Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.
рабочая программа на тему
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом. Очень часто родители агрессивного ребенка, испытывающие к нему неприязнь, обращаются за психологической помощью не для того, что бы помочь ребенку, а для того, что бы попробовать его успокоить.
Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками.
Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют. Именно через творческую деятельность можно добиться развивающего и коррекционного эффекта в работе с детьми.
Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно методы арт-терапии, позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, аппликацию, сказку, пластилиновую фигурку, игру.
Наарт-терапевтических занятиях искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Цель занятий не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Эти занятия были ориентированы не на результат, а прежде всего на процесс.
Каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действий с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности.
Для снятия тревожности можно использовать техники коллажа и аппликаций. Данная техника помогает точнее создать те или иные образы, особенно тем детям, которые переживают из-за неумения рисовать. Такая работа создает для тревожного ребенка необходимое чувство защищенности и достаточную степень безопасности.
Для работы с агрессией, в наибольшей степени, подходят пластилин и тесто. Отреагирование негативных эмоциональных состояний посредством определенных манипуляций с пластичными материалами снижает вероятность агрессии и насильственных действий со стороны самого ребенка по отношению к другим.
Целью данной программы является, преодоление агрессивного поведения дошкольника.
Задачи:
- Снижение уровня личной тревожности;
- Обучение техникам и способам саморегуляции;
- Отреагирование агрессивных тенденций;
- Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии;
- Обучение конструктивным поведенческим реакциям.
Показания к применению: В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с агрессивностью. Занятия предназначены для индивидуальной работы с ребенком 5-7 лет.
Структура:
Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня продолжительностью 20-40 минут, в зависимости от желания ребенка.
1. Ритуал в стихотворной форме. Цель: настроить на работу.
2. Разминка. Цель: обеспечить психофизиологическую мобилизацию организма.
3. Основная часть. Цель: преодоление агрессивного поведения.
4. Рефлексия. Цель: осознание происходящих изменений, вербализация чувств, закрепление полученного результата.
5. Релаксация. Цель: снятие напряжения, плавно завершить занятие.
Методические приемы, используемые в программе:
- Пластически этюды;
- Терапевтические сказки;
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности поведения;
- Дыхательные упражнения;
- Релаксационные методы;
- Арт – терапевтические методики.
Используемая литература:
Алябьева Е.А.«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М.: Сфера, 2004.
Кожохина С.К.«Растем и развиваемся с помощью искусства» - С.Пб.: Речь, 2006.
Лебедева Л.Д.«Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий» - С.Пб.: Речь, 2007.
Лютова Е.К., Монина Г.Б.«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» - С.Пб.: Речь, 2000.
Сакович Н.А.«Технология игры в песок. Игры на мосту» - С.Пб.: Речь, 2008.
Сакович Н.А.«Практика сказкотерапии» - С.Пб.: Речь, 2007.
Смирнова Т.П.«Психологическая коррекция агрессивного поведения детей» - Ростов н/Д.: Феникс,2005.
Сучкова Н.О. «Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей» - М.: Сфера, 2008.
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду» - Ростов н/Д.: Феникс,2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_individualnyh_zanyatiy.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план индивидуальных занятий
по коррекции агрессивности.
Этапы работы | Цель | Содержание коррекционной работы |
Обучение способам выражения гнева | Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Я сердит» 2.Упражнение «Пластилин-силач» 3.Дыхательное упражнение |
Обучение способам выражения негативного эмоционального состояния социально приемлемыми способами. | 1.Сказка «Сердитый дог Буль» 2. Упражнение «Шкала злости» 3.Упражнение «Мешочек злости» 4.Творческая работа «Подарок для друга» | |
Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Сказка «Чудо-кактус» 2.Творческая работа по сказке 3.Упражнение «Мешочек злости» | |
Обучение приемам саморегуляции | Гармонизация эмоционального состояния, осознание гнева через сенсорные каналы, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Танец злости» 2.Упражнение «Мой гнев» 3.Упражнение «Волшебные линии» 4.Релаксационное упражнение «Улыбка» |
Гармонизация эмоционального состояния, отреагирование агрессии и позитивная трансформация негативных эмоций, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Танец злости» 2.Дыхательное упражнение 3.Упражнение «Страна Злости» 4.Релаксация «Полет в небе» | |
Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция, развитие креативности. | 1.Упражнение «Кубик эмоций» 2.Упражнение «Танцующие мелки» 3.Упражнение «Стрелялки» | |
Формирование осознания своего внутреннего мира, развитие эмпатии | Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие образного мышления. | 1.Упражнение «Слушаем себя» 2.Упражнение «Волшебный круг» 3.Упражнение «Стойкий солдатик» |
Формирование осознания собственных эмоций, отреагирование агрессивных тенденций, снятие напряжения. | 1.Упражнение «Здравствуй, песок!» 2.Упражнение «Я и мои эмоции» 3.Упражнение «Маска гнева» | |
Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, развитие образного мышления. | 1.Упражнение «Волшебная глина» 2.Упражнение «Глиняная фантазия» 3.Упражнение «Лепим шар» | |
Обучение конструктивным поведенческим реакциям. | Расширение спектра поведенческих реакций, снятие деструктивных элементов в поведении. | 1.Сказка «О девочке, которая не умела играть» 2.Творческая работа по сказке 3.Упражнение «Мешочек злости» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения
Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...
«Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»
презентация опыта по проекту «Использование методов арт-терапии для коррекции межличностных отношений ребенок – родители и «семья - детский сад»...
Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет
Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души».
Программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания для педагогов дошкольного отделения с использованием методов арт-терапии «Искусство для души». Одним из важных направлений деятельности пед...
программа коррекционных занятий "Использование методов арт-терапии в работе с агрессивными детьми дошкольного возраста с ТНР"
Актуальность данной проблемы определяется необходимостью многоаспектного рассмотрения агрессии, так как во многих теоретических концепциях она получает весьма противоречивое толкование. Для практическ...
Проект: Коррекция агрессивного поведения детей методами и приемами арт-терапии. «Ребята, давайте жить дружно!»
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе. У определенной категории дет...