Приложения к технологии
методическая разработка по теме
Проблемы в развитии коммуникативной компетентности детей с общим недоразвитием речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога дошкольного образовательного учреждения специально организованной работы по их коррекции на основе комплексного и индивидуального подхода через создание оптимальной развивающей среды и погружения ребенка в совместную деятельность со взрослыми и детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultaciya.docx | 21.17 КБ |
osobennosti_kommunikativnoy_funk.docx | 15.39 КБ |
razvitie_kommunikativnoy_sfery_doshkolnikov.doc | 36 КБ |
federalnye_gosudarstvennye_trebovaniya.docx | 34.43 КБ |
igrovye_metodiki.doc | 29.5 КБ |
prilozhenie_diagnostika.doc | 55.5 КБ |
sinkveyn.docx | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Развитие коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста в игровой деятельности
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними.
От педагога требуется большое мастерство, глубокое знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.
Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать.
Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой, именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстником в качестве субъекта взаимодействия. Другими словами, именно воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений со сверстниками.
Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.
Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.
Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога. Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему, искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс, что способствует формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел друг" и др.
Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования дружеских отношений среди сверстников.
Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д.
Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами..
Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.
Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Вежливые слова
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Игры-ситуации
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?
Пресс-конференция
Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.
Рассказ по кругу
Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.
Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и ...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.
Волшебные водоросли
Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.
Изобрази пословицу
Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.
Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:
“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”
“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”
“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”
“Как аукнется, так и откликнется”
Магазин игрушек
Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.
Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.
Ищем клад
Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.
Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.
Скульпторы
Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.
Игра проводится на занятии по лепке.
Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.
Близнецы
Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.
Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т.д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.
Пойми меня
Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).
Разговор через стекло
Цель: развить умение мимику и жесты.
Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.
Подарок на всех
Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.
Вели, чтобы...
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Без маски
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.
Вот примерное содержание незаконченных предложений:
“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;
“ Особенно мне не нравится, когда...”;
“Однажды меня очень напугало то, что...”;
“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.
Моё настроение
Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.
Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.
Астрологи
Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.
Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.
Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.
Оживи маску
Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.
Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.
Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.
Предварительный просмотр:
Консультация
Особенности коммуникативной функции детей с общим недоразвитием речи
Коммуникативная функция речи характеризуется наличием в речи сообщения и побуждения к действию. Общаясь с другими людьми, человек не только сообщает им свои мысли, знания, выражает желания и эмоциональные состояния, но и воздействует на них.
Формы речевого воздействия - вопрос, просьба, совет, предложение, убеждение, приказ, инструкция, запрещение и др.
Наблюдаемые у детей с ОНР трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими детьми. Л.Г. Соловьева отмечала, что взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
В результате исследования О.С. Павловой речевой коммуникации дошкольников с ОНР были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и в коллективе нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятности взаимоотношений является достаточно высоким, число "предпочитаемых" и "принятых" детей значительно превышает число "непринятых" и "изолированных". Между тем дети, как правило, затрудняются дать ответ о мотивах своего выбора товарища, т.е. достаточно часто они ориентируются не на собственное личностное отношение к партнеру по игре, а на выбор и оценку его педагогом.
Среди "непринятых" и "изолированных" чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны "непринятых".
В целом коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются ограниченностью и по всем параметрам ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Для большинства таких детей характерна возбудимость и игры, не контролируемые воспитателем, иногда обретают неорганизованные формы. Часто дети вообще не могут занять себя каким - либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыком совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремиться сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с ОНР на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.
Изучение общения у детей с ОНР показывает, что у большинства дошкольников преобладаем ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 - летнего возраста. Ю.Ф. Гаркуша отмечает, что у дошкольников с ОНР процесс общения со взрослыми отличатся от нормы по всем основным параметрам, что вызывает значительную задержку становления соответствующих возрасту форм общения: внеситуативно-познавательной и внеситуативно-личностной.
Процесс общения детей с ОНР со взрослыми существенно отличается от нормы, как по уровню развития, так и по основным качественным показателям.
Выводы:
- Речь как средство общения возникает на определенном этапе общения, для целей общения и в условиях общения. Ее возникновение и развитие обусловлены, при прочих равных и благоприятных условиях (нормальном мозге, органах слуха и гортани), нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
- Развитие речи у детей с ОНР 5-6 лет протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом и грамматическим строем в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценной деятельности общения.
- Общее недоразвитие речи у детей приводит к стойким нарушениям общения, плохо развитая речь препятствует установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей к коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие коммуникативной сферы дошкольников»
Для развития коммуникативной сферы необходимо включать дошкольников с ОНР в коммуникативные ситуации. Под коммуникативной ситуацией, понимается стихийно возникающие или специально организованные педагогом ситуации в общении, вызванные потребностями вербального взаимодействия воспитанников в ходе совместной деятельности и требующие определенного уровня сформированности коммуникативных умений и навыков для их разрешения. Для этого необходимо:
- Формирование социального доверия дошкольников друг к другу;
- Развитие социальных эмоций;
- Формирование умения отстаивать собственную позицию в процессе общения;
- Развитие коммуникативных умений и навыков.
