чем все остальные, поэтому было бы крайне неразумным не замечать и не использовать их.
Мозг человека руководит всеми жизненными отправлениями. Невероятно обширная информация, заложенная в мозгу, является основой интеллектуальной жизни и творческого потенциала. Для решения любой задачи требуется огромное количество нервной энергии. Этому как нельзя лучше способствуют растительные ароматы. Запах тех или иных растений оказывает воздействие на мозг.
А далее происходит регуляция деятельности всего организма. Установлена связь между эмоциональным состоянием учащихся, их самочувствием, успешностью в учебе и использованием ароматераии, т. е. воздействием на обонятельный анализатор.
К аргументам в защиту выбранного способа воздействия стоит отнести следующие: 1) комплексность воздействия (не только на психические познавательные процессы, но и на самочувствие школьников), 2) нетрадиционность способа, что не вызывает сопротивления учащихся, а наоборот привлекает их, 3) наличие специальных графиков, таблиц по использованию растений и их запахов, т. е. научную обеспеченность, достаточную разработанность отрасли, 4) ну, и наконец, актуальность и перспективность способа, что можно было бы поставить на первое место в аргументации.
У ароматерапии в сочетании с фитотерапией большое будущее, именно этим отраслям принадлежит ведущая роль в оздоровлении населения, массовой и доступной психотерапии, в которой сейчас так все нуждаются.
Использование ароматерапии во время занятий в сочетании с массажем и гимнастикой для пальчиков является очень актуальным, эффективным, комплексным воздействием.
Содержание программы
Одним из критериев подготовленности ребенка к школе является владение приемами умственной деятельности, которое предполагает определенный уровень развития познавательных процессов. Это дифференциация восприятия, позволяющая наблюдать предметы и явления, выделять в них те или иные свойства и стороны, владеть логическими операциями, способами осмысленного запоминания материала. На все это и направлены развивающие игры, упражнения, задания, входящие в данную программу.
Курс предусматривает первичную диагностику с последующей коррекцией и дифференциацией содержания и домашних заданий и заключительную диагностику в конце обучения.
В программу включены методики диагностики и развития слуховой памяти, зрительной памяти, объема внимания, концентрации внимания, а так же игры, развивающие творческие, комбинаторные способности, мелкую моторику. Кроме развития памяти и внимания, программа включает в себя такие разделы, как «Вербальный интеллект», «Невербальный интеллект», «Фонематика».
Во время выполнения всех этих игр и заданий происходит комплексное развитие, тренировка психических познавательных процессов и предполагается повышение общего уровня развития и подготовленности дошкольников к успешному обучению, профилактика дезадаптации к школе.
Структура занятий (25 минут)
I. Биоэнергетический самомассаж ладоней – 5 минут.
Каждое движение выполняется по 1 минуте: растирающие, поглаживание ладоней косточками пальцев, растирание основания каждого пальца начиная с мизинца, «доящие» движения для каждого пальца, начиная с мизинца, заключительное растирание для всей ладони. Возможно использование детского крема, сосновых шишек.
II. Гимнастика для пальцев – 5 минут.
В комплекс включены упражнения как для всей кисти, так и для каждого пальца. Гимнастика способствует развитию памяти, внимания (последовательность упражнений, движений в массаже), мелкой моторики.
III. Работа в тетрадях, выполнение упражнений, заданий, тестов, игр согласно плану – 15 минут.
При необходимости и по заявкам родителей на занятиях используются ароматы розы, жасмина, лаванды, апельсина, пачули, нероли (аромалампы).
Используемые методики, игры
Методика «10 слов» (оперативная вербальная память)
Назначение методики: позволяет определить объем непосредственного запоминания вербального материала.
Оборудование: набор из 10 слов (дом, солнце, ворона, часы, карандаш, молоко, стол, снег, окно, книжка).
Инструкция: Сейчас я прочитаю (назову) вам несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить и потом повторить.
Процедура обследования: слова предъявляются в медленном темпе ~ 1 слово в 1 секунду. Набор слов предъявляется однократно и отчетливо (в случае диагностики) и до 3-5 раз, возможно со специальными «звуковыми помехами» (тихая музыка, например), в случае тренинга. Методика может использоваться и как диагностическая и как тренинговая (в последнем случае меняется набор слов).
Способы фиксации результатов: 1) устное проговаривание всей группой (тренинг), 2) запись «картинками» в тетрадях. Пример: дом, ель, снеговик, варежки, бант, ваза, роза, дождь, туча, зонт. Возможен индивидуальный контроль.
