Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация по коррекционной педагогике

Карасева Алина Сергеевна

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни.

Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polisensornyy_podhod.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №17 «Земляничка» Учитель-дефектолог Карасева Алина Сергеевна

Слайд 2

Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню подготовки детей, поступающих в общеобразовательные школы. В последние годы отмечается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут иметь разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей, до постоянных отклонений, требующих адаптированной к их возможностям индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Слайд 3

Адаптивная модель образования – это создание условий для каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода. На индивидуализации методов обучения в соответствии с когнитивным стилем, т.е. нейропсихологическим типом ребенка как основном принципе лечебной педагогики настаивает А.Н. Корнев . Он указывает, что педагогу важно знать, какой из анализаторов у ребенка «сильнее» , т.е. определить ведущую модальность или канал восприятия – аудиальный, визуальный или кинестетический. Для повышения эффективности коррекционно – развивающей работы необходимо излагать материал на доступном детям языке с опорой на слуховое, зрительное и тактильное запоминание, т.е. учить полисенсорно. Это не только помогает опираться на развитую модальность ребенка, но и научит использовать менее развитые модальности (сенсорные каналы) в процессе обучения.

Слайд 4

Полисенсорный подход в коррекции высших психических функций у детей с ОВЗ состоит в том, чтобы научить ребенка воспринимать окружающий мир во всем богатстве его красок, запахов, звуков, помочь ему овладеть множеством практических действий, которые пригодятся в повседневной жизни. Это направление включает стимуляцию деятельности зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного анализаторов.

Слайд 5

Сенсорное восприятие – основа познавательного развития ребенка.

Слайд 6

Таким образом, правильно сформированное сенсорное восприятие дошкольника позволяет заложить основы для: Развития умственных способностей; О бучения, усидчивости и концентрации внимания; Р азвития памяти (в том числе зрительной, тактильной, долгосрочной и краткосрочной); Б огатого воображения и креативности мышления в будущем; Эстетического развития; Облегчения и ускорения процесса приобщения к реальному миру.

Слайд 7

Мы используем полисенсорный подход в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Метод полисенсорного подхода в коррекции ВПФ позволяет нормализовать чувствительность ребенка и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.

Слайд 8

Использование в работе гидрогелевых шариков. Внимание: только под присмотром педагога!!! Учимся измерять объем, закрепляем сенсорные эталоны (цвет, форма). Развиваем познавательный интерес, тактильные ощущения, обогащаем словарь прилагательными (скользкий, мокрый, холодный (теплый), и т.д.

Слайд 9

На слайде гидрогелевые прозрачные шарики не залитые водой (слева) и залитые (справа). Развиваем фантазию, воображение, мышление. Развиваем пространственный гнозис (кто находится вверху, внизу? Кто плывет влево (вправо), вверх (вниз), и т.д.)

Слайд 10

Вспомогательные материалы (предметы-помощники) Гофрированные трубочки (можно изменять и сравнивать длину, звучат, применяются в различных видах деятельности. Различные захваты. Развиваем мелкую моторику, преодолеваем повышенную чувствительность к тактильным стимулам. Ложки, лопатки, пипетки – все эти пособия многофункциональны (измерение объемов, исследовательская деятельность и т.д.)

Слайд 11

Использование предметов-помощников в играх и НОД Изучаем пространственно-временные отношения. Исследуем ядовитых и опасных насекомых. Измеряем объем.

Слайд 12

Сено, трава, крупы, кофе и т.д. Все эти материалы дарят разные тактильные ощущения, имеют разный запах. Можно использовать в играх (предметы-заместители) и на занятиях (ознакомление с окружающим).

Слайд 13

На слайде рис, окрашенный пищевыми красителями. Изучаем цвет, сортируем по цвету. развиваем мелкую моторику, обогащаем тактильный опыт. Например: можно попробовать работать сухими или мокрыми руками.

Слайд 14

Крахмал для приготовления « Неньютоновской жидкости » Работаем над пониманием речи (выполнение инструкции «сыпь», «лей», «размешай») Пополняем словарный запас прилагательными: скрипучий, сыпучий, вязкий, густой, жидкий и т.д. Развиваем моторику, обогащаем тактильный опыт.

Слайд 15

Сортируем предметы по нескольким признакам (цвет, размер, форма, свойство (физическая плотоность: твердый, мягкий).

Слайд 16

Игры с песком и водой не только доставляют детям удовольствие, но и развивают, знакомят с окружающим миром, благотворно влияют на психику малышей, снимают напряжение, гасят негативные эмоции, тренируют терпение.

Слайд 17

Коврограф Воскобовича «Ларчик» позволяет перевести игры и творчество детей в другую (вертикальную) плоскость. Оказавается, выкладывать картины, конструировать, и заниматься можно не только за столом!

Слайд 18

Звучащие игрушки: Развивают речевое дыхание, фонематический слух; Микрофон позволяет ребенку услышать себя, эффективно работать с просодикой (громче, тише).

Слайд 19

Основные критерии при выборе пособий: - Безопасность; -Многофункциональность; -Вариативность.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья

В плане предусмотрено полное календарное планирование для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогической проект: "Экспериментирование как средство развития психических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья"

Проведение экспериментальной деятельности детей как средство развития психических процессов и познавательного интереса у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.Предмет иссле...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-дефектолога. «Коррекция высших психических функций у детей с затруднениями в обучении»

Рабочая программа учителя-дефектолога для дошкольников 3-7 лет с затруднениями в обучении...

Мастер класс: «Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним  из  приёмов является работа с песком - песочная терапия....

Мастер-класс «Нейропсихологические методы коррекции высших психических функций у детей с задержкой психического развития. Память»

Что же такое вообще «Задержка психического развития»? Это понятие употребляется по отношению к детям с минимальными органическими поражениями мозга или функциональной недостаточностью цент...