Подготовка к школе с младшего дошкольного возраста.
материал (младшая группа) по теме
Сообщение из опыта работы на педсовете, посвященном теме преемственности ДОУ и школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_preemstvennost.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность предполагает единый процесс, ее целью является обеспечение полноценного личностного развития, физиологического и психологического благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
Задача детского сада – воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной сферы, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его простейшим школьным навыкам. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, как известно, является игра. Без игровой деятельности невозможно полноценное психическое развитие ребенка-дошкольника. Готовность к школьному обучению возникает как результат полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, предполагающим наличие ведущей игровой деятельности. А также всех традиционных видов детской деятельности, которыми дети занимаются в своем коллективе самостоятельно и со взрослыми.
Основной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — умение ориентироваться в социальной действительности, любознательность, инициативность, умение самостоятельно принимать решения, произвольно и логически мыслить, творчески самовыражаться.
Согласно В.В.Давыдову, «современный, развитый тип детства отличается развернутой и четкой дифференциацией входящих в него возрастов (младенчество, ранний возраст, дошкольное детство, младший школьный возраст и др.). В таком виде он должен быть прожит и пережит каждым ребенком. Это обеспечивает саму перспективу социокультурного роста человечества и личностного роста человека». Недаром существует разделение дошкольного детства на младший, средний, старший дошкольный возраст, каждый из которых самобытен и должен быть прожит ребенком полноценно, взросление должно происходить своевременно и постепенно, от возникновения простейших форм содействия и сочувствия ближнему до первоначального формирования способности проверять свои отношения с ним нравственными мерками. От создания элементарных образов действительности силой детского воображения до построения развернутой и внутренне гармоничной смысловой картины мира. От проблесков первых осмысленных переживаний до развитого в посильных для ребенка границах умения владеть собой и своим поведением, соподчинять свои мотивы под углом определенной цели, т.е. действовать произвольно и целесообразно.
Конечно, тема преемственности наиболее актуальна в старшем дошкольном возрасте, однако непрерывный процесс обучения и воспитания начинается буквально с первых дней жизни ребенка, и тот факт, что ребенок должен пройти все ступени развития последовательно, позволяет нам говорить об актуальности данного вопроса и в других возрастных группах, в частности во второй младшей группе детского сада. Естественно, мы не учим детей необходимым в школе знаниям и умениям, но мы создаем предпосылки для учения уже в столь раннем возрасте, с учетом возрастных возможностей детей. Скажем, занимаясь художественным творчеством (лепкой, рисованием), развивая мелкую моторику рук и элементарное умение правильно держать карандаш, мы готовим руку ребенка к письму. Чтение художественной литературы формирует усидчивость, тренирует память, внимание, мышление, а небольшие пересказы содержания текста тренируют навыки построения грамотной монологической речи. Многообразие дидактических игр позволяет нам сделать знакомство с окружающим миром интересным и увлекательным, что обуславливает хорошее усвоение материала ребенком. В сюжетно-ролевых, ситуативных играх ребенок легко усваивает нормы и правила поведения в обществе, элементарные правила этикета, умение следовать правилам. В процессе коллективной деятельности дети учатся взаимоуважению, взаимовежливости. Формирование элементарных математических представлений позволяет нам уже в раннем возрасте помочь ребенку выстраивать ассоциативные цепочки, уметь объединять и обобщать по различным признакам (цвет, длина, высота, размер, количество, форма и т.д.), в возрасте 3-4 лет дети уже свободно могут считать до 3х и имеют представление о том, как пишутся цифры. Очень важно также, что именно в этом возрасте у детей формируется речь и от того, насколько качественно проходит учебно–воспитательный процесс, во многом зависит грамотность речи ребенка. Детям данной возрастной группы свойственно подражательство, это касается и речи и поведения, поэтому так важно наблюдать, беседовать с ними, собственным примером демонстрировать как грамотность речи, так и способы поведения и взаимоотношений между людьми.
Не менее важным аспектом является создание благоприятных условий для пребывания ребенка в ДОУ, особенно это касается малышей, которые перешли во вторую младшую группу из ясельной группы или же пришли в сад впервые. От того, насколько комфортно ребенок будет себя чувствовать в саду, зависит его желание и склонность к обучению и воспитанию, его стремление приходить в образовательное учреждение (ДОУ, затем школу) с радостью и интересом к получению новых знаний.
Личность, характер ребенка начинает формироваться в раннем детстве, и последовательное прохождение каждого возрастного этапа оказывает влияние на все последующие. В возрасте 3-4 лет дети учатся играть, но в игре уже осуществляется некий учебный процесс. Таким образом, мы в процессе игры ненавязчиво помогаем малышам овладеть необходимыми им в будущем знаниями, умениями и навыками, а радость, которую они испытывают, играя в многочисленные интересные игры, обеспечивает усвоение необходимого материала и, с другой стороны, - желание узнавать новое и овладевать новыми умениями, что уже является элементарными предпосылками для учения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические подходы к организации подготовки к прогулке в младшем дошкольном возрасте»
Подготовка к прогулке в младшей группе...
Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Рекомендации для педагогов ДОУ...
Программа кружка "АБВГДЕйка" по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста .
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, также развитию внимания, мышления и памяти. Развивается интерес и способности к ...
Статья "Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста".
quot;Социально-педагогические средства при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста". Подготовка ребенка к школе является важной...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы...
«Подготовка к школе детей старшего дошкольного возраста»
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и дея...