Шкала оценок
I уровень – 9-10 слов – очень высокий уровень
II уровень – 7-8 слов – выше среднего
III уровень – 5-6 слов – N, норма, готовность к успешному обучению
IV уровень – 3-4 слова – ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг
V уровень – 2 и меньше – требуются дополнительные обследования специалистов
Данная шкала применяется только при диагностике, после однократного повторения набора слов (см. инструкцию).
Методика «Пиктограммы» (тест А. Лурии)
Назначение методики: позволяет определить и развить ассоциативное зрительно-словесное запоминание.
Оборудование: набор из 16 слов (стул, шапка, ручка, банка, звезда, переход, ключ, картинка, ночь, чай, бегемот, фигурное катание, футбол, платье, улыбка, мир).
Инструкция: Сейчас я прочитаю (назову) вам несколько слов. К каждому слову, которое я буду читать, вы должны будете нарисовать что-нибудь такое, что поможет вам лучше запомнить слово.
Процедура обследования: слова предъявляются по одному, медленно, дается время на «запись». Затем, глядя в свои картинки, дети должны вспомнить все слова.
Фиксация результатов: устная (по очереди «читают» свои слова. Визуальная (выборочно): преподаватель просматривает «записи», уточняет у детей, какие слова «записаны».
Оценка результатов:
Хороший уровень – дети правильно вспоминают все слова, легко находят и изображают образцы-ассоциации ко всем словам.
Средний уровень – затрудняются в подборе ассоциаций к абстрактным словам (мир, сомнение, вражда); вспоминают не се слова.
Низкий уровень – затрудняются подобрать ассоциации в большинстве случаев, образцы-изображения неадекватны и малопонятны. Вспоминаю менее 10 слов.
Методика «Ассоциации» (ассоциативно-логическая память)
Назначение методики: развитие и тренинг логической и механической памяти, классификации, сформированности понятий..
Оборудование: используется 4 ряда пар слов. Между словами в паре логическая связь. В последнем ряду такую связь установить сложно, идет развитие механической памяти.
Образец
машина колесо | крыло птица | береза дерево | снег белый |
часы стрелка | месяц год | орел птица | трава зеленая |
пальто пуговица | дерево лес | шкаф мебель | мак красный |
гитара струна | ягода варенье | малина ягода | сахар сладкий |
фраза слово | страница книга | сок напиток | вода прозрачная |
тюльпан лепесток | дом улица | пальто одежда | река глубокая |
дерево ветка | палец рука | огурец овощ | море синее |
лицо глаза | рукав пиджак | гвоздика цветок | сирень душистая |
лиса хвост | каблук сапог | май месяц | осень золотая |
стадо овца | полка шкаф | кувшин посуда | очи черные |
рой пчела | экспонат музей | туфли обувь | книга интересная |
Процедура обследования: слова предъявляются парами, все 4 ряда сразу. В случае затруднения – по 2 ряда (в зависимости от подготовленности группы). После первого предъявления читаются вновь, но уже по 1 слову из каждой пары. Второе слово дети вспоминают и называют хором. Первая пара каждого ряда предъявляется как образец.
Инструкция: я сейчас прочитаю вам 4 (2) ряда слов. Слова буду читать парами. В каждой паре слова как-то связаны друг с другом. Внимательно послушайте и постарайтесь понять, как связаны друг с другом слова… предъявляются пары слов (в медленном темпе, отчетливо)… А теперь я буду называть только по 1 слову из каждой пары, а второе вы должны будете вспомнить или догадаться по смыслу. Читаю 1 ряд, образец такой: машина – колесо. Дальше вспоминайте все вместе. Часы - …, пальто - …, и т. д.
Методика используется только как тренинговая в данном случае, в случае затруднения задания упрощаются, несколько раз повторяется образец, инструкция.
Методика «10 картинок» (произвольная зрительная память)
Назначение методики: позволяет определить и увеличить объем произвольного зрительного запоминания.
Оборудование: набор из 10 картинок (мяч, яблоко, гриб, морковка, бабочка, шапка, матрешка, цыпленок, мак, грузовик).
Инструкция: Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы постарайтесь их запомнить.
Процедура обследования: картинки предъявляются по одной, медленно (1 секунда – 1 картинка. Дети должны воспроизвести весь набор картинок на вербальном уровне (хором или по одному). В случае хорошей подготовленности группы возможна «запись» запомненных объектов картинками в тетрадях (аналогично методике «Пиктограммы»). Набор картинок для такого воспроизведения подбирается специальный, чтобы дети могли легко воспроизвести картинку в тетрадях. Картинки предъявляются на листах картона, размеры каждой ~ 20х10 см.
