Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса"
материал по теме
Доклад "Проектный метод в организации педагогического процесса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proektnyy_metod....doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 99 ОАО «РЖД»
Доклад
«Проектный метод в организации педагогического процесса»
Воспитатель: М.Д. Фокина
Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы).
В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. Концепция модернизации российского образования требует от педагогов повышения качества дошкольного образования, создания условий для личностного развития ребенка.
Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы или собственной образовательной деятельности. Современный педагог – профессионал должен быть способен к таким видам деятельности, как формулировка проблемы, разработка средств её решения, деятельностная проработка понятий, рефлексия результатов реализации проекта, построение содержательной коммуникации с другими субъектами образовательной деятельности и пр.
Проектирование, как творческий вид деятельности педагогов, позволяет достаточно точно сформулировать цели, задачи предстоящей деятельности, проанализировать и систематизировать совокупность наличных и необходимых средств, обеспечивающих оптимальные пути достижения желаемого результата, а самое главное – раскрывают возможности для педагогического творчества.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Типология проектов
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенными является доминирующий вид деятельности, а именно:
- Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого – либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и т. д.)
- Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы.
- Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры и т. д.
- Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
Классификация проектов
- Состав участников: групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и др.
- Продолжительность: краткосрочный – несколько занятий, 1-2 недели, средний продолжительности –1-3 месяца, долгосрочный – до 1 года.
Механизм проектирования
Процесс проектирования состоит из трех этапов:
- Разработка проекта – сюда входит: цель, задачи проекта.
- Их реализация – это модель реализации и поэтапный план действий;
- Анализ результатов.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мыследеятельность педагогов, что позволяет:
- Ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- Освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- Уметь без амбиций подключиться к целям и задачам детей;
- Объединять усилия всех субъектов педагогического процесса (логопеда, музыкального работника, физинструктора, педагогов дополнительного образования).
Для метода проектов характерна групповая деятельность. И вот здесь необходимо отметить, что именно с помощью этого метода можно успешно включить родителей в жизнь их детей в детском саду. Таким образом, метод проектов становиться способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и воспитанников между собой и окружающей средой, в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Такая совместная проектная деятельность педагогов, родителей и детей способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей, посещающих группу, и даже подружиться.
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс можно вести по нескольким направлениям:
- Мероприятия, направленные на прямое участие родителей в педагогическом процессе – детско-родительский клуб «Навстречу друг другу», который направлен на эмоциональное и психологическое сближение детей и родителей. «Встреча с интересными людьми» - ходе этого проекта дети могут ознакомиться с разными профессиями и открыть для себя, какие интересные люди их папы, мамы, бабушки и дедушки и пр.
- Мероприятия, направленные на закрепление знаний, полученных детьми на занятиях – организация выставок работ (поделок), выполненных совместно с детьми; «Издание книги».
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- Комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- Межгрупповые: «Времена года», «Мир животных и птиц»;
- Творческие: « Чудесные овощи», «Лучший рецепт»;
- Групповые: «Веселая астрономия», «Познай себя»;
- Индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», «Семейная династия»;
- Исследовательские: «Мир воды», «Питание и здоровье».
Необходимо отметить, что подобные проекты способствуют сближению родителей и детей, педагогов и родителей. Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива взрослых и детей.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно-образовательной работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Проектная деятельность детей также способствует саморазвитию каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции...
«Метод проектов, как способ организации педагогического процесса»
Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне...
Метод проектов как форма организации педагогического процесса в ДОУ
Консультация для педагогов ДОУ...
Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса по подготовке дошкольников к безопасному поведению на дорогах.
Актуальность проблемы подтверждается едиными Федеральными государственными требованиями к содержанию образовательной области «Безопасность», которые направлены на достижение целей фо...
Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля).
Технология организации сюжетно-ролевой игры. Игра ребенка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов....