Картотека-творческие игры для детей раннего возраста
материал (младшая группа) на тему
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
картотека игр для раннего возраста_detey_rannego_vozrasta.doc | 168.5 КБ |
razvivayushchie_igry_dlya_detey.doc | 40.5 КБ |
valdorvskie_igry.doc | 61.5 КБ |
igry_s_muzykalnym_soprovozhdeniem.doc | 91.5 КБ |
matematika_na_palcah.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.
- Правило первое
Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.
- Правило второе
Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
- Правило третье
Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.
Что катится?
Эта игра познакомит ребенка с формой предметов. Организуйте веселую игру-соревнование — кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот, выстроенных на столе или на полу. А фигурами, которые нужно катить, пусть будут шарик и... кубик. Наверное, вначале ребенку будет все равно, какую фигурку взять. Но после нескольких проб он поймет, что выигрывает только тот, у кого шарик, и будет стараться выбрать именно его. Вот тут и спросите у малыша, почему он предпочитает шарик, и постарайтесь вместе с ним сделать вывод: «Шарик катится, а кубик — нет». Обратите внимание ребенка на острые углы, которые мешают кубику катиться, и на отсутствие таких углов у шара. Нарисуйте шарик и куб. На рисунке они будут выглядеть просто, как круг и квадрат. Поучите малыша рисовать их.
Почтовый ящик
Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида. Демонстрация на кубах Монтессори.
Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.
Оденем кукол
Маленький ребенок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера.
Дайте ему двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды. Малыш не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи; пусть он решит задачу самостоятельно. Объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой, большие туфельки — большой кукле, маленькие — маленькой». Чтобы усложнить задание, надо дать трех кукол.
Сверни ленту
Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!
Построим башню
Понятие «устойчивый — неустойчивый».
Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.
Воздушные шары
Чтобы малыш научился обращать внимание на цвет предметов и подбирать одинаковые цвета, полезно предложить ему эту игру. Но предварительно нужно наклеить на бумагу или картон узкие полоски 6—7 разных цветов (лучше всего использовать чистые цвета радуги) и вырезать из цветной бумаги круги тех же цветов. Эти полоски будут ниточками, а круги — шариками. Объясните ребенку, что шарики надо «привязать» к ниточкам подходящих цветов, и покажите, как это сделать. После этого ему можно дать возможность действовать самостоятельно, вмешиваясь только в том случае, если он ошибается.
Сравни предметы
Игра на развитие внимания.
Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).
Найди такой же
Игра на развитие внимания.
Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Найди ошибки
Игра на внимание.
Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой опущено 5—6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.
Зеркало
Игра на внимание.
Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже; вы топаете двумя ногами — ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребенок тоже.
Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.
Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.
Магазин
Игра на развитие памяти.
Память малыша можно начинать развивать с помощью этой любимой всеми игры. Вы можете послать его в «магазин». Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4—5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Да и сами магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» — и т.д.
Запомни узор
Игра на развитие памяти.
Вы можете нарисовать простой узор.
Этот узор вы даете ребенку рассмотреть за 1—2 минуты, а затем просите его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой прослойки из строительного материала. Даете ребенку возможность 1—2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.
Шарик на горке
Игра на развитие мышления.
Приготовьте небольшую горку. Это может быть любая дощечка, поставленная под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от горки проведите черту (можно положить ниточку). Дайте ребенку небольшой шарик и попросите его спустить шарик с горки так, чтобы он остановился около черты. Естественно, что сначала малыш будет ошибаться, но через некоторое время он научится точно находить соотношение расположения шарика на горке и дальности его пробега. Можно провести эту игру и как соревнование («Чей шарик точнее докатится до черты?»).
Сделай, как я
Игра на развитие мышления.
Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм.
Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.
Угадай, кого загадали!
Игра на развитие ориентирования в пространстве.
В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.
Во что с этим можно играть?
Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка — и т.д. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли: палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре. Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.
Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.
Кто я?
