Отчет по теме самообразования "Формирование основ ЗОЖ у младших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий"в разновозрастной группе"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 «Ручеек»
ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Хачатурян Анжелы Левоновны
разновозрастной группы «Сказка»»
2022-2023г
Тема: «Формирование основ ЗОЖ у младших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Актуальность проблемы: Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития дошкольников.
Задачи:
* сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела) * помочь ребенку создать целостное представление о своем теле, *формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; * привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; * развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.
Этапы работы. Содержание | Формы работы и средства решения задач | Сроки |
Диагностический Изучение последних научных достижений, педагогического опыта и актуальной литературы по теме | 1. Провести первичную диагностику детей и выявить уровень знаний у детей о ЗОЖ 2. Проанализировать годовой и перспективный план с учётом ситуации. Составить список литературы для изучения и использования. Посещать курсы, слушать вебинары , участвовать в конкурсах различного уровня | Октябрь В течение года |
Прогностический | 1.Корректировать план работы с учётом ситуации. 2. Отслеживать результаты реализации поставленных задач | В течение года |
Организационный
2.Работа с педагогическим 3. Работа с родителями | 1. Отбирать задания и упражнения в соответствии с темой. 2. Создать папку пальчиковых, дыхательных и артикуляционных упражнений, коммуникативных игр 3. Приобретение и знакомство детей с шариками СУ-ДЖОК 4. Разработать цикл образовательной деятельности с использованием приобретенных шариков и здоровьесберегающих технологий • индивидуальные консультации на тему ЗОЖ: профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем) необходимость здоровой пищи. • вывешивание информации в родительском уголке | В течение года Ноябрь-декабрь Декабрь В течение года по мере необходимости |
Практический 1. Анализ результатов работы, затруднений. 2. Отслеживание динамики самообразования | 1. Провести мониторинг и сравнить с результатами начала года. 2. Провести самоанализ деятельности по теме. 3. Скорректировать планы для дальнейшей работы | Апрель – май |
Предполагаемый результат:
1.Овладение детьми навыками ЗОЖ; 2.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода; 3.Повышение заинтересованности родителей в укреплении здоровья дошкольников; 4.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Методические приемы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных и предметных картинок, сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки
Формы работы: утренняя гимнастика (ежедневно); физкультурные занятия; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов) , использование шариков Су Джок, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях , оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно); физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно); ходьба по массажным коврикам , беседы , консультации.
Используемая литература: 1.Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2004г.; 2.Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002г.; 3.Лазарева Н. Н. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребёнка: Методические рекомендации для работников ДОУ // Н. Н. Лазарева, А. А. Асташкина. Тольятти, 2004г.; 4.Яковлева Т. С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М.: Школьная Пресса, 2006г.; 5.Павлова М.А., Лысогорская М.В. «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» -Волгоград, Издательство «Учитель», 2012г.; 6.Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» -М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»
«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...
Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет
Консультация "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию» для детей 5-6 лет...
Самообразование по теме: «Формирование основ ЗОЖ у дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий»
Цель:Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружа...
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»
Обобщение опыта работы по теме «Формирование привычки здорового образа жизни дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в разновозрастной группе «Как мы Здоровье спасали».
Цель: учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.Задачи:Образовательные:1. Продолжать формировать у детей осознанное отношение к сохранению и укреплению ...
Отчет по теме самообразования «Формирование здорового образа жизни дошкольников через систему здоровьесберегающих технологий»
Цель применения здоровьесберегающих технологий в условиях дошкольного общеобразовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и формирование у воспитанни...