Оценка результатов: (при диагностике) проводится аналогично методике «10 слов» (см. шкалу оценок слуховой памяти).
Методика «Квадрат» (тест А. Лурии)
Назначение методики: диагностика и тренинг зрительной памяти, объема внимания.
Оборудование: наборы «квадратов» для групповой демонстрации (размеры 30х30 см.) и для индивидуального тренинга (размеры 6х6 см.). У детей в тетрадях чистые квадраты для записи результатов.
Инструкция: Сейчас я покажу вам квадрат с картинками. Внимательно посмотрите на него и постарайтесь запомнить, в каком «окошечке» (клетке) какая картинка. После этого я уберу свой квадрат, а вы по памяти постарайтесь зарисовать все, что запомнили. Каждую картинку обязательно нужно рисовать в своем окошечке (клетке), они у вас в тетрадях.
Процедура обследования: большие квадраты (30х30) предъявляются всей группе одновременно, в течении 10 секунд. Затем демонстрационный квадрат убирается, а дети в тетрадях в заранее приготовленных квадратиках фиксируют результаты. Маленькие квадраты (6х6) лежат у каждого на парте, рисунком вниз. По команде учителя квадраты переворачиваются, демонстрируются 10 секунд (или большие, в зависимости от подготовленности группы). Затем следует команда учителя «Стоп!» и все переворачивают квадраты снова рисунком вниз. Вновь идет фиксация результатов в тетрадях.
Одновременно осуществляется нравственное воспитание, воспитание силы воли, выдержки (не подсматривать, не списывать у соседа).
Оценка результатов:
I уровень – 8-9 правильно воспроизведенных клеточек – очень высокий уровень
II уровень – 6-7 правильно воспроизведенных клеточек – больше N, выше среднего
III уровень – 3-5 правильно воспроизведенных клеточек – N, норма, готовность к успешному обучению
IV уровень – 2 и меньше правильно воспроизведенных клеточек – ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг.
Методика «Зашумленный текст»
Назначение методики: диагностика и тренинг концентрации внимания, совершенствование навыков чтения.
Оборудование: индивидуальные карточки с зашумленным текстом 2-х уровней сложности (I – по одному слову в каждой строчке, II – по нескольку слов в строчках).
АБВГДШКОЛАЕЖЗИЙКЛ МКАШАНОПРСТУФХЦЧШЩ ЭЮЯЙБВГДЕГМАШАБВГ | ФБАРАБАНКАШАРФАКТОВАРИЩИ БЕЛКАРАНДАШАПКАШТАНГАРАЖИ ВЕСНАРЯДЕРЕВОСТОКНОПКАТЯПА |
I II
Инструкция: у вас на партах лежат карточки с текстом. В них спрятаны слова. Вы должны найти их и записать печатными буквами к себе в тетрадь. Слова искать и выделять нужно только глазами, подчеркивать ничего нельзя. В случае затруднения дается показ 1-2х слов, их запись на доске. Возможен обмен карточками, если задание быстро выполнено (аналогично в методике «Квадрат» при индивидуальной форме работы).
Оценка результатов: во время заключительной диагностики предъявляется ребенку карточка с зашумленным текстом из 5 строчек, в каждой строчку по нескольку слов. Испытуемый должен за 1 минуту прочитать (вербально воспроизвести) не менее 10 слов.
I уровень – 10 и более слов – очень высокий, готовность к успешному обучению
II уровень – 5-9 слов – средний уровень, готовность к обучению
III уровень – 4 и меньше слов –ниже нормы, т. н. «группа риска», необходим тренинг.
АБВЕСНАТАШАШКИНОСАМОЛЕТЧИКЛМИРИМ БВГОРОДИНАДЕЖДАШАГРОЗАЛИВАННАВРАЛО ВГДОМОЛОКОРОВАЛЕНКИСТЬФЛАГАЛЯЛЯМКА ГРОМАНКАШАЛАШУБАРСУКРОПОЛЕСНЕГОВИК ДОРОГАРАЖУРНАЛИМОНАДЕРЕВОЛАДУШКИСА |
Методика «Найди цифры»
Назначение методики: тренинг переключения внимания, закрепление знаний последовательности чисел натурального ряда.
Оборудование: индивидуальные карточки с цифрами 2 варианта: одноцветные и разноцветные.
Инструкция: у вас на партах лежат карточки с цифрами. Но эти цифры расположены не по порядку. Вы должны будете по моей команде найти цифру «1» и записать ее в тетрадь. А затем отыскать и записать все цифры по порядку от 1 до 10. Время выполнения фиксируется учителем. Через 1 минуту следует команда «Стоп!».
