ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В данном разделе показано, как проводить исследовательскую деятельность среди дошкольников, и как можно ее оформить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность
дошкольников и оформление её результатов
Актуализация.
Деятельностный подход является одним из важнейших принципов обучения и воспитания дошкольников. Данный подход формирует познавательные, практические и творческие умения, развивает логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.
Исследовательская работа детей – одна из эффективных форм по изучению родного края, природных сред, экологических проблем конкретной местности и других сфер. Она позволяет значительно расширить знания, повысить интеллект. Только более глубокие знания могут вызвать интерес и желание решать те проблемы, изучением которых занимается ребенок. Исследовательская деятельность является одним из методов проблемного обучения.
Исследовательская деятельность дошкольников
Исследовательская деятельность – это процесс двустороннего взаимодействия воспитателя (родителя) и ребенка. Воспитатель планирует, организует и создает условия для ребенка.
Успех исследовательской деятельности будет зависеть от её организации, правильности постановки цели и задач, учетов, наблюдений и отработки полученных данных.
При выборе темы воспитатель должен учитывать уровень познавательной активности, индивидуальные и психологические особенности. Исследовательская деятельность включает в себя некоторые требования:
- работа должна быть организована таким образом, чтобы ребенок участвовал в ней с желанием;
- у ребенка должен быть выбор;
- относиться к любым наблюдениям ребенка серьёзно;
- проявлять доброжелательное, заинтересованное отношение к работе ребенка;
- старайтесь избегать назидательности, лозунгов (дети, мы должны охранять природу), дети ничего не должны, это воспитатель должен незаметно, доходчиво подвести их к пониманию тех или иных явлений;
- старайтесь постоянно поддерживать естественный интерес ребенка, его любознательность.
Эти качества – залог успеха в исследовательской работе. Необходимо помочь воспитаннику увидеть необыкновенное в обыкновенном, обыденном.
Исследование состоит из ряда этапов
1. Поиск проблемы, выбор темы, постановка цели и задач.
2. Знакомство с объектом исследования, сбор материала, определение методики.
3. Проведение наблюдений, опытов, учетов.
4. Обработка полученной информации, результатов и их анализ.
5. Составление отчета о проделанной работе.
Постановка цели и задач
Сформулированная цель работы – это краткий ответ на вопрос «зачем проводится исследование, и что конкретно хочет выявить автор».
Когда цель сформулирована, начинают возникать такие вопросы, как «что в данном случае необходимо выявить, пронаблюдать, сравнить и т.д.». Ответы на эти вопросы и будут задачами.
Например:
Тема: Экологическое состояние присадовской территории Д/С 7.
Цель: Изучение экологического состояния присадовской территории.
Задачи:
- определить степень озеленения, запыленности, травянистого покрова;
- способствовать формированию интереса к исследуемому объекту;
- воспитывать трудолюбие, уважение к тому, что окружает.
Следует отметить, что в ходе сбора материала, постановка цели и задач может меняться. Мир окружающий нас непредсказуем и исследователь должен быть всегда готов изменить свои планы.
Правила оформления
результатов исследовательской работы.
1. Титульный лист:
- название работы;
- авторы;
- Ф.И.О. руководителя;
- наименование образовательного учреждения;
- год выполнения работы.
Оглавление
1. Введение.
2. Литературная справка.
3. Методика и объект исследования.
4. Результаты.
5. Выводы.
6. Литература.
Введение.
В этом разделе дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность выполняемой работы, её значение, формулируются цели и задачи.
Литературная справка.
Сделать по возможности полный обзор литературы по исследовательской проблеме. Подбирать необходимые источники, проводить их анализ и сопоставление.
Методика и объект исследования.
В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.
Далее излагается методика.
В данном разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.
Результаты и обсуждения.
Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый их которых соответствует определенной цели. В нем подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, фотографий.
Выводы
В этом разделе кратко по пунктам формулируются результаты, даются практические рекомендации и намечаются перспективы для дальнейшей работы. В исследовательской работе, как правило, выводы и есть ответы на вопросы, поставленные при формировании цели и задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
Итоговая работапо курсу повышения квалификации по ИОЧ«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему:«Разработка содержания поз...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...