Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности.
консультация (средняя группа) на тему

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с пред­метом (предметами). Основное дей­ствие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_eksperimentirovaniya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности

В

ся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная

с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, или игры-экспериментирования, а также представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Цель таких игр заключается в практиковании, закреплении культурно-гигиенических умений и навыков, навыков ЗОЖ.

Игры I цикла «Водичка, водичка

  1. Игра-экспериментирование «Прозрачная вода» Цели
  • Познакомиться с водой, ее свойствами (прозрачная, без запаха, льется).
  • Сформировать умения и навыки по использованию воды.

Материалы: две прозрачные баночки (одна заполнена водой, вторая с чаем), стеклянная банка с широким горлышком, таз с водой, ложки, маленькие ковшики, сахар, стаканчики для детей, предметные картинки.

Описание

В гости к ребятам приходит Капелька.

Воспитатель Кто такая капелька? Где она живет?

Ребятам предлагается узнать, что находится в банках. А/гти убеждаются, что в одной вода, в другой — чай.

Воспитатель. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем она пахнет? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям наполнить стаканчики водой с помощью ковшиков.

Воспитатель. Что мы делаем?

Дети. Переливаем, наливаем воду.

Воспитатель Что делает водичка?

Дети. Льется.

Воспитатель. Послушайте, как она льется. Какой слышим звук?

Воспитатель предлагает детям добавить в стаканчики сахарный песок ложечкой, помешать и понаблюдать, как сахар растворится. Предлагает поиграть в игру «Узнай и назови». Показывая картинки через банку с чаем, воспитатель спрашивает: «Вы что-нибудь видите?» Затем происходит рассматривание картинок через банку с водой.

Воспитатель. Что вы увидели? (Ответы детей.) Почему так хорошо видно картинку? Какая вода?

Дети. Прозрачная.

Воспитатель. Что мы узнали о воде? (Ответы детей.)

  1. Игра-экспериментирование «Чистящая вода» Цели
  • Получить или закрепить представления, что вода смачивает и очищает.
  • Сформировать умение (навык) мыть руки водой через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: широкая миска (желательно прозрачная) с водой, две салфетки: чистая и грязная; безопасная краска для нанесения на детские ладони.

Описание

Детям предлагается взять бумажную салфетку (чистую) и осторожно опустить ее в сосуд на поверхность воды. Вода намочила салфетку.

Аналогичные действия совершаются С грязной салфеткой. Объясняется, что вода растворила грязь с салфетки и поэтому стала мутной.

Затем на детские ладошки наносится краска, и детям нужно опустить руку в воду. Понаблюдать, что будет с ладонями. Рассмотреть, как окрашивается вода, а руки становятся чистыми. Порассуждать с детьми, зачем мыть руки, можно ли ходить с грязными руками, почему это небезопасно.

  1. Игра-экспериментирование «Мокрые рукава и полотенце» Цели
  • Показать необходимость засучивать рукава (иначе они будут мокрые) и вытирать руки полотенцем насухо.
  • Сформировать умение (навык) мыть руки водой и правильно вытирать их полотенцем через практикование и экспериментирование.

Материалы: кусочек полотенца или маленькое полотенце целиком, широкая миска с водой.

Описание

Предложить детям взять полотенце и положить его в миску.

Воспитатель. Как вы думаете, что будет с полотенцем?

Дети. Оно намокнет, станет мокрым.

Повторить то же с рукавом одежды. Объяснить, что рукава тоже могут намокнуть, /цгтям предлагается подумать, удобно, полезно ли ходить с намоченными рукавами. Почему это небезопасно? Объяснить, что полотенце впитывает воду (становится мокрым) с рук.

  1. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые руки» Цели
  • Получить или закрепить представления, что вода очищает.
  • Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки через практикование и экспериментирование с водой.

Материалы: две прозрачные миски, условная грязь (глина, краска).

Описание

Предложите ребенку полоскать руки в миске. Затем испачкать руки и снова пополоскать их. Сравнить воду по цвету. Подвести к выводу что грязь, которая бывает на руках, остается в воде, что вода смывает грязь, делает руки чистыми.

  1. Игра-экспериментирование «Какой формы мыльце?» Цели
  • Получить или закрепить представления о мыле, его полезных свойствах.
  • Сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование.

Материалы: кусочки мыла разной формы, тазик с водой.

Описание

Рассмотреть кусочки мыла разной формы. Обратить внимание, что такими их изготовили на фабрике, но человек, когда мылит руки, может изменить форму мыла.

Дошкольная педагогика / Июль / 2010*

Взрослый берет мыло и хорошо намыливает руки, показывая детям необходимые действия, фиксируя их внимание на этом процессе. Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось. Затем предлагает детям повторить самим действия с мылом и водой. Обращает внимание на действия детей, помогает, подсказывает.

После мытья рук с мылом и вытирания их полотенцем насухо взрослый рассматривает с детьми, какой формы оказалось мыльце, какие фигурки получились у детей, на что они похожи. Обращает внимание на воду, ее загрязненность. Делается совместно вывод о том, что вода вместе с мылом делает руки чище, ароматнее.

  • Игра-экспериментирование

«Делаем мыльные пузыри»

Цели

  1. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойствами мыла: может растягиваться, образует пленочку, меняет цвет.
  2. Поддержать интерес к здоровьесберегающим предметам.

Материалы: жидкое мыло, кусочки мыла, петля с ручкой из проволоки или специальная пластиковая петля для мыльных пузырей, стаканчики, вода, ложки, подносы.

Описание

Медвежонок Миша рассказывает, что любит пускать мыльные пузыри. Но он не знает, как они делаются.

Воспитатель. Как получаются мыльные пузыри? Можем ли мы их изготовить? Что для этого нужно? (Ответы детей.)

Аети пробуют изготовить мыльные пузыри из куска мыла и воды путем смегиивания. Наблюдают, что происходит: опускают петлю в жидкость, вынимают ее, дуют в петлю.

Берут другой стакан, смешивают жидкое мыло с водой (1 ложка воды и 3 ложки жидкого мыла). Опускают петлю в раствор.

Воспитатель. Что мы видим, когда вынимаем петлю? (Ответы детей.) Потихоньку дуем. Что происходит? Как получился мыльный пузырь? (Ответы детей.) Пузырь получился только из жидкого мыла. Оно может растягиваться в очень тонкую пленку, которая остается в петле. Мы выдуваем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Можно поиграть в игры «Какой формы пузырь», «Какой летит дальше, выше?» Арпи пускают пузыри и рассказывают, на что похож получившийся пузырь, какой он формы, какие цвета можно увидеть на его тверхности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

Выступление из опыта «Игры – экспериментирование в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности».

Одним из видов игр,  которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становя...

Игры – экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности (Консультация для педагогов)

одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребёнка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и ...

Игры - экспериментирования в воспитании младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности.

Сегодня одна из актуадьных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые зн...

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»

Консультация для воспитателей «Игры-эксперименты в воспитании младших дошкольников как субъекта здоровьесберегающей деятельности и познавательного развития»...