Одновременно идет развитие волевой сферы, умения работать по команде, по заданному алгоритму. Возможны усложненные задания (в зависимости от подготовленности группы): а) – найти и записать цифры от 8 до 16; б) найти и записать цифры от 20 до 10 (в обратном порядке).
Методика «Распределение внимания»
Назначение методики: тренировка распределения внимания, закрепление знаний геометрических фигур, основных цветов, навыков складывания, простейших чисел (в пределах 10).
Оборудование: демонстрационный материал в идее полосок картона, на которых изображены геометрические фигуры с цифрами (а, б, в).
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. Запомните все, что на ней изображено». Демонстрируется карточка в течение 15 секунд. Постепенно время экспозиции доводится до 10 секунд. После истечения времени экспозиции группе дается задание: сложите в уме эти цифры и запишите в тетрадях ответ (сумму). После выполнения первого задания дается второе: вспомните и нарисуйте фигуры и цифры в них. Третье задание: вспомните, какого цвета были фигуры и какого цвета цифры в них. Назовите эти цвета и раскрасьте фигуры и цифры в тетрадях нужным цветом. В случае затруднения задания упрощаются: сначала рисуют фигуры и цифры в них, потом складывают и записывают сумму, после этого вспоминают цвета. Возможны усложнения (в зависимости от уровня подготовки группы) – не 2 фигурки а 3 на одной карточке.
Оценка результатов:
I уровень – дети выполняют все задания правильно и быстро – очень высокий уровень, больше N
II уровень – правильно выполняются 2 задания, 3-е – с ошибками, не полностью, ≈ N – норма, готовность к обучению.
III уровень – задания не выполняются или выполняются не полностью, с ошибками, так называемая «группа риска», необходим тренинг.
Методика «Змейка» (по Озерецкому).
Назначение методики: оценка и тренировка зрительно-моторной координации – одной из составляющих операционного интеллекта ребенка.
Оборудование: текстовые бланки, фломастеры, секундомер.
Инструкция: будете быстро ставить точки посередине кружков – вот так! (показать на листе, прикрепленном к доске). Точка ставится одним прикосновением фломастера. Когда я скажу «стоп», обязательно остановитесь.
- Сколько раз можно дотронуться до кружочка? (1 раз).
- Как нужно работать (быстро и аккуратно).
- Верно. Начинаем.
Процедура обследования: инструкция дается по подражанию. Работа продолжается 30 секунд до команды «стоп».
n=74
n1=
n2=
Обработка: учитывается количество кружков на бланке (n=74), общее количество точек, проставленных за 30 сек. (n1). Ошибками считаются точки вне кружков, пропуски, точки, попавшие на окружность (n2). Вычисляется коэффициент успешности выполнения задания .
По коэффициенту определяется уровень успешности выполнения задания.
Оценка результатов:
I уровень – 80-100% - очень высокий
II уровень – 50-79% - больше N, выше среднего
III уровень – 30-49%, N, готовность к успешному обучению
IV уровень – 10-29%, т.н. «группа риска», необходим тренинг
V уровень – 0-9%, требуются повторные дополнительные обследования.
Методика «Лабиринты»
Назначение методики: тренировка моторной координации, подготовка руки к овладению навыками письма.
Оборудование: бланки или изображения лабиринтов в тетрадях, фломастеры.
Инструкция: посмотрите внимательно на изображенные лабиринты, вам нужно провести линии от стрелочек к точкам, не касаясь стенок лабиринта и не отрывая фломастер от бумаги.
Оценка результатов: визуальная, выборочная. Возможно оценивание в баллах и ранжировка детей по группам в зависимости от уровня развития моторики с последующими домашними заданиями:
Д.З. Оденьте иголки на елочку
Выполните штриховку
Дорисуйте и раскрасьте.
Таблица уровней:
I уровень – 8-9 баллов, высокий уровень, больше N
II уровень – 6-7 баллов, N, готовность к успешному обучению
III уровень – 4-5 баллов, т.н. «группа риска», необходим тренинг
IV уровень – менее 3 баллов, требуются дополнительные занятия, обследования.
Каждый из трех лабиринтов оценивается максимально в 3 балла. Если линии проведены аккуратно, ровно, не дрожащие, не касаются стенок лабиринта – 3 балла. Если есть 1 касание стенок, линия идет неровно – 2 балла. Линии неровные, сеть несколько касаний стенок – 1 балл.
Сумма баллов по трем лабиринтам оценивается по таблице (см. I - IV уровень).
