Конспект занятия по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» на тему: "Числовой отрезок"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Образовательная ситуация по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет) (реализация гендерного подхода в организации образовательного процесса) (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие») на тему: «Числовой отрезок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chislovoy_otrezok.docx | 100.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация по ФЭМП
в технологии деятельностного метода «Ситуация»
в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет)
(реализация гендерного подхода в организации образовательного процесса)
(интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)
«Числовой отрезок»
Разработчик воспитатель
МОУ «Начальная школа – детский сад № 115»
Селеменева Елизавета Сергеевна
Воспитатель
куратор
Зеленцова Наталья Николаевна
директор
МОУ «Начальная школа – детский сад № 115»
город Ярославль
январь 2021 год
Тип образовательной ситуации: открытие нового знания.
Цель: формирование представления о числовом отрезке, знакомство со способом сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить элементарные математические представления – о числовом отрезке, пространственные представления (вправо), математические действия (сложение);
- сформировать первоначальное умение сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке;
- сформировать опыт действия по алгоритму, использование критериев для обоснования своего мнения.
Развивающие:
- Содействовать развитию
- самостоятельности в познавательной деятельности;
- умению различать условную и реальную ситуации;
- умения выражать свои мысли;
- способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и
умения.
Воспитательные:
- Содействовать развитию
- способности выбирать себе участников по совместной деятельности;
- умению договариваться.
- Создать условия для активного взаимодействия со сверстниками.
Демонстрационный материал:
- квадрат акробат 8х8 см
- доска с отрезком 40см
- мел
- указка 2 шт
- песочные часы 1 мин
- коробка с кодовым замком
- кружки с цифрами Д=2см для кодового замка
6 7 8 5
- металлофон
- схема числового отрезка от 1 до 10 (на пластике)
- карточка 4+1 =5
- мольберт
- лесенка успеха на мольберте
Раздаточный материал:
- 8 числовых отрезков на бумаге от 1 до 4
- фломастеры
- 3 карточки с примерами (низ по цвету эмблемы)
5+1=
6+1= 7+1=
- 1 карточка с картинкой для составления задачи
- числовой отрезок от 1 до 10 А5
- числовой отрезок от 1 до 4 А5
- 8 смайликов
- лесенка успеха на мольберт
- 8 линеек
- квадратные эмблемы (5х5см)каждому разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный
Ход образовательной ситуации
- Введение в ситуацию.
Цель: создание интересной мотивации к познавательной и игровой деятельности.
Требования:
- ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
- обращение к личному опыту детей;
- создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в игровую деятельность (хочу-могу-надо);
- фиксация в речи детей «детской цели».
Мальчики стоят.
- Мальчики, у нас сегодня гости. Они пришли вместе с вами отправиться в геометрическую страну. Подойдите к ним и поздоровайтесь.
Мальчики подходят, здороваются с гостями.
- Теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Мне очень интересно узнать - вы занимаетесь спортом? (Да.)
- Как вы думаете, где можно заниматься спортом? (В спортивных секциях, спортивной школе, школа олимпийского резерва…)
- Мальчики, и в нашей с вами стране геометрических фигур тоже есть спортивная школа. С вами хочет подружиться ученик этой школы. Зовут его Квадрат-акробат.
Показываю его.
- Вы знаете, что такое акробатика? (Это такой вид спорта, где выполняют прыжки, кувырки, сальто…..)
- Наш новый знакомый Квадрат акробат очень любит акробатику, но совсем не дружит с математикой. И без знаний математики он не может правильно считать свои прыжки на акробатической дорожке.
Пауза. Показываю на квадрат.
- Что же будем делать? (Надо ему помочь) (Ему надо научиться считать прыжки)
-Конечно! Надо научить его правильно считать прыжки на акробатической дорожке.
- А вы сможете ему в этом помочь? (Да сможем.)
- Почему вы так решили? (Мы знаем математику) (Мы умеем считать, мы дружные, сообразительные, мы – команда, …)
- Вы хотите отправиться ему на помощь? (Да. Хотим) (Мы хотим оправиться на помощь)
- В чём же будет заключаться ваша помощь? (Мы научим его считать прыжки на дорожке) –ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ
Научить квадрата акробата правильно считать прыжки на акробатической дорожке
2. Актуализация знаний.
Цель: выделение важных знаний и умений у детей, необходимых для открытия нового знания.
