Консультация для родителей "Особенности адаптационного периода"
консультация (младшая группа)
Собенности адаптационного периода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптационного периода.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. изменение организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Прежде чем отдать ребенка в ясли, необходимо про вести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекции, облегчает привыкание к новым условиям.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выявлено три фазы адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
3.Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню привыкания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 - му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется, во – первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки;
1 вариант.
Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду.
Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2 вариант.
Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3 – 4 му месяцу пребывания в детском саду. Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе.
Учитывая исследования ученых мы используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:
- нарушение сна;
- нарушение питания;
- проявление отрицательных эмоций в общении;
- боязнь пространства;
- частые заболевания,
- снижение веса.
Чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде
на уровне легкой адаптации, нужно предупреждать и не допускать
проявлений тяжелой адаптации. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к
наиболлее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от состояния здоровья;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного
подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослы (причины)
-отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени,
в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия.(Бывает также, что у родителей нет
терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
- взрослый не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит взрослому. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным
возможностям, формируя потребность в общение со взрослыми и детьми,
он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в
период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»
Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...
Консультация для родителей "Адаптационный период"
Проблемы адаптации в детском саду вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгяд педагогов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...
Консультация для родителей "Адаптационный период в детском саду"
Как подготовиться к поступлению в детский сад...
Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»
Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...
Консультация "Игры в адаптационный период с детьми 3 - го года жизни"
Игры занимают особенное место в жизни ребёнка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма....
Консультации для родителей: «Адаптационный период при поступлении в ДОУ»
Адаптационный период при поступлении в ДОУ...
Консультация для родителей "Адаптационный период в ясельной группе"
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в т...