Консультация для воспитателей "Проблемы адаптационного периода"
методическая разработка по теме

Дейнеко Ольга Викторовна

Осуществление набора детей в детский сад и комплектование  групп раннего возраста, большая и серьёзная работа для администрации, медицинского персонала и педагогов групп. Для воспитателей работа в период адаптации особенно сложна, так как именно им достаются все слёзы и капризы детей, сложности в работе с родителями, которые не понимают, или не хотят понимать того, что происходит с их ребенком.

 Как организовать работу в группе?

 Как помочь детям быстрее и безболезненнее привыкнуть к детскому саду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultaciya_2.docx21.13 КБ
Microsoft Office document icon etapy_privykaniya.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА».

          Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, к новым условиям существования.

           Адаптация ребёнка к условиям детского сада, к условиям организованного коллектива зависит от многих факторов: во-первых, от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, во-вторых,  характера семейных отношений и, в-третьих, от того, как мы, педагоги ДОУ наладим взаимоотношения с родителями и детьми.

В каком бы возрасте ребёнок ни пришёл впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Каждый ребёнок по-своему реагирует на эти изменения:

  1. у детей до трёх лет, скорее всего, будут проявляться беспокойство, страх, проявление навязчивых состояний и депрессивных реакций (заторможенности, вялости, безучастности).
  2. После трёх лет, будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм.

 По данным американских исследователей, такое состояние можно сравнить с переживаниями взрослого человека в ситуации развода. Наши психологи сравнивают это состояние с состоянием космонавта  в период подготовки к полёту в космос. Почему?

 На ребёнка действуют сразу несколько психотравмирующих факторов:

1.  ломается привычный стереотип жизни, в котором ребёнок чувствовал себя спокойно и уверенно, так как уже привык к нему и уже знал, что за чем последует, что будет происходить.

2.  разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые заботились о ребёнке с рождения. Это порождает ощущение тревоги, неуверенности, незащищённости, к которому часто примешивается чувство покинутости, брошенности.

3.  совершенно не привычно для ребёнка и представляет значительную нагрузку для его нервной системы пребывание среди 15-20 сверстников. Ребёнок включается в достаточно сложную систему отношений, распределения игрушек и внимания взрослого, согласование намерений и желаний разных детей. Даже уровень шума может быть по началу сильным психотравмирующим фактором.

Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, нужно делать его постепенным. Работа должна строиться в несколько этапов.

1 этап. Работа заведующей с родителями.

Она проводит первые беседы с родителями, собирает сведения о ребёнке, его семье, об условиях, в которых он воспитывался, об уровне его общего развития. Заведующая знакомит с системой работы ДОУ: образовательной программой, организацией режима жизни детей в детском саду. Рассказывает о работе специалистов, направленной на обеспечение оптимальной  адаптации ребёнка, ориентирует родителей на участие в этой работе. Помимо ознакомительной функции эта беседа решает и ряд психологических задач: создание положительного отношения к ДОУ, снятие тревожности родителей за своего ребёнка (родитель должен быть уверен, что его ребёнку будет хорошо).

Составляет график постепенного приёма детей в группу. Он позволяет воспитателю правильно распределять внимание, организовать воспитательное воздействие, наладить процесс адаптации поступающих детей. В нашем детском саду разработан «План мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приёме в ДОУ». Он координирует действия заведующей, медицинского персонала, старшего воспитателя и воспитателей групп в период набора детей в дошкольное учреждение.

2 этап. Работа воспитателя с родителями.

Этот этап работы содержит целый комплекс мероприятий. Я назову обязательные: показать маме все помещения группы, объяснить, что у ребёнка будет свой шкаф для раздевания, кровать, полотенце и горшок, дать информацию о проведении занятий и режиме дня.  Выясните, какой режим у ребёнка дома, постарайтесь убедить маму, что режим детского сада желательно соблюдать ив выходные дни. Очень важно спросить у мамы, как она настроена, что её тревожит в связи с поступлением ребёнка в детскиё сад. Пусть подробно расскажет вам, что её беспокоит, и вы вместе обсудите, как облегчить период адаптации. Важно, чтобы мама почувствовала, что вы выделяете её малыша из общей массы детей и готовы принимать во внимание особенности его характера. Договоритесь точно, когда ребёнка в первый раз приведут в детский сад. Желательно утром, ближе к концу завтрака, накормленного.

Для оптимизации (улучшению) процесса адаптации воспитатель проводит:

  1. беседы с родителями;
  2. анкетирование родителей;
  3. наблюдения за ребёнком;
  4. рекомендации родителям по облегчению течения адаптации.

 Конечно, работа воспитателя с родителями на этом не заканчивается, а только начинается. Подробнее этот вопрос мы рассмотрим на нашем МО позже. Его осветит нам следующий выступающий.