Для усвоения и закрепления дошкольников норм и правил поведения в процессе взаимодействия используются различные формы работы: инсценировки, конкурсы, построение - диалогов детей и др.
Необходимо создавать условия для формирования у дошкольников стремления реализовывать конструктивное общение с партнерами в совместной деятельности. При этом имеет место стимулирование стремлений детей согласовывать свои действия с требованиями других участников, включенных в различные ситуации.
Для преодоления отчуждения между детьми, педагогам можно использовать игры, помогающие поднять ребенка выше в глазах сверстников и наладить эмоциональный контакт между ними.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа | Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) |
Вторая подгруппа | Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений. |
Третья подгруппа | Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. |
Четвертая подгруппа | Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. |
1 группа игр: сюжетно-ролевые игры, в которых партнеры принимают на себя равноправные роли;
2 группа игр: игры-драматизации, цель которых психологическое сближение ребенка с другими героями;
3 группа игр: с помощью этой группы игр, можно переключить внимание на сверстников. Эти игры формируют умение замечать конкретного ребенка, выделять его среди других по признакам, устанавливающим контакты. Например: «Чей голос?», «Картонные башни», «Тропинка».
Проводя эти игры, нужно поручать «изолированным» детям с речевыми недостатками роль ведущего в игре, похвалить ребенка перед всей группой, отметить, насколько хорошо он справился с ролью ведущего.
Существует еще один способ оптимизации общения ребенка в группе сверстников - научить его понимать эмоциональные состояния других и свои собственные и правильно на них реагировать. Для этого используют специальные упражнения, игры, этюды.
Развитие эмоционально - коммуникативных умений у дошкольников происходит через:
- знакомство детей с различными эмоциональными переживаниями;
- обучение распознаванию эмоций;
- обучение произвольному выражению различных эмоциональных состояний;
- игры для развития коммуникативных умений («Клубочек», «Ладонь к ладони», «Дотронься до …», «Слепой и поводырь»).
Дети с общим недоразвитием речи должны постоянно чувствовать себя самостоятельными и полезными окружающим. Это становится возможным, если каждый ребенок включается в работу по достижению общей цели, благодаря чему у него вырабатываются навыки общественной деятельности. Очень важно, чтобы педагог и воспитатель, изучив личность ребенка, правильно выявили его возможности и достоинства, те положительные черты, на которые, прежде всего надо ориентироваться в педагогическом процессе, обратили на них внимание коллектива, формируя, таким образом, у ребенка уверенность в своих силах, адекватную самооценку, коммуникативные навыки.
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Федеральные государственные требования к социально-личностному развитию
в проекте стандарта дошкольного образования»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Изменение социально-политических и социально-экономических условий жизни, нестабильность в обществе привлекает повышенное внимание к проблемам социализации. Необходимость углубленного изучения проблемы диктуется сложившейся практикой работы ДОУ и актуальностью разработки программ использования современных технологий социально-личностного развития дошкольников.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
В проекте стандарта дошкольного образования, ФГТ, определяя обязательный минимум содержания образовательной программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает требования к социально-личностному развитию воспитанников:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
- воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
- приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
- развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир.
Процесс социализации начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь и направлен на формирование отношения ребёнка к себе и окружающему, социальных мотивов, потребностей, самопознание.
Успешное социально-личностное развитие дошкольников возможно при тесном взаимодействии всего педагогического коллектива детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.
Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, так как процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.
Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко
Социализация, или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Перед педагогами стоит очень сложная задача - найти такие действенные методы и приемы работы для достижения наиболее высоких результатов в социальном и личностном развитии детей.
Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки (отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.). Они особенно ярко проявляются в игровой, трудовой деятельности детей и в повседневной жизни.
Для организации в группе работы по социально-личностному развитию детей необходимо создать развивающую среду.
В Федеральных Государственных требованиях образовательная деятельность по социально-личностному развитию дошкольников осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников ДОУ. Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.
Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Создание комфортного климата в группе должно быть направлено на содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, умение поддержания инициативы детей.
Организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – одно из актуальнейших средств социально-личностного развития детей.
Ситуации конструируются педагогом как игровые, имитационные, ситуации реального положительного опыта и условные ситуации вербального плана.
Организуя с дошкольниками ситуации поискового характера, воспитателю необходимо:
- Заинтересовать детей проблемой, требующей решения, эмоционально представить её, ввести детей в ситуацию: Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Почему возникло затруднение?
- Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: Какие чувства они испытали? Какое у них настроение? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?
- Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: Что может произойти? Как помочь? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудить все предложения и найти общее решение, как нам поступить и добиться успеха.
- Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т.д.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста наибольший эмоциональный отклик находят такие ситуации как:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблемы других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие?
Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать её?