Дополнительно для индивидуальных Д.З.
Лабиринт (аналог субтеста Векслера).
Родители могут сами нарисовать подобные лабиринты и проконтролировать выполнение задания: как можно быстрее найти выход, не отрывать в течение всего поиска карандаш от бумаги, не задевать линии лабиринта, не пересекать их (каждое касание – ошибка и каждый поворот назад – ошибка).
Графический диктант (по Эльконину).
Назначение методики: развитие умения действовать строго по инструкции, тренировка моторики, координации движения.
Оборудование: тетрадные листы в летку, на которых заранее поставлены 3 точки, карандаши, демонстрационный лист у преподавателя.
Инструкция: сейчас вы будете рисовать узоры под диктовку. Посмотрите. Как я выполню 1-й узор (показ на демонстрационном листе). Поставьте карандаш на первую точку и больше не отрывая его от бумаги, выполняйте все действия под диктовку. Внимание, начали: одна клеточка вверх, одна - вправо, одна клеточка вниз, одна - вправо, одна - вверх, одна - вправо, одна – вниз… Теперь продолжите рисовать дальше сами, точно так же
Диктант 2. Поставьте карандаш на вторую точку, начинайте чертить: 1 кл. ↑, 2 кл. →, 1 кл. ↑,1 кл. →, 1 кл. ↓, 2 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↑, 2 кл. →, 1 кл. ↑,1 кл. →, 1 кл. ↓, 2 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →… Дальше продолжайте чертить точно такой же узор сами.
Диктант 3. Поставьте карандаш на третью точку, начинайте чертить: 1 кл. →, 2 кл. ↑, 1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 2 кл. ↑, 1 кл. →, 1 кл. ↓,1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 2 кл. ↑1 кл. →, 1 кл. ↓, 1 кл. →, 1 кл. ↓… Дальше продолжайте сами.
Оценка результатов:
5 баллов – за безошибочный диктант в 3-х вариантах и самостоятельное продолжение узора
3 балла – 1-2 ошибки, узор не продолжен
2 балла – ошибок больше 3-х
1 балл – ошибок больше, чем правильно выполненных элементов.
Методика на выявление конкретизаций понятий (Ульенкова У.)
Назначение методики: позволяет выявить уровень сформированности анализа, синтеза, сравнения, обобщения понятий.
Оборудование: наборы слов на отдельных карточках.
Инструкция: назовите какие (какая) бывают (показ карточки со словом) 1. игрушки, 2. обувь, 3. одежда, 4. цветы, 5. деревья, 6. птицы, 7. рыбы, 8. животные?
Процедура обследования: карточки со словами предъявляются по одной, при предъявлении первого слова можно помочь.
Оценка результатов:
«5» - дети самостоятельно справляются со всеми предложенными задачами, называют более пяти объектов, входящих в данный класс. Например, обувь бывает резиновая, кожаная.
«4» - самостоятельно решаются задачи на более низком уровне: называют много объектов (предметов), но отсутствует попытка классифицировать предметы.
«3» - указывается малое количество предметов, нуждаются в наводящих вопросах учителя.
«2» - решают лишь знакомые по личностному опыту задания, называя 1-2 объекта.
«1» - совсем не справляются с заданием.
Методика на выявление умения классифицировать (Ульенкова У.)
Назначение методики: позволяет выявить уровень сформированности умения классифицировать.
Оборудование: набор из 16 карточек с изображением птиц, рыб, посуды, мебели (4 картинки в каждой группе).
Инструкция: посмотрите внимательно на карточки. Разложите их на 4 кучки так, чтобы предметы подходили друг к другу.
Процедура обследования: детям выдаются наборы из 16 карточек (по одному на парту), возможна работа у доски 1-2 детей.
Оценка результатов:
«5» - дети легко справляются с заданием, без ошибок, правильно отвечают на все вопросы («Почему так разложили?»).
«4» - самостоятельно раскладывают карточки, но комментируют свои действия с помощью учителя.
«3» - задание выполняется только с активной помощью учителя.
«2» - раскладывают картинки в случайном порядке, не выделяя какой-нибудь признак.
«1» - совсем не раскладывают картинки, просто играют с ними.
Методика на выявление умения сравнивать (Ульенкова У.)
Назначение методики: выявление умения сравнивать, изучение процессов анализа и синтеза.
Оборудование: список понятий, которые предъявляются детям в устной форме.
Инструкция: послушайте внимательно и скажите, чем похожи и чем отличаются эти слова: одуванчик – ромашка, ель – береза, кошка – собака, звери – люди, животные – растения.