Игра на развитие творческих способностей.
В нее можно играть где угодно: дома на кухне, по дороге из детского сада или в кукольном уголке. Для нее не потребуется специального стола и других приготовлений, нужны только родительская выдумка и фантазия. Итак: «Кто я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта вашего ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.
Предварительный просмотр:
Развивающие игры для детей в возрасте от 1 года до полутора лет
"А ты можешь так сделать?"
Держа малыша на руках, встаньте перед большим зеркалом и скажите: "Посмотри на прелестного малыша". Пока малыш смотрит в зеркало, придавайте своему лицу, отражающемуся в зеркале, разные выражения. Ребенок не преминет скопировать их. Возьмите руку ребенка и скажите: "Видишь ручку малыша?" Проделайте то же самое с различными частями тела ребенка. Поцелуйте ребенка, поцелуйте свое отражение, подмигните, поиграйте в "ку-ку".
"Где ты?"
Играйте в эту игру, когда малыш сидит на своем высоком стуле. Сделайте вид, что вы не можете найти его. Несмотря на то, что он прямо перед вами. Спросите: "Где (имя ребенка)?" спросив так, посмотрите по сторонам, в свой карман, в выдвижной ящик стола, под стол, за высокий стул и т.д. После того, как вы все обыщете примерно в течение минуты, обнаружьте малыша и выразите удивление: "Вот ты где?" Обнимите и расцелуйте малыша.
"Ку-ку"
Играть в прятки с малышом можно по-разному. Закройте глаза ладонями. Прикройте глаза ребенка его руками. Повесьте одеяло между собой и малышом. Выглядывайте из-за одеяла - справа, слева, выше и ниже его. Прячьтесь за большую игрушку, куклу, полотенце. Положите ребенка на постель. Накиньте на него легкое одеяло и заглядывайте под него, приподнимая и снова опуская.
"Скачет конь"
Посадите ребенка себе на колени лицом к вам. Декламируйте стишок.
Скачет, скачет конь полями,
Скачет, скачет конь лесами.
Пыль летит из-под копыт -
Конь на ярмарку спешит.
Только он на мост взлетел -
Мостик громко заскрипел,
На две части разломился,
Прямо в речку обвалился!
При словах "разломился" и "обвалился" раздвиньте ноги, чтобы малыш мог "упасть" между ними, затем сразу же поднимите его назад. На всякий случай держите его за талию. Покажите ребенку, как играть в эту игру с куклой или игрушечной зверюшкой.
"Где я?"
Скажите малышу, что вы сейчас спрячетесь. Спрячьтесь за стулом или под столом. Очень важно, чтобы ваш ребенок видел, куда вы спрятались: тогда он сможет вас найти. Когда вы спрячетесь, начинайте петь на мотив, который вам нравится, незамысловатую песенку:
Сможешь ли найти меня,
Найти меня, найти меня?
Где же я, где же я?
Можешь быть, я под столом?
Под столом, под столом?
Где же я, где же я?
Когда малыш найдет вас и потянется к вам, крепко обнимите его. Продолжая игру, прячьтесь в различные места в этой и в других комнатах. Ваш ребенок научится без страха ходить из комнаты в комнату и больше узнает о том, где он живет.
"Стук да стук каблучком, это мы на холм идем"
Рассказывайте стишок, держа ребенка у себя на коленях.
Стук да стук каблучком, Пока вы читаете первые две строчки,
Это мы на холм идем. подбрасывайте малыша осторожно вверх-вниз.
Вверх-скок, Высоко поднимите его, попросите его при этом поднять руки над головой.
Вниз-прыг, Опустите ребенка вниз.
По снежку же - кувырк. Начинайте снова его подбрасывать.
"Плывет, плывет кораблик..."
Сядьте на пол лицом к ребенку. Слегка раскиньте его ноги в стороны и положите на них свои. Возьмите его за руки и начинайте раскачиваться вперед и назад. Наклоняйтесь вперед до тех пор, пока спина ребенка не коснется пола, затем возвращайте его в исходное положение. Пойте песенку, сопровождая ею эту игру.