Поведение детей в ситуациях выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Различные ситуации затруднения, которые создаются чтобы пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает глины для лепки; меняется место комнатного растения; «стол открытий и удивлений» и т.д. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
3. Практические ситуации «Мы самые старшие в детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.
Ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Покажем сказку», «Поможем сделать снежную горку», «Поможем одеться на прогулку».
4. Ситуации «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждать детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, выражают терпеливость, внимательность и снисходительность к ошибкам и трудностям сверстников.
5. Игры-имитации: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.
Социально-личностное развитии детей невозможно без участия семьи. Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
Взаимодействие между педагогами и родителями позволяет комплексно решать данную проблему.
В основу взаимодействия с семьёй по данной проблеме заложены следующие принципы:
- партнёрство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач;
- помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны родителей;
- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;
- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.
Основными задачами, стоящими перед педагогическим коллективом в работе с родителями, являются:
- изучение семьи;
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения;
- изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
- просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
- работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей.
Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?» и т.д.
В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в совместный с педагогами процесс речевого развития ребёнка, уход от практики дистанцирования семьи от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
ТЕМАТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ:
Цель:
- создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников;
- реализация социально-личностного развития дошкольников
- воспитание и развитие интегративных качеств ребенка (физических, личностных и интеллектуальных) в соответствии с ФГТ
Задачи:
- создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
- совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
- повышение уровня педагогической культуры родителей и воспитателей;
- формирование у детей основ личности будущего гражданина;
- профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем
- показать вариант практического решения проблемы создания условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;
- повышение уровня педагогической культуры родителей и воспитателей;
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, а также принадлежности к мировому сообществу;
- приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- Восприятие детьми общечеловеческих нравственных ценностей: добро, дружба, вежливость, совесть, любовь и др.
- Создавать условия для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека.
- Восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней.
- Способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семьи;
- Освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей.
- Развитие у детей опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
- Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
- Развитие у детей первичной рефлекии и идентификации.
- Формирование у детей адекватной самооценки.
- Обеспечить единство познавательного и эмоционально - нравственного развития старших дошкольников.
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие речевого взаимодействия.
- Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
- Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение контролировать свои эмоции, управлять ими; формирование положительной самооценки, понимания своей неповторимости; воспитание эмпатии.
- Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, самоощущение «Я - хороший». Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознавать не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения.
- Учить детей принимать общие правила игры, соблюдать их.
- Развивать желание анализировать с воспитателем причины успеха и неудач.
- Формировать моральные качества.
- Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.
- Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью.
- Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости.
- Обогащение знаний детей о родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам семьи.
- Учить оценивать чужие поступки, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор.
- Воспитывать дружеские отношения, сочувствие, вежливость по отношению к другим.
- Формировать оценочное отношение не только к поступкам других, но и к своим собственным. Способствовать осознанию морально - этических норм
- Воспитывать чувство гордости за свою семью. Расширить знания о семейных традициях, ценностях совместного бытия.
- Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других, контролировать свое поведение. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций
- Формирование у детей знаний норм и правил общения;
- Умение общаться с окружающими;
- Желание ребенка вступать в контакт;
- Предупреждает негуманное проявление эмоций.
- Формировать способности детей эффективно осуществлять деятельность, то есть умение говорить и слушать других.
- формирование умения внимательно выслушивать собеседника, устанавливать с ним контакт с помощью различных средств общения
- Привитие детям необходимых гигиенических навыков, культуры поступков в различных ситуациях и положительных взаимоотношений в разных видах деятельности;
- Воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувств, которые должны сформироваться у детей при их постепенном ознакомлении с окружающим миром;
- Формирование начальных элементов трудового воспитания
- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;
- воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;
- обучение детей элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами.
- организация практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;
- ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей; воспитание уважения к труду;
- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;
- обучение уходу за растениями, животными;
- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др,);
- изготовление коллективных работ;
- формирование умения использовать поделки в игре.
- Формирование доброжелательных отношений (между сверстниками или ко всем окружающим, между девочками и мальчиками);
- Взаимодействие между девочками и мальчиками во всех видах детской деятельности, умение договариваться
- Ознакомление с моральными знаниями (моральными принципами и требованиями, моральными качествами и их проявлениями, моральными оценками и т. д.);
- Ориентация в сфере чувств и эмоций – в их внешних проявлениях, причинах возникновения; учет чувств и эмоций в своих взаимоотношениях с другими; воспитание гуманных чувств.
- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;
- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;
- формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ
Принцип сочетания различных форм организации деятельности: регламентированная деятельность - занятия, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей, в которых осуществляется решение поставленных задач.
- Игровой принцип - соответствует возрастным психологическим особенностям детей.
- Принцип безоценочного позитивного принятия ребенка.