Задачи: актуализировать представления об отрезке (часть прямой, у которой есть начало и конец); сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нём.
Игра «Дорожка».
- Тогда предлагаю пройти в акробатический зал.
Дети подходят к магнитной доске, на которой нарисован отрезок.
- Это – акробатическая дорожка.
- С помощью чего она изображена? (С помощью отрезка.)
- Докажите, что это – отрезок. (Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.)
- Квадрат-акробат, делая прыжок вперёд, передвигается на шаг по акробатической дорожке.
Воспитатель передвигает Квадрата-акробата по отрезку и ставит на отрезке риску.
- На сколько шагов он передвинулся? (На один.)
Воспитатель записывает число 1 под риской.
- Квадрат-акробат делает ещё один прыжок.
Воспитатель ставит новую риску.
- На сколько шагов относительно начала отрезка он передвинулся? (На два шага.)
Воспитатель записывает число 2 под риской.
- Далее наш друг делает ещё один прыжок.
Воспитатель ставит риску.
- На сколько шагов от начала отрезка он теперь передвинулся? (На три.)
Воспитатель записывает число 3 под риской.
- И, наконец, последний прыжок.
Воспитатель ставит риску.
- Внимание, на сколько всего шагов передвинулся Квадрат-акробат от начала отрезка? (На четыре шага.)
Воспитатель записывает число 4 под риской.
- Сколько одинаковых отрезков отложено? (4 отрезка.)
- О чём рассказывает каждое число? (О том, на сколько шагов передвинулся квадрат-акробат от начала отрезка) (Сколько одинаковых отрезков отложено.)
- Отрезок, составленный из одинаковых отрезков (показываю), обозначенных числами, называется числовым отрезком.
- С помощью такого числового отрезка легко складывать, пауза выполнять действия сложения.
-Но Квадрат-акробат не умеет этого делать. А вы сможете научить Квадрата-акробата правильно считать прыжки, то есть выполнять действие сложения с помощью числового отрезка? (Да, сможем)
3. Затруднение в ситуации.
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения
Задачи:
- создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания единицы с помощью числового отрезка;
- сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.
-Подойдите, пожалуйста, к столам. Для каждого из вас приготовлен числовой отрезок.
-Попробуйте с помощью числового отрезка к 1 прибавить 1. Запишите решение.
Мальчики выполняют задание. 1+1 =2
-Вы смогли правильно выполнить сложение? (Да смогли)
-Вы сможете объяснить Квадрату-акробату, как к 1 прибавить 1 с помощью числового отрезка? (…..)
-Попробуйте составить правило сложения с помощью числового отрезка.
Даю вам 1 минуту. Думайте!
Ставлю песочные часы
-Кто готов – дайте знак!
-Послушаем Сашино мнение. (Я думаю…; Мне кажется..;..)
-Почему ты так думаешь? (Я думаю…; Мне кажется..;..) (Мой ответ правильный, потому что…)
-Докажи!
-Вы можете с ним согласиться?
-Кто-то думает иначе?
-Ты также думаешь?
Мальчики не могут объяснить, как правильно считать прыжки с помощью числового отрезка.
-Вы смогли составить правило сложения с помощью числового отрезка? (Нет, у нас не получилось) (Мы не смогли составить правило сложения с помощью числового отрезка ) МЕСТО
-Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это объяснить) (Потому что мы еще не умеем считать с помощью числового отрезка) ПРИЧИНА
- С чем же вы столкнулись? (С затруднением.), (С трудностью.)
-Так что же вы должны узнать? (Мы должны узнать правило, как выполнять действие сложения с помощью числового отрезка) НОВОЕ ЗНАНИЕ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА
- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)
-Что интереснее? (Догадаться самостоятельно.)
4. Открытие нового знания.
Цель: сформировать представление о способе сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке, тренировать умение обосновывать своё мнение, опираясь на представление о порядке чисел на числовом отрезке; закрепить пространственные представления (вправо); сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов.
-Давайте вместе с вами и разберёмся и составим правило сложения с помощью числового отрезка. Вы согласны? (Да)
-Подойдите к числовому отрезку. Встаньте удобно. Рассмотрите его внимательно.
Мальчики рассматривают числовой отрезок на доске.
- Скажите, что происходит с числами при движении вправо? (Числа увеличиваются.)
Воспитатель указкой показывает.