Оценка результатов:
«5» - все задания самостоятельно решаются, выделяются существенные общие и отличительные признаки.
«4» - признаки сходства и различия находятся только у 4 пар. Пятое задание не выполняется.
«3» - самостоятельно решить задание не могут, нуждаются в наводящих вопросах.
«2» - задачи не решают, на вопросы учителя даются случайные ответы.
«1» - отказ выполнять задание.
Методика «Пятый – лишний»
Назначение методики: диагностирует умение выделять существенные признаки предметов и делать на этой основе обобщения. Подводя выделенную группу предметов под родовое понятие, владение анализом и синтезом. Умение классифицировать предметы.
Оборудование: набор из 10 проб, по 5 слов в каждой.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, пруд.
3. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
5. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
6. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
7. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
9. Январь, весна, декабрь, апрель, август.
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Инструкция: «Я сейчас буду читать вам слова. В каждом ряду одно слово из пяти лишнее, не подходит, не такое, как остальные. Его надо исключить. Слушайте и называйте, какое слово лишнее». При правильном ответе задается вопрос: «Почему?».
Оценка результатов:
I уровень – 9-10 правильных ответов с объяснениями, очень высокий
II уровень – 7-8 правильных ответов, выше среднего
III уровень – 5-6 правильных ответов, N, норма, готовность к обучению
IV уровень, 3-4 и меньше, «группа риска», необходим тренинг.
Методика «Исключи лишнее»
Назначение методики: диагностирует невербальный интеллект, умение выделять существенные признаки предметов, умение анализировать, классифицировать предметы.
Оборудование: серия карточек 2-х уровней сложности (а, б). На каждой карточке одну картинку нужно исключить, т.к. она непохожа на остальные.
Инструкция: Посмотрите внимательно на эти картинки. В каждом ряду одна картинка – лишняя, не такая, как остальные, не похожа на них, ее надо исключить. Покажите мне эту картинку, объясните, почему она лишняя.
Карточки I уровня сложности (а)
(по 4 в каждой серии) 5 серий (рядов)
Карточки II уровня сложности (б)
(по 5 в каждой серии) 5 серий (рядов)
Процедура обследования: детям поочередно предлагается для рассмотрения 5 рядов с изображения различных картинок (форма «а») и фигур (форма «б»). После внимательного рассмотрения каждого ряда дети должны найти тот рисунок, которого там быть не должно, показать его и объяснить, почему он лишний.
Карточки формы «а» используются как тренинговые. Карточки формы «б» используются как диагностические (индивидуально и в группе).
Оценка результатов (для формы «б»):
За каждое правильно выполненное задание ставится 1 балл.
Высокий уровень – 5 баллов.
Средний уровень – 3-4 балла.
Низкий уровень – 1-2 балла.
Методика «Чего не хватает»
Назначение методики: направлена на развитие невербального интеллекта, выявление особенностей обобщения на образном материале.
Оборудование: серия карточек, на каждой из которых изображены по 3 ряда геометрических фигур, цифр, букв. В третьем ряду один рисунок отсутствует. Задача – нарисовать недостающую фигуру.
Инструкция: Внимательно рассмотрите рисунок, помещенный в рамку. В нем есть пропуск, обозначенный вопросительным знаком. Какой из находящихся рядом фигур можно его заполнить? (карточки 3, 4).
Дорисуйте недостающую фигуру, рисунок у себя в тетрадях (карточки 1, 2. 5).
Процедура обследования: карточки предлагаются по одной в следующей последовательности: 3, 4, 1, 2, 5. Результаты фиксируются в тетрадях, на доске.
Оценка результатов:
I уровень (высокий) – все 5 рисунков выполнены правильно
II уровень (средний) – 3-4 правильных рисунка, ≈ N
III уровень (низкий) – 2 и меньше, необходим тренинг.
Методика «Запиши слова кружочками» (по П. В. Нечаевой).
Назначение методики: определение уровня развития фонематического анализа слова и способности перекодировать звуковой код в знаковую систему.
Оборудование: лист бумаги, ручка (карандаш).
Инструкция: Сейчас мы попробуем записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.
Разбирается образец: суп O O O
Процедура обследования: дети рисуют кружочки под диктовку учителя на листе бумаги.
Набор слов: ау, рука, сок, звезда, весна.
