Консультация для родителей " Особенности адаптационого периода".
консультация (младшая группа) на тему
Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптационного периода.
Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты.
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. изменение организма и психики) результатом, или негативным (стресс).
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Прежде чем отдать ребенка в ясли, необходимо про вести соответствующую подготовку. Постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекции, облегчает привыкание к новым условиям.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выявлено три фазы адаптационного процесса:
1.Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса,
частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится один месяц).
2. Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенного психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).
3.Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.
Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- легкая адаптация: к 20-му дню привыкания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений;
- адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 - му дню пребывания в детском учреждении. Нервно – психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;
- тяжелая адаптация: характеризуется, во – первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки;
1 вариант.
Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду.
Нервно - психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.
2 вариант.
Дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3 – 4 му месяцу пребывания в детском саду. Нервно – психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Замедляется рост, прибавка в весе.
Учитывая исследования ученых мы используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:
- нарушение сна;
- нарушение питания;
- проявление отрицательных эмоций в общении;
- боязнь пространства;
- частые заболевания,
- снижение веса.
Чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде
на уровне легкой адаптации, нужно предупреждать и не допускать
проявлений тяжелой адаптации. Поэтому необходима такая организация жизни ребенка в детском саду, которая приводила бы к
наиболлее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к детскому саду, на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
- от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
- от состояния здоровья;
- от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
- от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;
- от разницы в методах воспитания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:
Упрямство (причины):
- перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;
- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю;
- привычная форма поведения избалованного ребенка;
- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованного
подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослы (причины)
-отсутствие уважения взрослых к ребенку;
- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи, лени,
в неблаговидном поступке;
- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;
- утомление от однообразной деятельности.
Лживость (причины):
- болезнь, страх наказания;
- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.
Лень (причины):
- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия.(Бывает также, что у родителей нет
терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);
- взрослый не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит взрослому. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным
возможностям, формируя потребность в общение со взрослыми и детьми,
он обеспечивает решение воспитательно – образовательных задач уже в
период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»
Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧАСТНИКИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА Ребенок-родители-педагоги
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удо...

Памятка для родителей "Особенности адаптационного периода в детском саду"
Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют с...

Консультация для родителей " Особенности адаптационного периода детей раннего возраста"
Особенности адаптации детей раннего возраста...
Консультация для родителей "Особенности адаптационного периода"
Собенности адаптационного периода...

Консультация для педагогов «Особенности адаптационного периода»
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированн...

Консультация для родителей: «Особенности адаптационного периода детей младшего возраста»
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В при...