Плывет, плывет кораблик,
Кораблик золотой,
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой.
"Крольчонок"
Декламируйте стишок и изображайте руками то, что делает крольчонок. Поднимите вверх указательный и средний пальцы, чтобы изобразить длинные уши крольчонка, пригните свои большой, безымянный пальцы и мизинец к ладони. (Тогда из двух поднятых пальцев у вас получится "V".)
Вот здесь, на макушке,
У крольчонка длинные ушки. (Изобразите уши крольчонка.)
Розовый носик его украшает. (Дотроньтесь до своего большого пальца.)
Вот так он прыгает, когда убегает. (Изобразите прыжок крольчонка.)
И бегает быстро весь день напролет.
А вот так он еле-еле бредет. (Перемещайте руку-крольчонка вверх к подбородку.)
И вмиг засыпает, глазки сомкнув. (Закройте глаза.)
Лапки-малютки свои подогнув. (Погладьте крольчонка.)
"Что мы сделаем с малышом, а?"
Подбрасывайте ребенка на коленях и декламируйте стишок:
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Отнесем-ка его к папе. (Крепко обхватите ребенка и опустите вниз, между коленями.)
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Отнесем-ка его к папе. (Крепко обнимите ребенка и высоко поднимите.)
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Что мы сделаем с малышом, а?
Пощекочем ______ животик. (Назовите имя малыша)
"Верни мне, пожалуйста"
Сядьте на пол напротив ребенка. Дайте какую-либо нравящуюся ему игрушку и скажите: "Это тебе". После того как малыш посмотрел на нее, потрогает и всячески изучит, скажите: "Верни мне ее, пожалуйста". Ребенок должен отдать вам игрушку. Повторите игру.
"Лисичкина нора"
Разместитесь на полу, посадив ребенка на колени лицом к себе. Крепко сожмите руку в кулак и скажите малышу, что там внутри - лисичкина нора. Пропустите палец ребенка между своими пальцами внутрь кулака. Затем откройте руку и скажите: "Лисички нет дома! Лисичка вернется, когда найдет где-нибудь косточку". Сделайте вид, что вы жуете палец малыша.
От 1,5 до3 лет
"Покружимся"
Возьмите двух мишек или двух других игрушечных зверюшек для себя и вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием, и пусть ваш ребенок делает то же самое.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь.
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Развитие эмоций
Найдите картинки с изображением людей, лица которых выражают счастье, огорчение, людей, которые смеются, кричат и т.п. Легче всего их обнаружить, просматривая журналы. Наклейте картинки на картонные карточки. Проделайте отверстие у краев карточек и соедините их вместе шнурком или тесьмой. Таким образом, вы сделаете книжку для занятий со своим малышом. Рассматривайте картинки вместе с ребенком и рассказывайте ему о каждой из них. Если вы увидите смеющегося человека, громко засмейтесь и, пусть малыш сделает то же. Если на картинке будет изображен плачущий человек, притворитесь, что и вы плачете, и пусть ваш малыш сделает то же. Очень важно, чтобы малыш без принуждения выражал те же чувства, что и люди на картинках. Вскоре ваш ребенок будет рассматривать эту книжку самостоятельно.
"Две сосиски"
Читайте стишок и действуйте в соответствии с ним вместе с малышом.
Две маленьких сосиски в большой варились миске.
Вода вскипела, в тот же миг сосиска вдруг из миски - ПРЫГ!
Потом одна сосиска в большой варилась миске.
Вода вскипела, в тот же миг сосиска вдруг из миски - ПРЫГ!
Две маленьких сосиски мы скушали с тобой.
Осталась наша миска пустой, пустой, пустой!
Она так огорчилась, что вдруг с плиты свалилась! При чтении первых строчек первого и второго двустиший смирно лежите на спине, "как сосиски". На последних строчках всех двустиший быстро переворачивайтесь.