Обработка: при правильном выполнении задания запись должна быть следующей:
O O
O O O O
O O O
O O O O O O
O O O O O
Шкальные оценки:
I уровень – все схемы выполнены правильно (высокий уровень)
II уровень – 4 схемы выполнены правильно (средний уровень)
III уровень – 3 схемы выполнены правильно (средний уровень)
IV уровень – 1-2 схемы выполнены правильно (низкий уровень)
V уровень – все схемы выполнены неправильно (низкий уровень)
Средний уровень (3-4 схемы) ≈ N, готовность к обучению
Низкий уровень – необходим тренинг (та же методика с различными наборами слов (обязательно совпадение количества звуков с количеством букв).
Методика «Придумай слова на заданный звук»
Назначение методики: исследование особенностей звукового анализа слова, развитие умения дифференцировать, различать звуки в начале, середине, конце слова.
Оборудование: листы бумаги, разделенные на 3 части, ручки (карандаши), для письменной фиксации.
Инструкция: У вас на столах листочки. Посмотрите внимательно, они разделены на 3 столбика, а вверху написаны буквы (у всех – разные). Вам нужно придумать слова, которые начинались бы с этой буквы, звука. Придуманные слова запишите в первый столбик. После этого придумайте слова, у которых этот звук (буква) будет в серединке (не первым и не последним), запишите их во второй столбик. И наконец, придумайте и запишите в третий столбик слова, у которых заданный звук будет в конце, последним. Слова записывайте печатными буквами или картинками.
Звук «Р»
Оценка результатов:
Высокий уровень – безошибочное выполнение, заполнены все три столбика
Средний уровень – 1-2 ошибки, 1 незаполненный столбик (≈ N, готовность к обучению)
Низкий уровень – 3 и более ошибок (необходим тренинг)
Методика «Дорисуй рисунок»
Назначение методики: развитие воображения, комбинаторных, творческих способностей, моторики.
Оборудование: листы бумаги с незаконченными рисунками, карандаши.
Инструкция: Посмотрите внимательно на эти незаконченные рисунки. Что они вам напоминают? На что похожи? Добавьте необходимые линии, детали, чтобы получился законченный рисунок. Постарайтесь придумать такой рисунок. Какого ни у кого в группе нет, редкий, оригинальный.
Оценка результатов: визуальная, без баллов. Методика используется как тренинговая.
Для диагностики креативных (творческих) способностей используется образный Торренс (форма «Б»).
Развивающая игра «Собери квадрат»
Назначение игры: развитие цветоощущения, усвоения соотношения целого и части, формирование логического мышления и умения разбивать сложную задачу на несколько простых. Развитие мелкой моторики.
Оборудование: на каждой парте коробка (или большой конверт) с набором квадратов 8х8 см, вырезанных из цветного картона. Возможно самостоятельное изготовление игры дома с родителями. Первые три квадрата дети вырезают по трафарету на занятии, подписывают детали (к1 – квадрат 1, к2 – квадрат 2 и т.д.) и разрезают с помощью учителя. Остальные квадраты (всего 36) изготавливаются дома.
Задания к игре:
- Разложить кусочки квадратов по цвету. Злая фея перемешала все кусочки квадратов и теперь никто не может разобраться. Для того, чтобы помочь, надо:
а) перевернуть кусочки квадратов лицевой стороной вверх;
б) разложить кусочки квадратов кучками по цвету и назвать цвета;
в) уложить кусочки квадратов в конверты (или коробки).
- Разложить кусочки квадратов по номерам.
а) перевернуть кусочки квадратов тыльной стороной вверх;
б) разложить кусочки квадратов по номерам;
в) разложить пустые конверты по порядку;
г) уложить кусочки квадратов в соответствующие конверты.
3. Сложить из кусочков целый квадрат.
а) разложить кусочки квадратов кучками по цвету;
б) сложить из кусочков целый квадрат (такого же размера, как неразрезанный образец к-1).
4. Кто быстрее сложит квадраты?
Здесь малыши учатся не только делать что-то быстро, но и находить кратчайший путь решения задачи.
5. Придумать новые квадраты.
В игре квадраты разрезаны только по прямым линиям. А можно разрезать, используя окружность и ее части, или другие кривые и т.д.
Квадрат №1 (неразрезанный образец) Квадрат №5 (все детали подписаны)
Все квадраты изготавливаются из плотного картона!
Лист № 1 (самый простой)
Лист № 2
Лист № 3 (самый сложный)
В зависимости от уровня подготовки детей им предъявляется лист № 1 (наиболее простой) и конверт с образцом (8х8), а также разрезанными квадратами № 2-12, или лист № 2 (средней сложности) с набором квадратов № 13-24, или лист № 3 с квадратами № 25-36. Первый этап – попытка сложить квадраты самостоятельно. В случае затруднений – обращаться к листу с подсказками, где показаны все линии разрезов.
