ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

В данном разделе показано, как проводить исследовательскую деятельность среди дошкольников, и как можно ее оформить.            

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:




Исследовательская деятельность



 дошкольников и оформление её результатов





Актуализация.





        Деятельностный подход является одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические и творческие умения, развивает логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.



        Исследовательская работа детей – одна из эффективных форм по изучению родного края, природных сред, экологических проблем конкретной местности и других сфер. Она позволяет значительно расширить знания, повысить интеллект. Только более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать те проблемы, изучением которых занимается ребенок. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения.





Исследовательская деятельность дошкольников





        Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя (родителя) и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.



        Успех исследовательской деятельности будет зависеть от её организации, правильности постановки цели и задач, учетов, наблюдений и отработки полученных данных.



        При выборе темы воспитатель должен учитывать уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Исследовательская деятельность включает в себя некоторые требования:



- работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием;



- у ребенка должен быть выбор;



- относиться к любым наблюдениям ребенка серьёзно;



- проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к работе ребенка;



- старайтесь избегать назидательности, лозунгов (дети, мы должны охранять природу), дети ничего не должны, это воспитатель должен незаметно, доходчиво подвести их к пониманию тех или иных явлений;



- старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка, его любознательность.



        Эти качества – залог успеха в исследовательской работе. Необходимо помочь воспитаннику увидеть необыкновенное в обыкновенном, обыденном.





Исследование состоит из ряда этапов





1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач.



2. Знакомство с объектом исследования, сбор материала, определение методики.



3. Проведение наблюдений, опытов, учетов.



4. Обработка полученной информации, результатов и их анализ.



5. Составление отчета о проделанной работе.





Постановка цели и задач





        Сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопрос «зачем проводится исследование, и что конкретно хочет выявить автор».



        Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как «что в данном случае необходимо выявить, пронаблюдать, сравнить и т.д.». Ответы на эти вопросы и будут задачами.





Например:





Тема: Экологическое состояние присадовской территории Д/С 7.





Цель: Изучение экологического состояния присадовской территории.





Задачи:



- определить степень озеленения, запыленности, травянистого покрова;



- способствовать формированию интереса к исследуемому объекту;



- воспитывать трудолюбие, уважение к тому, что окружает.





        Следует отметить, что в ходе сбора материала, постановка цели и задач может меняться. Мир окружающий нас непредсказуем и исследователь должен быть всегда готов изменить свои планы.





Правила оформления



 результатов исследовательской работы.





1. Титульный лист:



- название работы;



- авторы;



- Ф.И.О. руководителя;



- наименование образовательного учреждения;



- год выполнения работы.





Оглавление



        



1. Введение.



2. Литературная справка.



3. Методика и объект исследования.



4. Результаты.



5. Выводы.



6. Литература.







Введение.





        В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её значение, формулируются цели и задачи.





Литературная справка.





        Сделать по возможности полный обзор литературы по исследовательской проблеме. Подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление.





Методика и объект исследования.





        В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.



        Далее излагается методика.



        В данном разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.





Результаты и обсуждения.





        Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый их которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий.





Выводы





        В этом разделе кратко по пунктам формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшей работы. В исследовательской работе, как правило, выводы и есть ответы на вопросы, поставленные при формировании цели и задач.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей  группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»

Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой

Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...