"Ах, какие чудеса!"
Играйте в эту игру, либо посадив ребенка себе на колени, либо стоя и крепко держа его. Читайте стишок и подбрасывайте малыша.
Ах, какие чудеса -
(Легонько подбрасывайте малыша.)
Свинка взмыла в небеса.
(Поднимите его высоко вверх.)
Человечек тут бежал,
(Продолжайте подбрасывание.)
Он за хвост ее поймал,
Крепко-накрепко вцепился
(Прекратите подбрасывание - крепко держите малыша.)
И на землю с ней свалился.
(Быстро, но бережно опустите его на пол.)
Ах, какие чудеса!
"Если ты малыш хороший..."
Эта игра вызывает массу смеха. Передвигайте свои пальцы по ножке ребенка, начиная с его лодыжки. Одновременно читайте, например, такой стишок:
Если ты малыш хороший,
А я знаю - ты хороший,
Будешь ты сидеть спокойно,
Улыбаться и молчать,
Когда палец мой проворный
Твою маленькую ножку,
Твою маленькую ножку,
Будет быстро щекотать!
Щекочите малышу коленку, произнося две последние строчки. Повторяйте стишок, каждый раз называя другую часть тела ребенка. Когда малыш освоит эту игру, читайте стишок, а он пусть щекочет вас.
"Чепушинка"
Читайте своему ребенку этот незамысловатый стишок:
Крестик, крестик, ("Нарисуйте" крестик на спинке ребенка.)
Чепушинка, (Дотроньтесь до его носика.)
Паучок бежит по спинке, (Пощекочите ему спинку.)
А подул холодный ветер, (Нежно подуйте малышу на шейку.)
Задрожали все на свете. (Пощекочите все его тельце.)
"Я прячусь"
Это увлекательная игра, которую очень любят детишки. В момент, когда ваш ребенок не смотрит на вас, спрячьтесь и скажите: "Я прячусь, подойди и найди меня". Прячьтесь за что-нибудь такое, что оставит вас частично видимым, например, за куст, дерево или угол дома. Сначала ребенок научится на слух определять, откуда раздается ваш голос, а потом уже будет находить вас глазами. Эта игра также поможет малышу понять, что плечо или рука, которые он видит, - это части вашего тела. Малыш будет крайне взволнован, найдя вас. Тут и следует крепко его обнять.
"Хоровод"
Предлагаемая игра пользуется большой любовью среди детишек этого возраста.
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
Держите ребенка за руки и ходите по кругу, а когда произнесете последнюю фразу, вместе упадите на землю. Еще вариант:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГОП!
Эти "БУХ" и "ГОП" особенно нравятся детишкам.