Развивающая игра «Бабочка»
Ваниорек Назначение игры: развитие восприятия, цветоощущения, умения классифицировать, действовать по образцу, по заданному алгоритму. Развитие творческих способностей, мелкой моторики.
Оборудование: конверты, в которых лежат 4 бабочки (одна образец, неразрезанная, 3 бабочки из плотного цветного картона разрезаны на детали, каждая деталь подписана: Б1 – бабочка № 1, Б2 – бабочка № 2, Б3 – бабочка № 3). Возможно самостоятельное изготовление игры с помощью образца на одном из занятий.
Алгоритм игры:
1. Разложи части бабочки по цвету.
2. Собери три одноцветных бабочки.
3. Собери бабочек с чередованием полосок.
4. Убери части бабочек в конверт.
Возможны варианты:
5. Наклей части собранной бабочки на картон.
6. Вырежи новую бабочку.
7. Обведи и раскрась в тетради.
8. Придумай узор, рисунок из бабочек, раскрась.
Одновременно с вышеперечисленными функциями идет развитие волевой сферы, выдержки, усидчивости, т. к. части бабочек перемешаны. Все надписи делаются с тыльной стороны!
Чтобы получились «полосатые» бабочки нужно вырезать по одному трафарету 3 разноцветные бабочки и разрезать их одинаково (например вариант 3).
Список литературы
- Хрестоматия по вниманию – изд. Московского Университета, 1976.
- Хрестоматия по психологии /под ред. Петровского А. В. – М., “Просвещение“, 1987.
- Развивающие игры для детей, справочник – М., “Физкультура и спорт“, “Томо“, 1990.
- Чего на свете не бывает – М., “Просвещение“, 1991.
- Занятия по развитию речи в детском саду – М., “Просвещение“, 1993.
- Ершова Е. А. Развивающие занятия ( для детей дошкольного и младше школьного возраста) – СПб, 1993.
- Нестеренко А. Страна загадок – Р-н-Д, 1993.
- Гунина Е. В. Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста – Чебоксары, 1993.
- Зуева И. Ю. Комплексная методика диагностики интеллекта детей 6 – 9-летнего возраста /ред. Мозгуновой Л. А. – СПб, 1993.
- Лучшие психологические тесты – Петрозаводск, “Петроком”, 1993.
- Психодиагностическая работа в начальной школе ч.1 Определение готовности к обучению в школе – СПб, “Образование“ РГПУ им. Герцена А. И.,1994.
- Учимся, играя – М., “Новая школа“, 1994.
- Ваниорек Л., Ваниорек Д. Ароматерапия – М., АО “Интерэксперт“, 1995.
- Чередникова Т. В. Скоро в школу – СПб, “Стройлеспечать“, 1996.
- Золотарев Ю. Г. Жить, не болея – СПб, “Социум”, 1996.
- Душистая аптека. Тайны ароматерапии – М., “Гитис“, 1996.
- Эдвард де Боно Латеральное мышление – СПб, “Питер“, 1997.
- Ларцева Е. Первый экзамен – СПб, “Акцидент“, 1998.
- Барташников А. А., Барташникова И. А. Учись мыслить – Харьков, “Фолио“, 1998.
- Симановская А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Татарникова Л.Г. Валеология в педагогическом процессе / монография-эссе – СПб, 2002.
- Татарникова Л.Г., Симошина Л.В. Технологии валеологического развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении – СПб, 2002.
- Подготовка к школе – М., «Просвещение», 2004.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ – Воронеж, «Учитель», 2006.
- Татарникова Л.Г. Педагогика здоровья: здоровьесберегающие образовательные технологии – СПб, 2010.
- Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки Фиолетового леса – СПб «Детство-Пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.
Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....
Развивающие игры при подготовке ребенка к обучению в школе
Данные игры позволят сблизиться с детьми дома, в общении,позволят найти контакт с будущим школьником....
Конспект развивающего занятия по подготовке к школе «Необычное интервью»
Задачи: Развивать познавательную активность у детей, интерес к учению, смекалку, творческие способности.Совершенствовать у детей психические процессы: внимание, воображение, мышление.Сформировать...
Картотека "Развивающие игры для подготовки к школе"
Картотека игр...
Коррекционно-развивающая программа по подготовке к школе "Скоро в школу"
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога, Федеральным Законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об об...
Памятка "Развивающие игры для подготовки детей к школе"
Данные игры рекомендуем в подготовительной группе, чтобы педагоги и родители ненавязчиво и весело развивали внимание, память, мышление, воображение детей в повседневной...