Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

В статье даны рекомендации для родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных психических процессов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_poznavatelnyh_protsessov_u_detey_s_ovz.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

МБДОУ «Детский сад «Умка»,

педагог – психолог

Скуратова А.В., к.пс.наук

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Поэтому на родителей таких детей, так же ложится большая ответственностью за его обучение, развитие и воспитание.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является развитие познавательных психических процессов

Внимание

  •  включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т.п.
  • предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)
  •  регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы
  •  тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:

- повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

- неоконченные фразы, которые нужно закончить;

- вопросы, на которые необходимо ответить;

  • учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:

- найди отличия

- найди два одинаковых предмета

- игры-головоломки

- загадки

  • учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т.п.

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

  • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите..». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»
  • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».
  • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось
  • «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате
  • «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия

Память

Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

•        анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

•        осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

•        устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

  • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.
  • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т.д.
  • «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.
  • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.
  • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.
  • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.
  • «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.
  • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.
  • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.
  • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.
  • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Мышление

Включайте в занятия задания на:

•        сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

•        классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

•        нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

•        складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

•        осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

•        задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д.

Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

  • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.
  • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.
  • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».
  • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки), ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.
  • «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).
  • Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

Восприятие

Включайте в занятия задания на:

  • умение детей различать предметы на ощупь;
  • умение выделять признаки в предмете;
  • умение соотносить предметы по величине, форме;
  • развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;
  • помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;
  • формировать умение составлять из частей целое;
  • различать основные признаки разных времен года;
  • закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;
  • формировать сенсорные эталоны формы.

Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

  • «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.
  • «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.
  • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.
  • «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.
  • «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.
  • «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.
  • Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.
  • «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

Воображение

  • Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.
  • Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.
  • Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.
  • Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т.п.)
  • Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.
  • Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.
  • Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.
  • Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т.п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.
  • Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.

Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

И всегда помните о том, что рано или поздно ваши усилия,

стойкое терпение и непомерный труд в воспитании ребенка

будут обязательно вознаграждены!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Современные подходы в организации коррекционной работы по развитию познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями.

Эффективность познавательной деятельности зависит от способности детей  к познанию окружающей действительности.Однако в настоящее время увеличилось количество детей  испытывающих трудн...

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...

"Развитие познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья".

Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо расти в теплом семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Особенно это важно для ребенка с ограниченными возможн...