Конспект занятия по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» на тему: "Числовой отрезок"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Аплётина Елизавета Сергеевна

Образовательная ситуация по ФЭМП в технологии деятельностного метода «Ситуация» в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет) (реализация гендерного подхода в организации образовательного процесса) (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие») на тему: «Числовой отрезок»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislovoy_otrezok.docx100.22 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная ситуация по ФЭМП

в технологии деятельностного метода «Ситуация»

в группе мальчиков дошкольного возраста (6-7 лет)

(реализация гендерного подхода в организации образовательного процесса)

(интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»)

«Числовой отрезок»

Разработчик воспитатель

МОУ «Начальная школа – детский сад № 115»

Селеменева Елизавета Сергеевна

Воспитатель

 

куратор

Зеленцова Наталья Николаевна

директор

МОУ «Начальная школа – детский сад № 115»

город Ярославль

январь 2021 год

Тип образовательной ситуации: открытие нового знания.

Цель:  формирование представления о числовом отрезке, знакомство со способом сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить элементарные математические представления – о числовом отрезке,  пространственные представления (вправо), математические действия (сложение);
  • сформировать первоначальное умение сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке;
  •  сформировать опыт действия по алгоритму, использование критериев для обоснования своего мнения.

Развивающие:

  • Содействовать развитию
  • самостоятельности в познавательной деятельности;
  • умению различать условную и реальную ситуации;
  • умения выражать свои мысли;
  • способности  к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и

  умения.

Воспитательные:

  • Содействовать развитию

- способности выбирать себе участников по совместной деятельности;

- умению договариваться.

  • Создать условия для активного  взаимодействия со сверстниками.

Демонстрационный материал:

  • квадрат акробат 8х8 см

  • доска с отрезком  40см

  • мел
  • указка 2 шт
  • песочные часы 1 мин
  • коробка с кодовым замком
  • кружки с цифрами Д=2см для кодового замка

        6        7        8        5

  • металлофон
  • схема числового отрезка от 1 до 10 (на пластике)
  • карточка 4+1 =5
  • мольберт
  • лесенка успеха на мольберте

Раздаточный материал:

  • 8 числовых отрезков на бумаге от 1 до 4

  • фломастеры
  • 3 карточки с примерами (низ по цвету эмблемы)

5+1=

        6+1=        7+1=

  • 1 карточка с картинкой для составления задачи
  • числовой отрезок от 1 до 10  А5
  • числовой отрезок от 1 до 4  А5
  • 8 смайликов
  • лесенка успеха на мольберт
  • 8 линеек
  • квадратные эмблемы (5х5см)каждому разного цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1010663425.jpg

                 

        

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1010663425.jpg

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1010663425.jpg

https://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1010663425.jpghttps://cdn1.ozone.ru/multimedia/c1200/1010663425.jpg

Ход образовательной ситуации

  1.  Введение в ситуацию.

Цель: создание интересной мотивации к познавательной и игровой деятельности.

Требования:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность;
  • обращение к личному опыту детей;
  • создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в игровую деятельность (хочу-могу-надо);
  • фиксация в речи  детей «детской цели».

Мальчики стоят.         

- Мальчики, у нас сегодня гости. Они пришли вместе с вами отправиться в геометрическую страну. Подойдите к ним и поздоровайтесь.

Мальчики подходят, здороваются с гостями.

- Теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Мне очень интересно узнать - вы  занимаетесь спортом? (Да.)

- Как вы думаете, где можно заниматься спортом?  (В спортивных секциях, спортивной школе, школа олимпийского резерва…)

- Мальчики, и в нашей с вами стране геометрических фигур тоже есть спортивная школа.  С вами хочет подружиться ученик  этой школы. Зовут его Квадрат-акробат.

Показываю его.

- Вы знаете, что такое акробатика? (Это такой вид спорта, где выполняют прыжки, кувырки, сальто…..)

- Наш новый знакомый  Квадрат акробат очень любит акробатику, но совсем не дружит с математикой. И без знаний математики он не может правильно считать свои  прыжки  на акробатической  дорожке.

Пауза. Показываю на квадрат.

- Что же будем делать? (Надо ему помочь) (Ему надо научиться считать прыжки)

-Конечно! Надо научить его правильно считать прыжки на акробатической дорожке.

- А вы сможете ему в этом помочь? (Да сможем.)

-  Почему вы так решили? (Мы знаем математику) (Мы умеем считать, мы дружные, сообразительные, мы – команда, …)

-  Вы хотите отправиться ему на помощь? (Да. Хотим) (Мы хотим оправиться на помощь)

- В чём же будет заключаться  ваша помощь? (Мы научим его считать прыжки на дорожке) –ДЕТСКАЯ ЦЕЛЬ

Научить квадрата акробата правильно считать прыжки на акробатической дорожке

   2. Актуализация знаний.