- Принцип этапности работы
ОО «Социализация»
Темы:
- «Ребенок входит в мир социальных отношений»
- «Я – взрослый, ты – ребенок»
- «Что значит быть вежливым»
- «Всем советуем дружить»
- «Что такое хорошо и что такое плохо»
- «Мой лучший друг»
- «На кого я хочу быть похожим»
- «Кто мы? Какие мы?»
- «Кто я? Какой я?»
- «Хорошо быть добрым?»
- «Мы самые старшие в детском саду».
- «Научи своего друга тому, что умеешь сам»
- «Мои эмоции»
- «Как победить страх?»
- «Социальные навыки».
- «Моя семья»
- «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
- «Мой любимый город»
- «Никто не забыт , ничто не забыто»
- «Что такое труд? Что значит трудиться?»
- «Наш любимый детский сад»
Ребенок и другие люди. Семейное благополучие
Моя семья. Мой дом.
Взаимная забота и помощь в семье
Осторожно! Чужой! Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.
О несовпадении приятной внешности и добрых намерений.
Если ты потерялся
.Ребенок и другие дети.
Эмоциональное благополучие ребенка. Я тебя люблю, я тебя
понимаю, я тебя принимаю таким, как ты есть!
Психическое здоровье
Конфликты и ссоры между детьми
.Конфликты и ссоры между детьми и взрослыми
Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и включения детей систему социальных отношений осуществляется следующим образом:
- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;
- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;
- в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм-драматизациям, в которых воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;
- в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.
Предварительный просмотр:
Использование игровых методик
для развития коммуникативных навыков
(методические рекомендации)
1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником детям предлагаются следующие упражнения.
· "Как можно нас называть по – разному ?" Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они - это его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
· "Улыбка" - дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
· "Комплимент" - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. (Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье..."). Принимающий кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Вместо похвалы можно просто сказать "вкусное", "сладкое", "молочное" слово.
2. Для совершенствования у детей общаться без слов сначала дают детям распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предлагают игры:
· "Угадай" - один ребенок воспроизводит жест, адругте отгадывают его значение;
· "Походки" - один ребенок изображает походку кого - либо (человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
· "Иностранец" - один ребенок, изображая иностранцев с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
· "Расскажи стихи без слов". "Изобрази пословицу".
3. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова детям предлагают:
· изобразить как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
· произнести знакомое четверостишие - шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно,радостно, удивленно,безразлично.
4. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации анализируют с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей.
Для анализа поведения конфликтовавших детей используют аналогичное поведение известных им сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение сравнивают с поведением Карабаса - Барабаса, Бармалея и т. д.
5. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения им предлагают:
- участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
- сюжетные творческие игры, с повторением сцен - ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
- разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
- следующие упражнения, игры:
· "Опиши друга" - двое детей становятся спиной к друг другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем, выясняется, кто оказался точнее;
· "Подари подарок другу" - при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
· "Царевна - Несмеяна" - дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
· "Сравнения" - дети сравнивают себя с какими - то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
· "Волшебный магазин" - взрослый предлагает детям купить что - нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
6. Для закрепления коммуникативных умений у детей предлагают им такую форму общения, как общение с малышами.
Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
Виды игр:
1. Игры на развитие внимания:
внимательное животное;
запомни ритм;
шапка-невидимка;
мяч в кругу….
2. Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости:
автомобиль;
море волнуется;
совушка - сова;
день и ночь…
1.3. Игры на тренировку выдержки и контроль импульсивности:
съедобное — несъедобное;
черное и белое.
Скажи наоборот …
Предварительный просмотр:
приложение 3
Исследование особенностей коммуникативной деятельности
старших дошкольников с ОНР.
- изучение особенностей коммуникативной готовности детей с ОНР к школьному обучению.
- изучение состояния коммуникативных навыков, форм общения старших дошкольников с ОНР реализуемых ими в общении со взрослыми и сверстниками
Используются тесты, разработанные авторами:
- Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.М. Шипициной, М.И. Лисиной
- Методика «Изучение критериев выбора партнёра для общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)
Результаты диагностики критериев выбора детьми партнёра для общения в группе ОНР (старшая группа)
Уровни | август 2009 | май 2010 | ||
Высокий | 1 | 10% | 4 | 40% |
Выше среднего | 1 | 10% | 3 | 30% |
Средний | 4 | 40% | 2 | 20% |
Низкий | 4 | 40% | 1 | 10% |
Исходя из результатов на начало 2009 года при формировании группы видим, что основной группой мотивов у детей с ОНР становится как просто наличие положительных качеств или общее отношение к сверстнику. Это говорит о плохо развитой мотивационной сфере дошкольников с ОНР, преобладании во взаимоотношениях ситуативных мотивов воздействия. В группе есть 2 ребёнка, выделяющие дружеские отношения, но их опыт на других не распространяется.
Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина)
Результаты на начало учебного года показали, что для старших дошкольников с ОНР наиболее характерен III уровень сформированности социально-коммуникативных навыков (50% детей); значительная часть детей с ОНР имели II уровень (30%); на очень низком (IV) уровне оказалось 20% детей и на высоком – ни одного ребенка (0%). Результаты на конец года: наибольшее количество оказалось на I (высоком) и II (среднем) уровнях развития социально-коммуникативных навыков (30 и 50% соответственно). На низком – III уровне было выявлено 20% детей, очень низкий – IV уровень ни у одного ребенка отмечен не был.
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что для детей с ОНР характерен более низкий уровень владения социально-коммуникативными навыками на начальном этапе. Дети с ОНР не использовали в своей речи оценочных суждений, не стремились согласовать со взрослым отношение к обсуждаемому, их речевые высказывания практически во всех случаях носят ситуативный характер. Преобладали высказывания об игрушках, животных. По функции это чаще всего были обращения за помощью, вопросы, связанные с деятельностью ребенка; по содержанию высказывания были простыми, не связанными между собой.
Оценка уровня умений воспринимать речь
уровни | Август 2009 г | Май 2010 г |
высокий | 4 | 10 |
средний | 6 | 0 |
низкий | 0 | 0 |
4 ребенка имеют высокий уровень развития умения воспринимать речь, а это значит, что дети адекватно реагируют на просьбы и указания взрослого, умеют слушать и понимает речь, проявляют интерес к говорящему. 6 детей имеют средний уровень развития умения воспринимать речь, а это значит, что дети не всегда реагируют на просьбы и указания, т. к. не всегда понимают, о чём его просят. У этих детей внимание рассеянное, наблюдается пассивность в общении со взрослым. Низкий уровень развития умения воспринимать речь не выявлен ни у кого. 10 детей имеют высокий уровень развития умения воспринимать речь, а это значит, что дети адекватно реагируют на просьбы и указания взрослого, умеют слушать и понимает речь, проявляют интерес к говорящему.
После проведения повторного исследования имеем следующие результаты:
Оценка уровня развития умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни.
9 детей имеют высокий уровень развития умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни, а это значит что эти дети вполне владеют коммуникативными навыками и умением общаться, способны объяснить, что им требуется. Контакт со взрослым поддерживают. Употребляют осмысленные речевые выражения, имеют достаточно большой словарный запас слов. 1 ребенок имеет средний уровень развития умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни, а это значит, что эти дети владеют навыками общения, но используют их в случае необходимости. В разговоре пассивны, словарный запас слов небольшой. В речи используют в основном слова, фразы практически не употребляют.
Предварительный просмотр:
Применение коммуникативных игр в работе педагога-психолога по развитию словаря, как основы синквейна.
«Обыкновенное чудо»
Для этой игры вам понадобится обыкновенный камень, найденный на улице. Желательно, чтобы он был шероховатый, с острыми гранями и не очень приятный на ощупь.
В игре могут принимать участие 2, 3, 4 и более человек.
Разместитесь на ковре (диванах, стульях) поудобнее. Так, чтобы все игроки видели друг друга. Теперь можно начинать игру.
Вы — ведущий. Возьмите в руку камень. Ощупайте его. Скажи участникам: «У меня в руке камень. Он тяжелый (движение вашей руки — вверх-вниз — имитирует взвешивание), холодный, неприятный на ощупь (ваша мимика должна соответствовать вашим ощущениям, которыми вы сейчас делитесь), шершавый, у него острые края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот камень, прежде чем передать его тебе (назовите имя сидящего рядом с вами игрока). Вы берете камень в ладони, сжимаете их и произносите: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь к людям, мою преданность. Передай, камень, мои чувства другу». С этими словам вы передаете камень игроку, сидящему слева от вас.
Камень находится в руках ребенка. Спросите его: «Что ты ощущаешь? Тяжелый ли этот камень? (Сопровождайте свой вопрос движениями рук, имитирующих взвешивание.) Правда, тяжелый?
А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? (Если игрок затрудняется с ответом, то предложите ему для сравнения провести пальцами по гладкой поверхности, а затем снова ощупать камень.) Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста, ты держишь в руках холодный камень? (Если игрок испытывает трудности при ответе, то предложите ему для сравнения похожий камень, который «не побывал» еще ни в чьих руках).
Конечно же, камень теплый. Как ты думаешь, почему? Помнишь, что я делал(а), о чем просил(а) камень? Сейчас мы сделаем с тобой тоже самое: совершим обыкновенное чудо — согреем камень твоим теплом! Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца, мою любовь и преданность людям. Передай, камень, мои чувства другу».
Текст можно адаптировать, учитывая речевые возможности ребенка. Если он не имеет возможности говорить, пусть просто согревает камень в руках. Вы произнесете этот текст сами. Самое главное — помочь ребенку приобрести опыт «сотворения чуда».
Далее камень передается другому игроку. Игра продолжается. Наступает момент, когда камень возвращается к вам. Вы говорите игрокам: «Я держу в своих руках камень. Он тяжелый, шероховатый, у него острые грани, но его очень приятно держать в руках, потому что он теплый, почти горячий, ведь он передает теплоту наших рук, жар наших сердец, нашу любовь и преданность людям! Оказывается, наши руки могут творить чудеса! Они согревают даже камень!»
Эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и вербализовывать их, тем самым, обучая основам самоанализа, развитию словаря, ассоциативных связей. Помимо этого очень важным является осознание того, что каждый может благодаря теплу своих рук и сердца, сотворить чудо.
Важно обсуждать с игроками каждую прожитую ситуацию, каждую проведенную игру. Если ребята могут говорить, побеседуйте с ними, задавая следующие вопросы.
«Понравилась ли тебе игра?»
«Что ты чувствовал, когда держал камень?»
Если ребята умеют читать, заготовьте карточки, на которых будут написаны опорные фразы. Красным цветом позитивные эмоции и чувства, а черным — негативные. Например: «Мне было приятно. Это было здорово!» Мне понравилось держать в руках теплый камень и греть его. Это было весело». «Это что-то новенькое. Хорошо!» Или: «Мне было неприятно». «Это просто ужасно — держать в руке камень!» «Мне не понравилась эта игра». «Я ничего не понял(а)».
Предложите ребятам выбрать ту карточку, надпись на которой соответствует их чувствам. Если необходимо, прочитайте надписи сами, перебирая карточки. Попросите ребят повторять за вами ту фразу, которая им понравилась. Обсудите ее.
Если ребята не говорят и не читают, но знают цвета, то можно предложить им выбрать одну из цветных полосок: красного, синего, зеленого, желтого, оранжевого, серого, фиолетового, коричневого и черного цветов. Скажите ребятам: «Возьми ту полоску, цвет которой тебе нравится больше всего».
Выбранный участником игры цвет соответствует его настроению и состоянию в данный момент и отражает те чувства, которые игрок испытал во время игры.
Красный, желтый, оранжевый, синий, зеленый цвета отразят позитивные чувства; а черный, коричневый, серый — негативные.
Если ребята плохо ориентируются в цветах, обратитесь к «тактильному тестированию». Для этого приготовьте картонные квадраты размером 20 х 20см. С помощью клея ПВА наклейте на них: манную крупу, дробленый горох, гречку, вату, поролон, бархатную и наждачную бумагу, различные виды тканей, елочный дождик, веревки и пр. Таким образом, у вас получится целый набор различных поверхностей. Разложите их перед участниками игры.
Скажите им: «Ознакомьтесь с поверхностями. Подержите их в руках, проведите по ним пальцами, ладонью. А теперь выберите ту поверхность, которая вам понравилась».
Понаблюдайте за ребятами. Обратите внимание на то, как они исследуют предложенный материал, как взаимодействуют, друг с другом какую поверхность выбрали. Постарайтесь проанализировать результаты обследования, опираясь на ранние наблюдения за воспитанниками, знание их интересов и наклонностей. Допустим, игрок выбирает шершавую на ощупь и невзрачную на вид поверхность. О чем это может рассказать? Или берет в руки карточку с бархатной поверхностью. Что это может означать?
Если же и этот вид деятельности доставляет определенные трудности, то можно «обсуждать» игру с помощью мешочков или подушечек сшитых из одного материала и одинакового размера. Они заполняются мукой и крахмалом, горохом и фасолью, орехами и шишками, ватой и гайками, фольгой и газетой и пр. Не правда ли, взаимодействуя с предложенным материалом, ребята не только обогащают свой чувственный опыт, но и начинают познавать себя, свое состояние «здесь и теперь».
«Камень и веревка»
В этой игре могут участвовать несколько человек. Для игры Вам понадобится камень и обыкновенная бельевая веревка. Игроки и ведущий удобно размещаются на ковре или рассаживаются на стулья в круг.
Вы, как ведущий, показываете игрокам камень, и спрашиваете: «Что у меня в руках?» Даете каждому игроку подержать его в руках, акцентируя внимание не только на его вес, форму, вид поверхности, но и на твердость.
«Камень очень твердый», — говорите вы. — «Сейчас мы все попробуем сжать свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Посмотрите, как это делаю я!
(Сожмите сильно кулаки, предложите игрокам ощупать ваши руки, чтобы они смогли почувствовать их напряжение и твердость). А теперь вы сожмите свои кулаки так, чтобы они стали похожи на камень. Я. буду проверять, насколько тверды ваши кулаки!»
Обойдите всех участников игры, проверьте напряжение их рук, похвалите удачно выполнивших задание, еще раз покажите это упражнение тем, у кого не получилось. Очень важно добиться того, чтобы все участники, по мере своих возможностей, успешно выполняли это задание.
«Молодцы, ребята! Разожмите свои кулаки! Посмотрите, у меня в руках веревка. Возьмите ее, пощупайте, покрутите ее, сверните, сожмите... Какая она? Правильно, мягкая, гибкая, податливая. А теперь — посмотрите, мои руки станут точно такими, как веревка!» Расслабьте свои руки так, чтобы они напоминали плети, стали мягкими, гибкими, податливыми. Позвольте каждому игроку ощупать ваши руки, покачать их, «поиграть с ними».
«А теперь каждый из вас попробует расслабить свои руки так, чтобы они стали "веревкой"».
Обойдите всех участников игры, проверьте выполнение задания. «Молодцы! А теперь по моей команде вы будете превращать свои руки то в камень, то в веревку!
Итак, слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
—Молодцы! А теперь попробуем не только руки, но и все мышцы тела напрячь так, чтобы тело стало «каменным».
—Молодцы!
Сейчас попробуем расслабить все мышцы своего тела так, чтобы тело стало похожим на веревку. Молодцы! Слушайте команду:
— Камень!
— Веревка!
— Камень!
— Веревка!
— Молодцы!»
Заметим, что ведущий выполняет свои команды наравне с ребятами.
Эта игра содержит элементы изотонической гимнастики и позволяет произвольно чередовать напряжение и расслабление мышц тела, тем самым способствуя снятию чрезмерного напряжения, учит основам самоконтроля и саморегуляции, а также развивает словарь признаков, антонимов, синонимов, что способствует развитию языковой чувствительности- основы синквейна.
«Глина и скульптор»
Для игры необходимо четное количество участников. Ведущий обращается к игрокам:
—Знаете ли вы, что такое глина?
—Какая она?
Можно показать ребятам глину, надо ее потрогать.
— Что можно делать из глины? Конечно, лепить. Дорогие Скульпторы! Покажите ваши руки! Какие они у вас? Добрые, мягкие, но сильные. Ваши руки волшебные, они не причиняют никому вреда, не делают никому больно. Именно такие руки у настоящих волшебников, мастеров своего дела. Разомните свои кисти, приготовьтесь творить!
У вас есть глина — это ваши партнеры. Приготовьте, пожалуйста, глину к работе. Хорошенько разомните, разотрите ее, замесите. Важно добиться того, чтобы глина была полностью во власти ваших рук, слушалась вас.
Ведущий помогает игрокам, совместно с ними совершает действия, комментирует их, неоднократно напоминает основные заповеди творцов: доброта, терпение, внимание и любовь!
Когда глина будет достаточно размята, можно приступать к лепке.
Когда скульпторы закончат свою работу, предложите им устроить выставку своих произведений. Экскурсоводами могут быть сами скульпторы, ведущий или любой желающий.
Игра обязательно проводится не менее двух раз, для того, чтобы каждый игрок побывал в роли скульптора и в роли глины. Если есть возможность, после игры обсуждаются чувства скульпторов и глины.( можно использовать пластилин для детского творчества)
«Чудесные пироги»
В игре принимает участие четное количество человек (от 4 до 8); Необходимо приготовить большой ковер или несколько небольших ковриков. Включите магнитофон. Пусть звучит легкая, нежная, приятная музыка. Играющие разбиваются на пары и размещаются на ковре так, чтобы одному из игроков можно было удобно растянуться на ковре, а другому присесть рядом, при этом не мешая другим парам.
Ведущий предлагает игрокам распределить роли: кто-то будет пирогом, а кто-то — поваром. Роли распределены, будущий «пирог» лежит на «противне» (на ковре лицом вниз), а повар, стоя на коленях, склонился над «пирогом». Игра начинается!
Ведущий говорит игрокам: «Для того, чтобы испечь пирог, нам нужна... мука. Вот она перед вами (указывает на лежащих на полу игроков). Муку необходимо просеять. Посмотрите, как я буду это делать! (Ведущий кладет свои ладони на спину одного из лежащих на полу игроков и слегка давящими и покачивающими движениями создает незначительную вибрацию в теле игрока). Повторяйте за мной! (При необходимости ведущий оказывает помощь тем «поварам», которые не могут самостоятельно справиться с заданием). Помните о том, дорогие мои повара, что только в мягких, нежных и добрых руках получаются хорошие пироги. Молодцы! Мука просеяна. Что мы буде делать дальше? (А теперь вспомните какой либо из рецептов приготовления торта, пирога, плюшек, сырников... И приступайте к его изготовлению, разворачивая весь воображаемый технологический процесс на теле игрока, вызвавшегося быть пирогом)».
Игра заканчивается воображаемым чаепитием со свежеиспеченным изделием. Эту игру можно приурочить к вечернему чаю или ко дню рождения одного из воспитанников, когда можно будет насладиться настоящей выпечкой. Так необходимо играть несколько раз, чтобы каждый игрок побыл и в роли повара и в роли пирога. Затем игру можно несколько изменить, например: пирогом будет один участник, а поварами все остальные. Или печь не простые пироги, а многослойные торты. Как это сделать, подскажет ваша фантазия или коллективный творческий поиск.
«Моя ладонь»
В игре принимает участие несколько человек (от 3 до 6).
Устройтесь удобно на ковре. Включите магнитофон с приятной музыкой.
Скажите игрокам: «Есть такое выражение: «Знать, как свои пять пальцев». Это означает, что человек что-то очень хорошо знает и никогда в этом не ошибается. Например, так хорошо мы знаем свое имя, имя мамы, свой домашний адрес и др. А хорошо ли мы знаем свои пять пальцев? Сейчас мы это проверим! Очень внимательно рассмотрите свою правую ладошку. Рассмотрите линии, которые на ней есть. Найдите самую длинную. Проведите по ней несколько раз указательным пальцем левой руки. Следите за движением своего пальца. А теперь попробуйте проделать это движение с закрытыми глазами. Получилось? Молодцы! (Тем ребятам, кому трудно выполнять это задание, помогает ведущий или игрок, сидящий рядом.) Теперь найдите на своей ладошке самую короткую линию и проведите по ней указательным пальцем левой руки. Сделайте это движение несколько раз. Получилось? Молодцы! A теперь то же, но уже с закрытыми глазами! Очень внимательно и подробно, линию за линией, исследуйте свою руку. Обратите внимание, как и где пересекаются линии на ваших ладошках. «Пройдитесь» пальцем по местам пересечений линий. Постарайтесь запомнить их. Найдите эти места на ваших ладонях с закрытыми глазами.
Молодцы! Но на ваших ладонях есть и другие отметины, которые, как и линии, есть только у вас. Да, конечно же, это царапины, мозоли, родимые пятнышки и др. Рассмотрите их. Потрогайте. Вспомните, как они появились на ваших ладонях: А теперь сможете ли вы найти их с закрытыми глазами?
Рассмотрим свои пальцы. Кто из вас знает их «имена»? Самый короткий и толстый какое имя носит? А самый длинный? Рассмотри каждый свой палец, исследуйте его с помощью другой руки. Постарайтесь запомнить свои пять пальцев.
Возьмите лист бумаги и карандаш. Обведите свою правую руку. У нас на листе получился контур вашей ладони. Чего нет на нем? Конечно же, вы правы, нет линий, их пересечений, мозолей и царапинок.
Можете ли вы их нарисовать? Давайте попробуем! (Может быть, кто-то из детей сумеет нарисовать по памяти, кому-то необходимо срисовывать со своей руки, а кому-то будет нужна и помощь ведущего. Если ребенок не может держать в руке карандаш, то можно рисовать на песке).
Нарисовали? Чудесно! Давайте сравним рисунки с оригиналом — вашей ладонью! Похоже?! Молодцы! Как будто вы сфотографировали свою ладонь!»
Словесные игры, как фундаментальная основа в работе над синквейном.
1. Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требовалось:
а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;
б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, т. е. по памяти;
в) найти место «пропавшей» картинке в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
д) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;
е) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;
ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и т. д.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
а) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
б) выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;
в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку»— «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» — «случай на реке»);
г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.
Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие.
Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей, страдающих моторной алалией, поскольку требует соотнесения ионического языка (предметные изображения) с пара-лингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у воспитанников естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.
4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5.Ассоциативные игры, цель которых — актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
3-4 любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
—слова (слов), близкого по смыслу к заданному;
—слова (слов), противоположного по значению;
—ряда слов к заданному;
—слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и т. д.);
- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
—слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
—слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
—слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);
—слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал)
Проведение словесных игр имеет особое значение ввиду их направленности на формирование семантических полей значений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 1. Презентация авторской технологии обучения детей дошкольного возраста завязыванию шнурков на узел и бант
А здесь, как ни покажется странным, представлен самый тяжкий труд моих бессонных ночей: фотосессию для презентации мне пришлось организовывать собственными силами. Причем, раньше я...
Приложение к опыту работы "Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях"
Данный опыт работы может быть полезен и интересен для педагогов, работающих с дошкольниками....
Приложения к проекту "Игровые технологии как оптимальное средство повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми младшего дошкольного возраста"
В приложениях к проекту представлено содержание игр в сопровождении авторских фотографий, перспективное планирование используемых на занятиях дидактических игр, сравнительные показатели уровня развити...
Приложение к опыту - Мастер-класс для педагогов "Технология организации жизнедеятельности детей "План-дело-анализ"
Технология "План-дело-анализ" предусматривает целенаправленное обучение, основанное на «встрече» познавательных потребностей детей и педагогических воздействий взрослых....
Приложение к рабочей программе "Здоровьесберегающие технологии "Забота о здоровье"
1. Пояснительная запискаПо данным РАМН РФ, в последнее десятилетие отчётливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Поэтому проблема сохранени...
Приложение №7. Сообщение из опыта работы. "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"
Сообщение из опыта работы "Применение игровой технологии В.В. Воскобовича для детей дошкольного возраста"...
приложения к конспекту НОД "Клёст" в средней группе с использованием кейс-технологии
Для работы в группах здесь представлены иллюстрации правил ПДД, поведения в лесу, за столом....