Предварительный просмотр:
Доброе утро! Утро пришло, Свет принесло, Раньше вставай! Солнце встречай! Просыпайтесь, девочки! Поднимайтесь, девочки! Просыпайтесь, мальчики Поднимайтесь, мальчики! Улыбнитесь, мальчики! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуйте, леса высокие и низкие! Здравствуйте, луга ровные-преровные! И конечно, здравствуй, Я! | Во время песенки дети сидят на корточках с закрытыми глазами. Поднимаются девочки Поднимаются мальчики Сделать руками круг Прямые руки вверх, в стороны Руки вверх (затем вниз), трясти кистями рук. Руками, согнутыми в локтях водить в одной плоскости, перед собой Обе ладони положить на грудь. |
Вот я какой! Хоть я и мал, но я могуч, Могу рукой достать до туч, Я звёздочку с небес возьму, К себе в кармашек положу! Сначала стану маленьким, К коленочкам прижмусь, Потом я вырасту большой – До солнца дотянусь. | Присесть, руками дотронуться до пола, Руки вверх, ладони в кулачках, Одна рука в прежнем положении, другую – выпрямить, максимально раздвинуть пальцы, выполнять круговые движения кистью, “Положить звёздочку” в противоп. карман. Присесть на корточки, Обнять себя за колени, Встать, потянуться руками вверх, Раздвинуть пальцы, покачать кистями. |
Стеночка. Стенка, стенка, Потолок, Две ступеньки, Дзинь – звонок. | Гладить себя по щекам, По лбу, “Шагать пальцами” по губам. Нажать на нос. |
Две сороконожки. Две сороконожки бежали по дорожке (3 раза), По полу бежали, По ножкам бежали, По пузику бежали, По носику бежали, Друга повстречали, Так друг друга обнимали, Обнимали, обнимали, Что едва мы их разняли. И за кустик забежали. | Стучать пальцами по полу, По ножкам с движением снизу вверх, По животу, По носу, Хлопок над головой прямыми руками Разводить прямые руки в стороны, сводя сцеплять кисти в замок. С усилием расцепить кисти рук. Руки за спину. |
Чиним мост. Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Маленьких ребятишек По мостику пущу. Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Больших великанов По мостику пущу Чок-чок, чок-чок, Сколочу мосток, Серебром мосток замощу Малюсеньких гномиков По мостику пущу. Кузнец. Кузнеца не видать, Кузнеца не слыхать. Надо его позвать, Чтобы лошадку подковать. Кузнец-молодец, Расковался жеребец, Ты, подкуй его опять, От чего ж, не подковать. Вот гвоздь, Вот подкова, Раз, два и готово. Повторить ещё раз. | Попеременно ударяем ладонями по щекам, Положили кисти на голову, Движения рук от головы до подбородка, “Шагаем пальцами” от подбородка до макушки. Попеременно ударяем кулаками по щекам, “Шагаем кулачками” Попеременно ударяем мизинцами о щекам, “Шагаем мизинцами” Ладонь у лба в виде “козырька” Ладонь у уха, Движения двумя руками к себе. Гладить себя по голове, Развести руками, Грозить пальцем, топать ногой. Стучать кулаками в грудь, Указательный палец руки, Ладонь другой руки, Ткнуть указательным пальцем одной руки в ладонь другой, А затем хлопнуть в ладоши. Второй раз “подкова” на ноге. |
Мышки. Ребятишки, у меня в амбаре мышки! Мышка – Машка, мышка – Тишка, Ну, и мышки – шалунишки, Мышки хвостики достали, Хвостиками помахали. Мышка – Машка, мышка – Тишка, Ну, и мышки – шалунишки, Мышки рано выползают, Мышки хвостиком болтают. Хвать зерно и убежали, Никому не показали. Ушки расправили, Лапки помыли, Длинные хвостики в кармашек положили И пошли гулять. | Руки в кулаках подняты вверх, Вращать одним кулаком, затем – другим, Двумя кулаками одновременно. Руки в кулаках с выпрямленными мизинцами подняты вверх, Шевелить одним мизинцем, потом другим. Затем, одновременно. Стучать пальцами по полу. Одновременно ладонями хлопнуть по полу, Прижать ладони к груди. Гладить ладонями уши, Гладить одной ладонью другую ладонь, Имитировать движения. |