Цель:     выделение важных знаний и умений  у детей, необходимых для открытия нового знания.

Задачи: актуализировать представления об отрезке (часть прямой, у которой есть начало и конец); сформировать представление о числовом отрезке, порядке чисел на нём.

Игра «Дорожка».

-  Тогда предлагаю пройти в акробатический зал.

Дети подходят к магнитной доске, на которой нарисован отрезок.

-  Это – акробатическая дорожка.        

-  С помощью чего она изображена?  (С помощью отрезка.)

-  Докажите, что это – отрезок.  (Отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец.)

-  Квадрат-акробат,  делая прыжок вперёд,  передвигается на шаг по акробатической дорожке.

 Воспитатель передвигает  Квадрата-акробата по отрезку и ставит на отрезке риску.  

- На сколько шагов он передвинулся? (На один.)

Воспитатель записывает число 1 под риской.

- Квадрат-акробат делает  ещё один прыжок.  

Воспитатель ставит новую риску.

- На сколько шагов относительно начала отрезка он передвинулся? (На два шага.)

Воспитатель записывает число 2 под риской.         

- Далее наш друг делает ещё один прыжок.  

Воспитатель ставит риску.

- На сколько шагов от начала отрезка он теперь передвинулся? (На три.)

Воспитатель записывает число 3 под риской.

- И, наконец, последний  прыжок.

 Воспитатель ставит риску.

- Внимание, на сколько всего шагов передвинулся Квадрат-акробат от начала отрезка? (На четыре шага.)

Воспитатель записывает число 4 под риской.

- Сколько одинаковых отрезков отложено? (4 отрезка.)

- О чём рассказывает каждое число? (О том, на сколько шагов передвинулся  квадрат-акробат от начала отрезка) (Сколько одинаковых отрезков отложено.)

- Отрезок, составленный из одинаковых отрезков (показываю), обозначенных числами, называется числовым отрезком.

- С помощью такого числового отрезка легко складывать, пауза выполнять действия сложения.

-Но Квадрат-акробат не умеет этого делать. А вы сможете научить Квадрата-акробата правильно считать прыжки, то есть выполнять действие сложения  с помощью числового отрезка? (Да, сможем)

3. Затруднение в ситуации.

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения

Задачи: 

  • создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе присчитывания единицы с помощью числового отрезка;
  • сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания.

-Подойдите, пожалуйста, к столам. Для каждого из вас приготовлен числовой отрезок.  

-Попробуйте с помощью числового отрезка к 1 прибавить 1. Запишите решение.

Мальчики выполняют задание. 1+1 =2

-Вы смогли правильно выполнить сложение? (Да смогли)

-Вы сможете объяснить Квадрату-акробату, как к 1 прибавить 1 с помощью числового отрезка? (…..)

-Попробуйте составить правило сложения с помощью числового отрезка.  

Даю вам 1 минуту. Думайте!

Ставлю песочные часы 

-Кто готов – дайте знак!

-Послушаем Сашино мнение. (Я думаю…; Мне кажется..;..)

-Почему ты так думаешь? (Я думаю…; Мне кажется..;..) (Мой ответ правильный, потому что…)

-Докажи!

-Вы можете с ним согласиться?

-Кто-то думает иначе?

-Ты также думаешь?

Мальчики не могут объяснить, как правильно считать прыжки  с помощью числового отрезка.

-Вы смогли составить правило сложения с помощью числового отрезка? (Нет, у нас не получилось) (Мы не смогли составить правило сложения с помощью числового отрезка )  МЕСТО

-Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это объяснить) (Потому что мы еще не умеем считать с помощью числового отрезка) ПРИЧИНА

- С чем же вы столкнулись? (С  затруднением.), (С трудностью.)

-Так что же вы должны узнать? (Мы должны узнать правило, как выполнять действие сложения с помощью числового отрезка) НОВОЕ ЗНАНИЕ УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА

- Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно посмотреть в книге, можно попытаться догадаться самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)

-Что интереснее? (Догадаться самостоятельно.)

4. Открытие нового знания.

Цель: сформировать представление о способе сложения путём присчитывания единицы на числовом отрезке, тренировать умение обосновывать своё мнение, опираясь на представление о порядке чисел на числовом отрезке; закрепить пространственные представления (вправо); сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов.

-Давайте вместе с вами и разберёмся и составим правило сложения с помощью числового отрезка. Вы согласны? (Да)

-Подойдите к числовому отрезку. Встаньте удобно. Рассмотрите его внимательно.

Мальчики рассматривают числовой отрезок на доске.

