«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ «МЫ — ЗА ЧИСТЫЙ ЧАПАЕВСК!»
методическая разработка на тему
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«Экологическая конференция по проблеме загрязнения окружающей среды
«Мы — за чистый Чапаевск!»
время обучения: 28.10.2013 – 01.11.2013
Выполнила
Горбунова Татьяна Александровна,
Методист СП «Детский сад №31 «СКАЗКА»
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП-д/с№31 «СКАЗКА»
Самара, 2013 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Содержание и методика организации
познавательно-исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
на тему:
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
в непосредственно образовательной деятельности
«Экологическая конференция по проблеме загрязнения окружающей среды
«Мы — за чистый Чапаевск!»
время обучения: 28.10.2013 – 01.11.2013
Выполнила
Горбунова Татьяна Александровна,
Методист СП «Детский сад №31 «СКАЗКА»
ГБОУ СОШ №3 г.о. Чапаевск СП-д/с№31 «СКАЗКА»
Самара, 2013 г.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в подготовительной к школе группе
Тема: «Экологическая конференция по проблеме загрязнения окружающей среды
«Мы - за чистый Чапаевск!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Задачи:
- расширить представление детей о взаимосвязи объектов живой и неживой природы («Познание»)
- формировать представление о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую среду, о взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья человека («Познание»)
- развивать умение определять пользу и вред для природы в наблюдениях, фотографиях, картинах («Познание»)
- Воспитывать любовь к природе и желание заботиться и защищать природу родного города («Социализация»)
- Развивать у детей умение свободно общаться друг с другом, внимательно и терпеливо слушать других «Социализация»
- Формировать умение детей работать в команде «Социализация»
- Воспитывать активную гражданскую позицию «Социализация»
- Побуждать к проявлению инициативы и любознательности с целью закрепления полученных знаний («Коммуникация»)
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми в ходе познавательно-исследовательской и игровой деятельности («Коммуникация»)
- Расширять, уточнять и активизировать словарь по темам «Природа родного края», «Экология. Природа. Человек» («Коммуникация»)
- Развивать у детей связную речь и творческую самостоятельность в ответах на вопросы («Коммуникация»)
- Развивать координацию движений согласовываясь с текстом физминутки («Физическая культура»)
- Продолжать развивать навыки восприятия звуков, вызывать эмоциональный отклик («Музыка»)
Методы и приемы: (по методике Н.А.Коротковой)
Практические: дидактическая игра «Польза и вред», проведение опыта, презентация проекта, физминутка.
Наглядные: рассматривание предметных картинок, результатов опытов.
Словесные: вопросы, уточнения, рассуждения и составления сложных предложений.
Материалы и оборудование: (по методике Н.А.Коротковой)
Ноутбук, проектор, экран, микрофон, флаг России, герб города Чапаевска, аудиозапись гимна России, фонограмма песни «Мой Чапаевск», бейджи с указанием исполняемой роли, схема для проведения опыта, карточка фиксации результата опыта, индивидуальные наборы для проведения опыта (листья деревьев с участка детского сада и прилегающей территории по 2 на каждого ребенка, скотч, ножницы, фломастеры).
