КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
методическая разработка на тему
Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_adaptacionnogo_perioda.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
Старший воспитатель МДОУ ДС КВ№7
с. Кухаривка МО Ейский район
Белик О.В.
…Твёрдо убеждён, что есть качества души,
без которых человек не может стать настоящим
воспитателем, и среди этих качеств на первом
месте –умение проникнуть в духовный мир ребёнка Сухомлинский В.А.
Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или бабушкой? Почему одни дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде?» Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными, могут стать для ребёнка
серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребёнка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В.А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребёнка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам или негативным. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинает новый этап в жизни.
Как показывают исследования, постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.
В ходе комплексного исследования, проведённого учёными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза или период дезаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
- Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребёнка, т.е. сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
- Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- лёгкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребёнок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идёт на контакт. Заболеваемость не больше одного раза сроком не более 10–ти дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 – дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжёлая адаптация: характеризуется, во – первых, значительной длительностью ( от 2до 6 месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки. Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребёнка;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от состояния здоровья;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребёнок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребёнка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребёнка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребёнка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):
- отсутствие уважения взрослых к ребёнку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребёнка во лжи, лени, в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины)
-болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость
Лень (причины):
-неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребёнка от лишнего трудового усилия. ( Бывает также, что у родителей нет терпения подождать, пока ребёнок выполнит их просьбу, и они всё делаю за него);
- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребёнка, а только критикует его недостатки.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в период привыкания ребёнка к новым условиям
И тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
1.Создать условия для охраны и укрепления здоровья детей, облегчения периода адаптации к условиям дошкольного учреждения.
2.Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребёнку физический и психический комфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания;
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
3.Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, самостоятельность, инициативность.
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу;
г)поддерживать у детей интерес к окружающей действительности;
д) пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности (природа, окружающие предметы, картины, иллюстрации, музыка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"
Осуществление набора детей в детский сад и комплектование групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа ...
Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".
Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни....
Консультация для родителей " Особенности адаптационного периода детей раннего возраста"
Особенности адаптации детей раннего возраста...
Консультация для воспитателей «Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»
Консультация для воспитателей«Организация адаптационного периода с детьми раннего возраста»...
Консультация для родителей "Особенности адаптационного периода"
Собенности адаптационного периода...
Консультация для педагогов «Особенности адаптационного периода»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированн...