Доклад "Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса."
статья по теме
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_innovacionnaya_tehnologiya_organizacii_pedagogicheskogo_processa.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Герцан Ю.Ю.
Метод проектов как инновационная технология организации педагогического процесса
Метод проектов рассматривается современной наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру.
Данный фактор, а также анализ состояния практики по использованию инновационных технологий позволяет выбрать метод проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
Для того чтобы понять степень адаптивности метода к специфике дошкольного образования, рассмотрим методологические основы технологии.
А.М. Новиков в своём исследовании утверждает, что человеческая деятельность делиться на репродуктивную (заранее организованную) и продуктивную, инновационную, требующую непосредственного применения методологии.
Автор рассматривает понятие организации неоднозначно: - организация как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных частей целого, обусловленная его строением (результат процесса); -организация как совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого (процесс).
Проектно – технологический тип организации деятельности, по мнению А.М.Новикова, состоит в том, что продуктивная деятельность человека (ДОУ) разбивается на отдельные завершённые циклы, которые называются проектами.
На сегодняшний день существует два определения проекта: *проект как нормативная модель некоторой системы; *проект как целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени, ресурсах и имеющее специфическую форму организации.
Таким образом, традиционное понимание проекта, существовавшее ранее в технике, - это совокупность документов для создания какого – либо сооружения или изделия.
Современное понимание проекта – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
В.Н.Бурков, Д.А.Новиков пришли к выводу о невозможности единой классификации проектов и разработали систему классификаций данной технологии на основе следующих принципов.
Система классификаций проектов
(по В.Н.Буркову, Д.А.Новикову)
Классификация Принцип классификации | Варианты |
Тип проекта По основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект | -Технический; -организационный; -экономический; -социальный; -образовательный; -смешанный |
Класс проекта По составу и структуре проекта и его предметной области | -Монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба); -мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления); -мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и др., включающие в свой состав ряд моно- и мультипроектов |
Масштаб проекта По размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир | -Мелкие; -средние; -крупные; -очень крупные Примечание: крупные проекты приняты называть программами |
Длительность проекта По продолжительности периода осуществления проекта | -Краткосрочные (до 3-х лет); -среднесрочные (от 3-х до 5-ти лет); -долгосрочные (свыше 5-ти лет) |
Сложности проекта По степени сложности | -Простые; -сложные; -очень сложные |
Вид проекта По характеру предметной области проекта | -Инвестиционный; -образовательный; -научно – исследовательский; -учебный; -смешанный |
Для того чтобы понять методологию проекта, необходимо рассмотреть принципы организации практической образовательной деятельности более подробно. 1Принцип иерархичности заключается в том, что деятельность осуществляется на разных уровнях иерархии в зависимости от личностных качеств человека и условий, в которых он поставлен. 2Принцип целостности является процессуальным аспектом любой профессиональной деятельности. Побуждаемый потребностями, человек способен сориентироваться в ситуации, приобрести новые необходимые знания, правильно поставить цель действий в соответствие с объектами законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Далее, в соответствии с ситуацией, целью и условиями, определить конкретные способы и средства действий, в процессе применения отработать, усовершенствовать их и, наконец, достигнуть цели.
Аспект, касающийся видов структуры деятельности, определяется инвариантными сторонами деятельности: познавательной, преобразовательной (практической, проектирующей), ценностно-ориентировочной, коммуникативной и эстетической.
Целостность осуществления и того, и другого аспекта деятельности напрямую зависит от уровня развития деятельности педагога. 3Принцип коммуникативности заключается в степени позитивного взаимодействия с другими людьми, определяющего результативность деятельности. 4Принцип историчности содержит два аспекта: *филогенетический, учитывающий педагогический опыт в осваиваемой области деятельности; *онтогенетический, учитывающий связь возраста педагога и его способности к инновациям. 5Принцип необходимого разнообразия (принцип адекватности)У.Р.Эшби гласит, что наличие средств и способов решения проблемы должно иметь больший диапазон (разнообразие, чем сама сложность проблемы; либо система, решающая проблему, должна уметь разрабатывать новые средства и способы решения проблемы. То есть система должна иметь необходимый «запас манёвра».
А.М.Новиков считает, что при организации практической деятельности с учётом принципа адекватности педагогу-практику (педагогическому коллективу) необходимо учитывать ряд обязательных условий: *целесообразно браться за решение таких проблем, для которых уровень квалификации, накопленного опыта педагога или коллектива превышает необходимый уровень или же «добирать» квалификацию этого уровня в процессе решения проблемы; *иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы; *конструировать свою деятельность таким образом, чтобы отдельные её компоненты сравнительно легко заменялись, подвергались корректировке и модернизации; *строить свои модели, проекты, конструкции таким образом, чтобы их можно было легко приспосабливать, адаптировать к изменяющимся условиям.
На основе рассмотренных принципов можно выстроить логическую структуру практической образовательной деятельности. По мнению Н.О.Яковлевой, применение метода проекта в целостном педагогическом процессе опирается на системный, деятельностный и информационный подходы. Системный подход - общенаучная основа как педагогического проектирования, так и метода проекта в целом. Н.О.Яковлева утверждает, что проект как результат проектирования представляет собой педагогическую систему, описание которой содержит характеристику его строения и функционирования. А.М.Новиков придерживается аналогичной точки зрения и рассматривает проект как сложный объект, содержащий группы элементов: цели образования, содержание образования, методы, средства, организационные формы обучения и воспитания, педагоги, воспитанники. Объектом проектирования, по мнению исследователя, может стать педагогическая система ДОУ, педагога, отдельной программы как единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей. Деятельностный подход, по мнению Н.О.Яковлевой, является теоретико-методологической стратегией. А.М.Новиков обозначил типы стратегии создания и реализации проекта, которые осуществляются на основе деятельностного подхода: * Стратегия локальных изменений. Включает в себя введение отдельных инноваций, повышение эффективности отдельных участков деятельности ДОУ. Работа проводиться с отдельными педагогами. *Стратегия модульных изменений. Предполагает разработку и внедрение определённых комплексов нововведений, возможно не связанных или мало *Стратегия системных изменений. Рассчитана на полную реконструкцию ОУ, требующую пересмотра всей его деятельности, основанную на взаимосвязи всех участков проекта и т.п. Информационный подход изучает информационно – содержательную основу метода, который используется в качестве практико-ориентированной тактики. Направлен на описание процесса и результата проектирования, разработку технологического обеспечения проекта, а также на переработку «сырых» данных в чётко структурированную информацию.
Таким образом, рассмотренные выше теоретико-методологические основы проектной деятельности имеют высокую степень адаптивности инновационной технологии к специфике ДОУ. Данный факт делает возможным выбор метода проекта в качестве средства повышения профессиональной компетентности воспитателей и оптимизации целостного педагогического процесса ДОУ.
Эффективность применения технологии зависит от среды, в которой будет осуществляться проект, особенностей субъектов проекта, функциональных связей между компонентами проекта, условий для эффективного использования проекта и ожидаемых результатов
Литература: 1.Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: ТЦ Сфера, 2005.-96с. 2.Кашлёв С.С. Современные технологии педагогического процесса: пособие для педагогов. Минск: Высш. шк., 2002.-95с. 3.Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Издательство ЛГУ, 1970.-114 с. 4.Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004.-120 с. 5.Яковлева Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: монография. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002.-239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру".
«Инновационные подходы в организации педагогического процесса через игру. «В иг...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. В статье 20. Закона «Об образовании в РФ» говорится, что в образовательных организац...
Современные технологии организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО.
План:· 1 Понятие и основные признаки педагогической технологии. · 2 Технологии по ФГОС в детском саду. · 3 Ме...
Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
Материал позволяет ознакомиться с технологиями организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО....
Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО.
Статья на тему:Современные технологии организации педагогического процесса в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация для педагогов «Технология синквейна» на педагогическом совете «Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»
laquo;Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ для развития речи дошкольников»...
Межрайонный семинар"Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ, как условие повышения качества образования" от 22.09.2017г. Тема выступления: "Использование инновационных технологий в дошкольных образовательных организациях района"
Применение педагогических технологий в дошкольном учреждении имеет свою специфику. Образовательный процесс в дошкольном учреждении направлен не на обучение детей дошкольного возраста, а на развитие и ...