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности (по методике Н.А.Коротковой)) |
Познавательно-исследовательская | Наблюдение за чистотой на участке детского сада, в своем дворе, экскурсия на берег реки Чапаевки, решение проблемной ситуации «Как загрязнение природы (воздуха, города) влияет на здоровье человека?», экспериментирование с воздухом, определение степени его загрязнения, использование авторской методической разработки «Экологические ступени познания» для составления рассказа о предмете или явлении. |
Игровая | Игровая ситуация «экологическая конференция», дидактическая игра «Польза и вред» |
Продуктивная | Изготовление плаката «Польза или вред» плаката «Я-защитник природы» |
Двигательная | Физминутка |
Коммуникативная | Беседы, вопросы, составление рассказа |
Музыкально-художественная | Слушание, пение |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Воспитатель приглашает детей принять участие в работе экологической конференции, формулирует проблему, предлагает выбрать роль. | Определяют свою роль в предстоящей работе, занимают места, в соответствии с выбранной ролью | Сформирован интерес предстоящей деятельности. | |
Воспитатель объявляет о начале работы конференции, говорит о ее значимости, задачах. Предлагает прослушать гимн Российской федерации (отрывок) | Слушают гимн | Повышение эмоционального настроя, формирование гражданской позиции | |
Воспитатель говорит об экологической проблеме загрязнения окружающей среды планеты и города Чапаевска в частности. Предлагает ответить на вопрос «Как загрязнение природы (воздуха, города) влияет на здоровье человека?» | Слушают, рассуждают и высказывают свое мнение | Сформировано представление о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую среду. | |
Воспитатель предлагает поиграть в дидактическую игру «Польза и вред». По жребию выбрать группу, в которой ему предстоит работать, выполнить игровое задание в составе группы (3-4 человека). Задания для групп:
| Дети работают в группах. На листы (А3) наклеивают картинки, фотографии в зависимости от задания для группы. Составляют текст выступления. Договариваются, кто будет выступать от группы. Презентуют свою работу. Подводят итоги и высказывают свое мнение о результатах работы всех групп, задают вопросы по теме работы | Сформировано представление о положительном и отрицательном влиянии человека на окружающую среду; о том, что экологическое благополучие планеты зависит от экологического благополучия каждой страны и города. Развивается память, внимание, мышление. | |
Воспитатель говорит о том, что множество маленьких дел, которые делаются множеством маленьких людей во многих маленьких местах, могут изменить лицо мира и предлагает ребятам рассказать о своей исследовательской работе по теме конференции | Ребята по группам презентуют исследовательский проект «Экологическая карта города Чапаевска»: 1 группа: о результатах работы по теме «Мой двор» 2 группа: о работе над созданием экологической карты города на основе исследований детей «Мой двор», 3 группа: корреспонденты рассказывают о социологическом исследовании ребят: об ответах жителей города Чапаевска на вопрос «Могут ли дети защитить природу?» 4 группа: о разработке плана действий по защите природы Чапаевска | Сформирован интерес к предстоящей деятельности, представление о личной ответственности за экологическое благополучие города. Развито умение держаться перед аудиторией, презентовать свою работу, внимательно слушать выступающих и задавать вопросы по теме выступления. Закреплены навыки исследовательской работы. | |
Физминутка На горе стоит лесок | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Обеспечена потребность детей в движении, снятии мышечного и умственного напряжения. | |
Воспитатель предлагает определить степень загрязнения воздуха с помощью опыта. Опыт «Исследование чистоты воздуха» Известно, что загрязняющие воздух частицы оседают на листьях деревьев. Поэтому по степени загрязнения листьев деревьев судят о загрязненности воздуха. Листья с деревьев прикладываем к скотчу и убираем. Частицы пыли остаются на скотче. Затем скотч с отпечатком листа наклеиваем на картон. Отмечаем отметку о том, где произрастает это дерево (территория детского сада, рядом с дорогой, др) | Дети индивидуально выплняют этот опыт, фиксируют результаты на карточках, делают вывод | Закреплены умения в установлении причинно-следственных связей. Развитие связной речи в ответах на вопросы. Пополнен словарь по темам «Природа родного края», «Экология. Природа. Человек» Активизирована мыслительная деятельность. | |
Воспитатель предлагает посмотреть фильм-презентацию о их работе по защите природы «Экологический клуб «Радуга» защищает природу» | Смотрят фильм о своей работе | Повышение эмоционального настроя | |
Воспитатель предлагает спеть песню о родном городе «Мой Чапаевск» | Дети поют | Развитие исполнительских навыков, эмоциональный отклик на музыкальное произведение | |
Рефлексия Воспитатель предлагает детям ответить на вопрос «Считаете ли вы себя защитниками природы? Почему?» Воспитатель благодарит ребят за работу и объявляет о завершении работы конференции. | Дети отвечают на вопрос воспитателя, наклеивают стикеры разных цветов в зависимости от личного ответа на вопрос: все цвета радуги ( по личным предпочтениям) — я считаю себя защитником природы; коричневый, черный цвет — я не считаю себя Дети под музыку выходят | Развитие связной речи в ответах на вопросы.Умение делать выбор, формирование гражданской позиции |
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Любимый город»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разработка содержания познавательно–исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности « Эта удивительная глина»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Искупаем куклу машу».
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в младшей группе. Тема: «Искупаем куклу Машу» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физ...
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Работа на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ОРГАНЫ ЧУВСТВ»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группеТема: « Органы чувств» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Комм...
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «СКАЗКА О КАМЕШКЕ» по методике Н. А. Коротковой
Познакомить детей с особенностями камней, их свойствами. Приобщать детей к познавательно-исследовательской деятельности, посредством проведения опытов с камнями....
«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...
Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...