Планирование работы по развитию культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме
Предлагаю воспитателям календарно-тематическое планирования по развитию культуры речи для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_raboty_po_razvitiyu_kultury_rechi.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование работы по развитию культуры речи
детей старшего дошкольного возраста.
Гуманизация и демократизация сфер жизнедеятельности современного общества не могли не отразиться на структуризации дошкольного образования. Появились в вариативные программы обучения и воспитания, где приоритетным направлением стало умственное воспитание дошкольника. Сегодняшний выпускник дошкольного учреждения умеет читать, писать и считать, но при этом у него отмечается низкий уровень культуры речевого общения, отсутствуют нравственные ценности его личности в системе отношений с другими людьми. Отсутствуют вежливые формы общения со сверстниками. Речь бедна, однообразна, засорена ошибками. Культура речевого общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать, извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий.
Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Как известно, именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.
На данный момент – сложность развития культуры речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно проработаны в теоретических и практических исследованиях для дошкольного образования. Отсутствуют методические рекомендации по организации работы с детьми в ДОУ в данном направлении; планирование и построение занятий, методика их проведения, мониторинг уровня развития речевой культуры дошкольников, разработка учебно-методического комплекса.
В результате ребенок будет испытывать серьезные затруднения в овладении родным языком, не сможет выражать свои мысли, желания, переживания, сверстники его не будут понимать. Ребенок будет испытывать серьезные затруднения в общении в период адаптации к школьному обучению.
В XXI веке проблема морального развития детей приобретает особую остроту. Сам по себе научно-технический прогресс не способствует нравственному совершенствованию людей. Общественная жизнь и изменения, которые происходят так стремительно, требуют постоянной коррекции воспитательных технологий. Происходит реформирование системы образования, изменяется социум, окружающий ребенка, много негативных форм поведения общения, жестокость, безразличие, равнодушие, наглость. Неблагоприятные социальные условия для жизни формируют у ребенка определенные отношения к моральным ценностям.
Государство само должно быть нравственным. Гражданское общество должно во многом определять содержание и направление воспитания и принимать активное участие.
Культура речи должна выступать как особый предмет, который будет учить детей общению. Культура речи предоставляет большие возможности для реализации межпредметных связей как в работе по развитию речи старших дошкольников, так и в работе по усвоению практически всех разделов программы дошкольного образования.
Н и один человек не сможет успешно жить в современном мире без умения правильно и вежливо разговаривать, слушать, узнавать новое, влиять при помощи речи на окружающих.
Ученые, педагоги и психологи исходят из того, что в детском саду должны проводиться занятия, которые бы давали детям знания по культуре речи и по помогали бы им овладевать коммуникативными умениями, столь необходимыми в жизни каждого человека.
Чем раньше мы начнем развивать у детей уникальный человеческий дар слова, чем раньше сделаем все, чтобы по выражению языковеда В. И. Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов. К. Д. Успенский говорил, что разное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Проблема общения дошкольником исследовалась в работах Е. А. Аркина, Б. С. Волкова, Н. В. Волковой, В. В. Гербовой и др., где определены возможности обучения культуре речевого общения, его содержания. Однако остается много нерешенных вопросов, не рассмотрена зависимость между игровой деятельностью детей и культурой речевого общения ребенка, не определены цели и содержание работы воспитателя по развитию культуры речевого общения детей в игровой форме обучения. На основе работ Б. Н. Головина и Н. И. Формановской были составлены этикетные формулы: обращения, приветствия, прощания, просьбы, совета, предложения, согласия, отказа, которые необходимо постепенно вводить в детский лексикон.
По данным Д. Р. Миняжевой в последнее время все чаще выявляются затруднения в формировании коммуникативных навыков и умений в поведении детей.
Согласно исследованиям О. Е. Грибовой, в речи у детей наблюдаются коммуникативные неточности, проявляющиеся в неумении добиваться взаимопонимания, строить свое поведение согласно социальным нормам, оказывать влияние на окружающих, убеждать и располагать их к себе.
На мой взгляд вопросом воспитания маленького человека отводится в нашей дошкольной литературе довольно скромное место. Воспитатели затрудняются в планировании и проведении работы по формированию навыков культуры речи в разных видах деятельности, решительных моментах. А между тем, именно в этом возрасте ребенок всей душой воспринимает мир, учится быть человеком.