- Скажите, что происходит с числами при движении вправо?  (Числа увеличиваются.)

Воспитатель указкой показывает.

- На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? (На 1.)

- Подумайте - какое математическое действие  это вам напоминает? (сложение)

-Молодцы!

-Будьте внимательны! Какое действие надо выполнять, чтобы посчитать прыжки вперёд? (сложение)

-Начинаем считать прыжки!

- Найдите на числовом отрезке число 1.

-В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? (Вправо)

-Почему? (потому что при движении вправо числа увеличиваются.)

-Все согласны? (Да)

-Сколько шагов надо сделать? (Один шаг)

Воспитатель пишет на доске: 1+1=

Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2.

-Какое число получили? (Число 2.)

Воспитатель дописывает равенство1+1=2  и пишет новое: 2+1=

- Расскажите, как вы с помощью числового отрезка к 2 прибавите 1. (Найдём на числовом отрезке число 2, сделаем 1 шаг вправо. Получаем число 3.)

Воспитатель на доске 2+1=3.

-Кто решит следующий пример с помощью числового отрезка?

Воспитатель 3+1=

- Расскажи, свои действия. (Найду на числовом отрезке число 3, сделаю 1 шаг вправо. Получаем число 4.)

Воспитатель 3+1=4

- Мальчики, а теперь вы сможете рассказать Квадрату-акробату  правило, как с помощью числового отрезка к числу прибавить 1. (Для того чтобы к числу прибавить 1, надо на отрезке найти это число и от него сделать 1 шаг вправо.)

Воспитатель вывешивает на другую доску схему числового отрезка (как образец в группу), на котором проведены дуги со стрелками от каждого числа к последующему (до 4). Над каждой дугой написано +1. 

- Мальчики, вы молодцы! Вы смогли объяснить   Квадрату-акробату  правило сложения  с помощью числового отрезка. Теперь он может правильно считать свои прыжки!  Он очень благодарен вам за помощь!  

- Квадрат акробат в знак благодарности дарит вам подарок.

Коробка с кодовым замком стоит на столе, под ней карточки с заданиями.

Воспитатель показывает коробку с кодовым замком.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Вдоль по отрезку»

Цель: закрепить представление о выполнении операций сложения на числовом отрезке способом присчитывания единицы; тренировать умение понимать и использовать схематический рисунок (числовой отрезок и стрелки) для составления простейших числовых равенств, сформировать опыт выполнения операций сложения с помощью числовой линейки; организовать двигательную активность детей.

-Необычная коробка! Как же её открыть? Посмотрите  внимательно!

Воспитатель вертит коробку. Дети видят  замок.

-Там замок. Его надо открыть!

-Кодовый замок!  Вы знаете, что такое кодовый замок? (Это замок, который открывается с помощью чисел)

-Чтобы узнать эти числа и  открыть замок, надо выполнить  задания с помощью числового отрезка. 

-Сколько здесь заданий? (4)

Воспитатель  показывает на стол, на котором лежат карточки.

-А вас сколько?   (А нас 8 )

 -Что же делать? (Можно взять  одно задание на двоих) (Разделиться на пары)

-Хорошо. Задание будете выполнять парами. Найдите себе пару по цвету эмблемы.

Мальчики находят себе пару по цвету эмблемы.

-Кто готов? Вижу.

-Каждая пара выберет себе задание по цвету эмблемы.

Мальчики выбирают себе задание по цвету карточек, соответствующие цвету эмблемы.

 1 задание пример  5+1=6

2 задание пример   6+1=7

3 задание пример  7+1=8

4 задание задача    4+1=5

-Пройдите и займите место за рабочим столом.

Воспитатель выставляет пластиковый числовой отрезок.

-Посмотрите внимательно на мольберт. Числовые отрезки бывают разные. Выполнять задание вы будете с помощью такого числового отрезка, на котором числа расположены от 1 до 10.

-Точно такие же, только маленькие числовые отрезки я вам сейчас раздам.

Воспитатель раздаёт числовые отрезки от 1 до 10.

-Рассмотрите карточку. Посмотрите, какое у вас задание. Приступайте!

     -Ответ запишите на карточке.

- Внимание! Кто готов, дайте знак. Кому требуется помощь, покажите.

- Вижу. Готовы. Договоритесь, кто из вас будет читать пример, а кто показывать, как вы выполняли  действия  на этом числовом отрезке.

Показывает на числовой отрезок пластиковый.

ПАУЗА.

  • Слушаем Кирилла и Степана. Подойдите  к числовому отрезку. Порадуйте меня!

-Какое  у вас задание?  (Нам нужно к 6 прибавить 1)

-Сколько получилось? (Семь)

-Объясните и покажите с помощью числового отрезка, как вы выполняли сложение.