3 этап. Работа воспитателя с детьми.

Процесс адаптации ребёнка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребёнка, своевременно снять эмоциональное напряжение.

Поэтому, как только ребёнок переступил порог группы, мы с вами всегда должны помнить о том, что:

  1. все проблемы ребёнка –становятся профессиональными проблемами педагога, и перекладывать вину на родителей, если они не сумели должным образом подготовить ребёнка к детскому саду, мы не имеем права.
  2. не осуждать опыт ребёнка, никогда не жаловаться на него родителям.
  3. малыш, оторванный от привычной среды и родных ему людей, не

может чувствовать себя хорошо, и даже если он не плачет, это не

означает, что всё нормально. Он переживает не меньше плачущего,  и

его ответной реакцией может быть скорое заболевание.

          Сведения о ребёнке воспитатель получает в процессе беседы с родителями, а также в ходе наблюдений за ребёнком.  Уже в процессе первых наблюдений воспитатель может получить достаточно важную информацию о степени «проблемности» ребёнка, его темпераменте, интересах, особенностях общения со взрослыми и сверстниками и т.п. однако наибольшее внимание следует уделить особенностям протекания адаптации. Для этого на каждого ребёнка ведётся индивидуальный адаптационный лист, в котором ежедневно, с момента поступления ребёнка в ДОУ, фиксируются результаты наблюдения за ним по выделенным критериям: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт со взрослыми, боязнь пространства. Лист рассчитан на 60-дневное наблюдение за ребёнком. Рекомендуется укладывание на дневной сон проводить на шестой день посещения. Ведение адаптационного листа позволяет отследить особенности привыкания малыша к ДОУ и наметить ряд профилактических мероприятий для облегчения течения адаптации. Существует классификация степеней адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая. Институтом педиатрии разработаны критерии адаптации по степени тяжести. (см. приложение).

           Проблемы адаптационного периода:

1. В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша. Постепенно он привыкает к общему режиму. По началу дети могут находиться в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребёнка в группе увеличивается. По желанию мамы могут находиться первые дни вместе с малышом в группе. В этом случае рекомендуется маме,  выполнять какую либо работу, т.е. быть радом, а не вместе с малышом. Постепенно малыш будет отходить от матери всё дальше, подружившись со сверстниками и воспитателем. В этот период очень важно, что бы приводил малыша в сад кто-нибудь один из родителей. Так он быстрее привыкает расставаться с ним. Вы, наверно, и сами, дорогие коллеги, не раз убеждались в том, что от одного родителя ребёнок уходит спокойно, а с другим никак не может расстаться.

2.  Воспитание навыков опрятности и самообслуживания, а попросту приучение к горшку, умению питаться самостоятельно, помогать при одевании.  Высаживание на горшок регламентировано: после еды, перед сном и после сна, перед прогулкой и после прогулки. Во время кормления ребёнок должен съедать хотя бы половину еды сам, воспитатель только докармливает детей. Необходимо помнить, что у некоторых детей просто устаёт рука во время приёма пищи.

3.  Немотивированные капризы и отказ от еды – достаточно частые реакции малыша на помещение его в новые условия, отрыв от родителей.

4. Первое время новичок недоверчиво относится к воспитателю, который ещё не успел стать для него близким человеком. А близким воспитатель сможет стать для ребёнка только в том случае, если он сможет принять ребёнка таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными привычками, отсутствием навыков самостоятельности, проявлениями неадекватного поведения, не перевоспитывая. Если понаблюдать, то можно заметить, что обычно новенькие не сводят глаз с входной двери, тянут воспитателя за руку и ведут его в приёмную, надеясь увидеть там маму. Перед ребёнком как бы закрывается его родной мир, в котором он чувствовал себя уверенно и защищённо. Нужно продемонстрировать малышу достоинства нового мира, убедить, он интересен и комфортен. Он должен почувствовать, что здесь его любят. Как это сделать? Вот несколько советов.