В нашу логопедическую группу поступают дети в возрасте 4-5 лет с определенным нравственным багажом. Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что они часто не придерживаются правил поведения, делают «ошибки» в результате незнания этих правил. Возникают ссоры, жалобы. Дети редко употребляют этикетные формы. Наряду со сложными диагнозами у детей отмечается психогенность нарушений, проявляющихся в агрессивности, в нарушениях в поведении и деятельности. Наблюдала за отношениями детей с родителями. Нравственные формы часто не соблюдаются. Считаю, что если упустить период дошкольного детства и не сформировать простейшие формы нравственности, когда ребенок особенно чувствителен и восприимчив, приобщая его к основам культуры и подготовки к будущей жизни – позже это будет гораздо сложнее.
Все это и обусловило выбор этой темы. В плане отражены основные направления моей темы, которые могли бы стать начальным этапом в формировании навыков речевой культуры.
План занятий по развитию культуры речи
для детей старшего дошкольного возраста
месяцы | Программное содержание занятий | Предварительная работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Диагностика наблюдения в повседневной жизни. Цель: Выявить сформированность навыков культуры общения | Написание аналитической справки; Подведение итогов диагностики. | Анкетирование родителей; Составление рекомендаций |
октябрь | «Мы хотим быть вежливыми» Цель: Раскрыть в доступной форме значение речи и общения для человека | 1.Чтение Васильева – Гангус Л.В. Азбука вежливости; 2.Беседа: « Оцени поступок»; 3.Игровые задание: «Подбери картинку». | Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(профессия) |
ноябрь | «Вежливость самая приятная добродетель» Цель: Закрепить навыки вежливого обращения с окружающими: приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе | 1.Беседа: « Как мы общаемся друг с другом» (Магнитофонная запись разговора между детьми); 2.Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; 3.Игровое задание: «Помоги ребятам» | Круглый стол с родителями: «Игровые приемы в формировании у детей культуры общения» |
декабрь | «Мы встречаем гостей» Цель: Научить детей употреблять в своей речи слова благодарности, извинения, просьбы | 1.Беседа: Правила поведения в семье»; 2.Сладкий стол с участием родителей: «Встречаем дорогих гостей» | Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(увлечение) |
январь | «Доброе слов лечит, а худое калечит». Цель: Раскрыть значение этих слов, их применение, и выявить, какие волшебные слова знают дети | 1.Игровое задание: «Вежливые прятки»- работа с логопедом; 2.Фольклорный праздник: «К нам гости пришли…» 3. Чтение Осеева «Вежливые слова» | Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(знакомство с любимой книгой ) |
февраль | «Мы оказываем помощь друг другу». Цель: Воспитывать уважение к старшим: воспитывать желание проявлять доброту к окружающим, обобщать правила доброго, вежливого поведения, показать варианты культурных поступков | 1.Выставка детских работ: «Подарок для друга» 2.Посещение районной библиотеки, беседа о правилах поведения и культуре общения. 3.Сюжетно-ролевая игра: «Библиотека» | Устный журнал: «Какие наши дети?», Чтение с родителями |
март | «Мы выполняем правила» Цель:Интонационная выразительность речи детей (громкость, темп, тембр речи). Формировать у детей представление о громкости, темпе и тембре устной речи, использовать их в зависимости от ситуации. | 1.Игровое задание: «Мешочек чувств»; 2.«Театрализованная игра»- работа с логопедом; 3.Конкурс на лучшее чтение стихотворения. | Поездка в кукольный театр. Сладкий стол с родителями. |
апрель | Как нужно вести себя во время разговора. Цель: Формировать у детей умение вести себя во время разговора в соответствии с правилами этикета | 1.Игровое задание: «Подарок», 2.Театрализованное представление: «Вежливые слова» ,автор Мошковская. | Приглашаем одного из родителей для знакомства с ним(профессия) |
май | Обобщение изученного: «Культура речи в нашей жизни». Цель: выявить уровень развития культуры речи детей | 1.Игровое задание: «Вежливое слово» 2.Диагностика уровня культуры речи детей. | Праздник с родителями: «Вечер вежливости и гостеприимства» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Летний марафон" (планирование работы в летний период для старшего дошкольного возраста)
планирование работы в летний период...
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований
Перспективное планирование работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с учётом Федеральных Государственных Требований...
Памятка " Планирование работы с детьми по экспериментированию старший дошкольный возраст"
Памятка для воспитателей...
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
Перспективное планирование работы по Здоровому Образу Жизни (старший дошкольный возраст)
Перспективное планирование работы по ЗОЖ (старший дошкольный возраст)...
Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование работы с родителями в группе старшего дошкольного возраста...
Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспективное планирование работы по мнемотаблицам с детьми старшего дошкольного возраста....