- На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)
- Подумайте - какое математическое действие это вам напоминает? (сложение)
-Молодцы!
-Будьте внимательны! Какое действие надо выполнять, чтобы посчитать прыжки вперёд? (сложение)
-Начинаем считать прыжки!
- Найдите на числовом отрезке число 1.
-В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? (Вправо)
-Почему? (потому что при движении вправо числа увеличиваются.)
-Все согласны? (Да)
-Сколько шагов надо сделать? (Один шаг)
Воспитатель пишет на доске: 1+1=
Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2.
-Какое число получили? (Число 2.)
Воспитатель дописывает равенство1+1=2 и пишет новое: 2+1=
- Расскажите, как вы с помощью числового отрезка к 2 прибавите 1. (Найдём на числовом отрезке число 2, сделаем 1 шаг вправо. Получаем число 3.)
Воспитатель на доске 2+1=3.
-Кто решит следующий пример с помощью числового отрезка?
Воспитатель 3+1=
- Расскажи, свои действия. (Найду на числовом отрезке число 3, сделаю 1 шаг вправо. Получаем число 4.)
Воспитатель 3+1=4
- Мальчики, а теперь вы сможете рассказать Квадрату-акробату правило, как с помощью числового отрезка к числу прибавить 1. (Для того чтобы к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.)
Воспитатель вывешивает на другую доску схему числового отрезка (как образец в группу), на котором проведены дуги со стрелками от каждого числа к последующему (до 4). Над каждой дугой написано +1.
- Мальчики, вы молодцы! Вы смогли объяснить Квадрату-акробату правило сложения с помощью числового отрезка. Теперь он может правильно считать свои прыжки! Он очень благодарен вам за помощь!
- Квадрат акробат в знак благодарности дарит вам подарок.
Коробка с кодовым замком стоит на столе, под ней карточки с заданиями.
Воспитатель показывает коробку с кодовым замком.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Вдоль по отрезку»
Цель: закрепить представление о выполнении операций сложения на числовом отрезке способом присчитывания единицы; тренировать умение понимать и использовать схематический рисунок (числовой отрезок и стрелки) для составления простейших числовых равенств, сформировать опыт выполнения операций сложения с помощью числовой линейки; организовать двигательную активность детей.
-Необычная коробка! Как же её открыть? Посмотрите внимательно!
Воспитатель вертит коробку. Дети видят замок.
-Там замок. Его надо открыть!
-Кодовый замок! Вы знаете, что такое кодовый замок? (Это замок, который открывается с помощью чисел)
-Чтобы узнать эти числа и открыть замок, надо выполнить задания с помощью числового отрезка.
-Сколько здесь заданий? (4)
Воспитатель показывает на стол, на котором лежат карточки.
-А вас сколько? (А нас 8 )
-Что же делать? (Можно взять одно задание на двоих) (Разделиться на пары)
-Хорошо. Задание будете выполнять парами. Найдите себе пару по цвету эмблемы.
Мальчики находят себе пару по цвету эмблемы.
-Кто готов? Вижу.
-Каждая пара выберет себе задание по цвету эмблемы.
Мальчики выбирают себе задание по цвету карточек, соответствующие цвету эмблемы.
1 задание пример 5+1=6
2 задание пример 6+1=7
3 задание пример 7+1=8
4 задание задача 4+1=5
-Пройдите и займите место за рабочим столом.
Воспитатель выставляет пластиковый числовой отрезок.
-Посмотрите внимательно на мольберт. Числовые отрезки бывают разные. Выполнять задание вы будете с помощью такого числового отрезка, на котором числа расположены от 1 до 10.
-Точно такие же, только маленькие числовые отрезки я вам сейчас раздам.
Воспитатель раздаёт числовые отрезки от 1 до 10.
-Рассмотрите карточку. Посмотрите, какое у вас задание. Приступайте!
-Ответ запишите на карточке.
- Внимание! Кто готов, дайте знак. Кому требуется помощь, покажите.
- Вижу. Готовы. Договоритесь, кто из вас будет читать пример, а кто показывать, как вы выполняли действия на этом числовом отрезке.
Показывает на числовой отрезок пластиковый.
ПАУЗА.
- Слушаем Кирилла и Степана. Подойдите к числовому отрезку. Порадуйте меня!
-Какое у вас задание? (Нам нужно к 6 прибавить 1)
-Сколько получилось? (Семь)
-Объясните и покажите с помощью числового отрезка, как вы выполняли сложение.