(Мы нашли на числовом отрезке число 6. Сделали один шаг вправо. Получили число 7)

-Какое математическое  действие  вам необходимо выполнить? (сложение)

-Какое число вы найдёте на числовом отрезке?

-В какую сторону будете двигаться?

 -Сколько шагов вы сделаете? 

-Какое первое число кода на замке? (Семь)

Воспитатель вывешивает карточку с решением каждого примера на мольберт.

-Следующее задание.

Мальчики по очереди решают свои задания на числовом отрезке, проговаривая математические действия.

Воспитатель вывешивает  карточки с решениями примеров.

-Итак, последнее задание и последнее число кода на замке!

-Какое у вас задание? (У нас задача)

-Вы смогли решить задачу с помощью числового отрезка?

-Кто из вас  расскажет условие задачи. (….)

 -Кто покажет решение на  числовом отрезке.

Воспитатель вывешивает  карточку с решением  задачи.

- Как хорошо вы научились считать примеры и решать задачи с помощью числового отрезка.

-Посмотрите внимательно!  Чем похожи все эти равенства.

 (Мы везде прибавляли 1)

5+1=6

6+1=7

7+1=8

4+1=5

-Что значит прибавить1? (Назвать следующее число)

-А теперь самый ответственный момент! Ваши ответы являются числами кодового замка.

-Давайте проверим. Какое первое число? Второе, третье.........

Воспитатель берёт кружки с числами и вставляет в отверстия кодового замка.

-Внимание! Какое последнее число кодового замка? (Последнее число кодового замка - пять)

Код  6785

Звучит сигнал и коробка открывается.

В коробке лежат линейки для каждого.

-Ура! Вы правильно выполнили задания и тем самым правильно разгадали код замка.

-Давайте посмотрим, что вам подарил квадрат акробат?  Что это? (линейки)

-Как вы думаете – для чего Квадрат акробат подарил вам линейки -помощницы? (…)

-Они будут заменять вам числовой отрезок.

- Молодец Квадрат акробат! Какие полезные подарки вам подарил! Линейки вам очень пригодятся на занятиях по математике.

- Ну, что, молодые люди. Нам пора возвращаться. Попрощаемся с Квадратом акробатом. Помашите ему рукой.

Мальчики  уходят.

6. Осмысление (итог).

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования:

* организация

-анализа детской цели;

-самооценки детьми уровня сформированности математических представлений и умений;

     * фиксация уровня сформированности знаний и умений в речи;

     * определение выполнения взрослой цели.

- Давайте отдохнём. Садитесь на ковёр.

- Мальчики,  кому вы сегодня помогли? (Квадрату-акробату.)

- В чём заключалась ваша помощь? (Мы научили его правильно считать прыжки на акробатической дорожке с помощью числового отрезка.)

- Что нового вы узнали? (Мы узнали правило сложения с помощью числового отрезка)

- Где вам пригодится умение считать с помощью числового отрезка? (….)

- Что вам больше всего понравилось? (…)

- Мальчики, вы меня сегодня очень порадовали. Вы помогли Квадрату акробату научиться правильно считать прыжки, потому что  узнали, что такое числовой отрезок и как выполнять с его помощью действие сложения.

- А сейчас надо будет оценить свою деятельность с помощью смайликов!

  • Кому сегодня было легко решать примеры –можно расположить смайлик на верхней ступеньке.
  • Кому надо ещё потренироваться – вы расположите смайлик на нижней ступеньке. Приступайте!

-Молодцы! Я вами горжусь!

-А теперь попрощайтесь с гостями! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы 4-5 лет «Письмо доброго друга»

Задачи: учить детей выполнять работу в технике обрывной аппликации для создания несложной композиции «Морковка». Учить детей определять на ощупь знакомые предметы (овощи). Закреплять знани...

Сценарий занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы «Осеннее дерево»

Образовательная область: «Художественное творчество» (лепка)  Тема: «Осеннее дерево»  Образовательные задачи:      ...

Сценарий занятия по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе (технология деятельностного метода «Ситуация»)

Сценарий  занятия  по развитию речи  и подготовке к обучению грамоте  детей в подготовительной группе  (технология деятельностного метода «Ситуация»)...

Конспект занятия в технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей младшей группы 3-4 года «Осеннее дерево»

Конспект занятияв технологии деятельностного метода «Ситуация»для детей младшей группы 3-4 года«Осеннее дерево»...

Дорожные ловушки | Технологическая карта образовательной ситуации «Открытия» нового знания ОНЗ (в технологии деятельностного метода «Ситуация»)

Формирование представлений об участниках дорожного движения, о дорожных ситуациях, которые могут произойти на дороге; закрепление правил безопасного поведения во время ожидания транспорта и во время н...