  1. сосательные движения отвлекают ребёнка от переживаний. Это естественная защита от эмоционального напряжения, а также сосание затормаживает возникновение отрицательных эмоций. Поэтому не стоит в период адаптации отучать ребёнка от соски, надо чаще предлагать ребёнку попить воды. Она должна находиться всё время  в одном месте, чтобы ребёнок всегда мог показать, что хочет пить. Так же можно ставить на видное место блюдо с сухариками, печеньем, баранками: пусть погрызёт, если захочет.
  2. затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук. Поэтому рекомендуется предложить ребёнку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, колёсики от пирамидок, конструктор типа «лего», играть резиновыми и мягкими игрушками. Мы для этой цели сшили релаксационные мешочки.
  3. периодически включать негромкую спокойную музыку. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным.
  4. лучшее лекарство от стресса – смех. Существует даже термин «смехотерапия». Нужно создавать такие ситуации, чтобы ребёнок смеялся. Для этого необходимо вносить игрушки-забавы, приглашаются необычные гости –зайчики, лисички. Их роли играют дети из старших групп.
  5. взрослым следует ласкать ребёнка. Использовать элементы телесной терапии: гладить ручки, ножки, спинку, брать ребёнка на руки, обнимать. При засыпании хороший эффект даёт нежное поглаживание головки ребёнка и бровей.
  6. предлагать ложиться в постель с мягкой игрушкой.
  7. эмоционально петь песни, читать детские стихотворения, потешки, рассказывать сказки в лицах.



Предварительный просмотр:

ЭТАПЫ ПРИВЫКАНИЯ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ  ОРГАНИЗОВАННОГО КОЛЛЕКТИВА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ОБЩЕНИИ.

Этапы привы-кания

Поведенческие показатели:

Содержание потребности в общении.

Эмоциональное состояние

Деятельность

Взаимоотношения с взрослыми

Взаимоотношения со сверстниками

Речь

1

2

3

4

5

6

7

1.

Слёзы, плач.

Отсутствует.

Отрицательные (ребёнок не вос-принимает предложений воспитателя).

Отрицательные.

Отсутствует или связана с воспомина-ниями о близких.

Потребность в обще-нии с близкими взрос-лыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем.

11.

Неуравновешенное

(готовность заплакать, если нет рядом взрослого)

Наблюдение, подражание действиям взрослого.

Положительные (по инициативе воспитателя)

Отсутствуют или положительные (ответные).

Ответная (отвечает на вопросы детей и взрослых)

Потребность в общении с взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении от них сведений об окружающем.

111.

Спокойное, уравновешен-ное.

Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра.

Положительные (по инициативе самого ребёнка)

Положительные.

Инициатив-ная (сам спрашивает, обращается к взрослым, детям)

Потребность в общении со взрослыми и в активных самостоятельных действиях.


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПОТРЕБНОСТЯМИ  РЕБЁНКА .

Этапы привы-кания

Потребности

Методы и приёмы педаго-гического воздействия при удовлетворении потребнос-ти в общении.

Методы и приёмы педаго-гического воздействия при формировании потребнос-ти в общении.

Определяющие поведение ребёнка в период привыкания

Формирующиеся после удовлетворения потребности в общении.

1.

2.

3.

4.

5.

1.

Потребность в общении с близкими взрослыми, в получении от них ласки, внимания, сведений об окружающем.

Потребность в общении с взрослыми как потреб-ность в сотрудничестве и получении новых сведе-ний об окружающем.

Доброта, ласка, внимание к желаниям ребёнка, показ окружающих предметов и действий с ними.

Показ, пример действия воспитателя совместного действия с ребёнком, вовлечение в игру, индиви-дуальные игры-занятия.

11.

Потребность в общении с взрослыми, в сотрудничестве с ними и получении от них новых сведений об окружающем.

Потребность в общении с взрослыми на познавательные темы, активности в действиях.

Показ, пример действия воспитателя, совместные действия с воспитателем, вовлечение в игру, индивидуальные игры-занятия.

Игры-занятия, поручения, указания, напоминания при самостоятельных действиях, вовлечение в игру, вопрос.

111.

Потребность в общении с взрослыми на познавательные темы, активных самостоятельных действиях.

Потребность в общении со сверстниками и самостоятельной деятельности.

Игра-занятие, поручения, указания, напоминания, упражнения в самостоятельном действии, вовлечение в игру.

Упражнения в совместных действиях, вовлечение в игру, сюжетно-ролевые игры, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ»

Консультация «Правила организации адаптационного периода детей младшего возраста к ДОУ» Составили воспитатели ГБОУ СОШ №9 ОДОД Васильева Т.В. Кучина С.М. В последнее время все чаще встает вопрос адапт...

Консультация для родителей "Адаптационный период"

Проблемы адаптации в детском саду вращаются вокруг ребёнка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгяд педагогов.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fi...

Консультация для родителей "Адаптационный период в детском саду"

Как подготовиться к поступлению в детский сад...

Консультация для родителей «Адаптационный период ребёнка в детском саду»

Общие рекомендации: • Прием детей осуществляется с 7.30 до 9.00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Своевременный приход в детский сад - необходимое условие правильной организации воспи...

Консультация "Игры в адаптационный период с детьми 3 - го года жизни"

Игры занимают особенное место в жизни ребёнка. Они являются естественным состоянием, потребностью детского организма....

Консультация для родителей "Адаптационный период в ясельной группе"

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают иногда больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в т...