(Мы нашли на числовом отрезке число 6. Сделали один шаг вправо. Получили число 7)
-Какое математическое действие вам необходимо выполнить? (сложение)
-Какое число вы найдёте на числовом отрезке?
-В какую сторону будете двигаться?
-Сколько шагов вы сделаете?
-Какое первое число кода на замке? (Семь)
Воспитатель вывешивает карточку с решением каждого примера на мольберт.
-Следующее задание.
Мальчики по очереди решают свои задания на числовом отрезке, проговаривая математические действия.
Воспитатель вывешивает карточки с решениями примеров.
-Итак, последнее задание и последнее число кода на замке!
-Какое у вас задание? (У нас задача)
-Вы смогли решить задачу с помощью числового отрезка?
-Кто из вас расскажет условие задачи. (….)
-Кто покажет решение на числовом отрезке.
Воспитатель вывешивает карточку с решением задачи.
- Как хорошо вы научились считать примеры и решать задачи с помощью числового отрезка.
-Посмотрите внимательно! Чем похожи все эти равенства.
(Мы везде прибавляли 1)
5+1=6
6+1=7
7+1=8
4+1=5
-Что значит прибавить1? (Назвать следующее число)
-А теперь самый ответственный момент! Ваши ответы являются числами кодового замка.
-Давайте проверим. Какое первое число? Второе, третье.........
Воспитатель берёт кружки с числами и вставляет в отверстия кодового замка.
-Внимание! Какое последнее число кодового замка? (Последнее число кодового замка - пять)
Код 6785
Звучит сигнал и коробка открывается.
В коробке лежат линейки для каждого.
-Ура! Вы правильно выполнили задания и тем самым правильно разгадали код замка.
-Давайте посмотрим, что вам подарил квадрат акробат? Что это? (линейки)
-Как вы думаете – для чего Квадрат акробат подарил вам линейки -помощницы? (…)
-Они будут заменять вам числовой отрезок.
- Молодец Квадрат акробат! Какие полезные подарки вам подарил! Линейки вам очень пригодятся на занятиях по математике.
- Ну, что, молодые люди. Нам пора возвращаться. Попрощаемся с Квадратом акробатом. Помашите ему рукой.
Мальчики уходят.
6. Осмысление (итог).
Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования:
* организация
-анализа детской цели;
-самооценки детьми уровня сформированности математических представлений и умений;
* фиксация уровня сформированности знаний и умений в речи;
* определение выполнения взрослой цели.
- Давайте отдохнём. Садитесь на ковёр.
- Мальчики, кому вы сегодня помогли? (Квадрату-акробату.)
- В чём заключалась ваша помощь? (Мы научили его правильно считать прыжки на акробатической дорожке с помощью числового отрезка.)
- Что нового вы узнали? (Мы узнали правило сложения с помощью числового отрезка)
- Где вам пригодится умение считать с помощью числового отрезка? (….)
- Что вам больше всего понравилось? (…)
- Мальчики, вы меня сегодня очень порадовали. Вы помогли Квадрату акробату научиться правильно считать прыжки, потому что узнали, что такое числовой отрезок и как выполнять с его помощью действие сложения.
- А сейчас надо будет оценить свою деятельность с помощью смайликов!
- Кому сегодня было легко решать примеры –можно расположить смайлик на верхней ступеньке.
- Кому надо ещё потренироваться – вы расположите смайлик на нижней ступеньке. Приступайте!
-Молодцы! Я вами горжусь!
-А теперь попрощайтесь с гостями! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4-5 лет «Письмо доброго друга»
Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной композиции «Морковка». Учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи). Закреплять знани...
Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы «Осеннее дерево»
Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка) Тема: «Осеннее дерево» Образовательные задачи: ...
Сценарий занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе (технология деятельностного метода «Ситуация»)
Сценарий занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе (технология деятельностного метода «Ситуация»)...
Конспект занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей младшей группы 3-4 года «Осеннее дерево»
Конспект занятияв технологии деятельностного метода «Ситуация»для детей младшей группы 3-4 года«Осеннее дерево»...
Сценарий занятия в технологии деятельностного метода "Ситуация" для детей подготовительной группы "Путешествие в подводный мир"
Расширить кругозор детей по теме "Обитатели морей и океанов"...
Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)
Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...