Консультация для родителей "Особенности адаптационного периода"
консультация (младшая группа)

Собенности адаптационного периода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности адаптационного периода.

Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?  Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми,  незнакомыми себе подобными  могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.

Под адаптацией  понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. изменение организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Прежде чем отдать ребенка в ясли, необходимо про вести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекции, облегчает привыкание к новым условиям.

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными  в разных странах, было выявлено  три фазы адаптационного процесса:

1.Острая фаза или период дезадаптации.

Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,

частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится один месяц).

2. Подострая фаза или собственно адаптация.

Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

3.Фаза компенсации или период адаптированности.

Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают  три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

       - легкая адаптация: к 20-му дню привыкания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений;

   - адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 - му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

   -  тяжелая адаптация: характеризуется, во – первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать  в двух вариантах, каждый из которых  имеет свои признаки;

1 вариант.

Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду.

Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2 вариант.

Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3 – 4 му месяцу пребывания в детском саду. Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе.

Учитывая  исследования ученых мы используем  критерии, разработанные  Институтом  педиатрии:

                 - нарушение сна;

                   - нарушение питания;

                   - проявление отрицательных эмоций в общении;

                   - боязнь пространства;

                   - частые заболевания,

                   - снижение веса.

Чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде

на уровне легкой адаптации, нужно предупреждать и не допускать

проявлений тяжелой адаптации. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к

наиболлее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  - от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

 - от состояния здоровья;

 - от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

 - от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;

 - от разницы в методах воспитания.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

   Упрямство (причины):

      - перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

    - стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;

    - привычная форма поведения избалованного ребенка;

    - своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного

подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослы (причины)

    -отсутствие уважения взрослых к ребенку;

    - реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени,

в неблаговидном поступке;

    - недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

    - утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

  - болезнь, страх наказания;

   - желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

  - неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия.(Бывает также, что у родителей нет

терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);

  - взрослый  не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит взрослому. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным

возможностям, формируя потребность  в общение со взрослыми и детьми,

он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в

период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...

Консультация для родителей "Адаптационный период"

Проблемы адаптации в детском саду вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгяд педагогов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Консультация для родителей "Адаптационный период в детском саду"

Как подготовиться к поступлению в детский сад...

Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»

Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...

Консультация "Игры в адаптационный период с детьми 3 - го года жизни"

Игры занимают особенное место в жизни ребёнка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма....

Консультация для родителей "Адаптационный период в ясельной группе"

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в т...