Каша. Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить чуть-чуть молока, Сахар и соль и корицу возьмём, Кашу мы маленьким деткам даём. Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить стакан молока, Сахар и соль и корицу возьмём, Кашу мы папам и мамам даём. Каша-малаша, ты, так хороша! Если добавить ведро молока, Сахар и соль мы горстями кладём, Кашу большим великанам даём. | Одна рука имитирует маленькую кастрюльку Мешать мизинцем другой руки. Рука в шепотке, Мизинцем “доставать кашу из кастрюльки” Одна рука имитирует кастрюлю побольше Мешать указательным пальцем другой руки. Рука в шепотке, Указательным пальцем “кормить”. Одна рука имитирует большую кастрюлю (вся рука), мешать другой рукой. Рука собрана в горсть, Всей рукой “доставать кашу из кастрюли” |
Одеваемся. На улицу собираемся, Тепло одеваемся. Одели шапку, под подбородком крепко завязали, Одели шубку. На все пуговицы застегнули (пуговки в ряд на деток глядят). Варежки одели, Длинный шарф завязали. | Ладоням обеих рук проводим от макушки к подбородку, Имитация: просовываем одну руку в рукав, натягиваем на плечо, затем то же, др. рукой. Поочерёдно опускаем кулачки от шеи до коленок. Имитация движений. |
Ворота. Построим ворота Сначала в небеса Потом не землю. Ой, живые ворота, пропустите, меня! Я и сам пройду и детей проведу. | Прямые руки подняты вверх и в стороны, В том же положении ладонями коснуться пола. Дети по очереди проползают между ног взрослого или других детей. |
Птенец. В солнечном домике, кто-то живёт. Посмотрите, как они расправляют перья. Пёрышки превратились в крылья, Крылья сложились и полетели над землёй! Вот высокая гора, Вот быстрая речка, Вот зелёный лес, Вот дерево, а на нём… Что это там? Это гнездо! (Давайте одной ручкой обнимем другую). А в этом гнёздышке – птенчик! Какой у него клювик! Птенчик кричит! Что он кричит? “Мама, мама!” (тоненьким голоском). Он есть хочет. Мама прилетела. Мама червяков принесла. Птенчик съел одного червяка, потом второго, третьего, четвёртого, а пятый убежал. Но птенчик всё равно наелся. Погладьте его животик, (какой он тёплый!) Птенчик наелся. А теперь, что он делает? Захотел спать. Мама приготовила ему мягкую постель, Птенчик потрогал её клювом и лёг. Улёгся спать птенчик. | Ладони в кулачках, По очереди выпрямлять пальцы, Раскрытые ладони соединить, имитируя крылья, Положить одну ладонь в другую, Указательный и большой палец правой руки имитируют клюв птенца На левой руке большому пальцу противопоставлены указательный, сред- ний, безымянный, мизинец (клюв птицы). Пальцы левой руки быстро шевелятся. Имитация того, как птенец съедает по очереди червяков, Пальцы левой руки (червячки) по одному загибаются. Гладить ладонью левой руки по тыльной стороне правой. Разомкнуть и сильно развести указатель- ный и большой палец правой руки. Поставить ладонь левой руки параллельно полу, Сомкнутыми указательным и большим пальцами правой руки коснуться ладони левой руки. Имитировать движение. |
Сказку зовём. На горе стоит гора, И на той горе гора, А на той горе – лужок, А на том лужке – дубок, Сидит ворон на дубу, И играет во трубу, Ворон в красных сапогах, Во зелёных серьгах, Сказку вещает, Гостей созывает. Мы пойдём сказку слушать, Вкусные прянички кушать. | Одна рука перед собой, согнутая в локте, На неё положить другую руку. Сверху положить первую руку А вторую поставить вертикально. Вертикально стоящая рука кистью имитирует голову ворона. Обе ладони сложить у рта в виде рупора. Гладить себя ладонями по голеням снизу вверх, Гладить по ушам сверху вниз. Ладони у рта в виде рупора, Махи руками к себе. Поднести ладонь к уху, затем другую ладонь к другому уху, Поочерёдно подносить кулачки ко рту.
|
Предварительный просмотр:
Игра «Есть у нас чудесный дом»
(слова Э.Костиной, музыка Н.Д. Бордюг)
Для этой игры используются игрушки, принесенные ребенком из дома. Воспитатель вместе с малышом прячет в домик игрушки. Затем воспитатель поет:
Есть у нас красивый дом!
Дом, дом, дом, дом!
И живут игрушки в нем.
В нем, в нем, в нем.
Алеша к дому подойдет!
Подойдет, подойдет!
Алеша спросит: «Кто живет?
Кто в домике живет?».
После исполнения песни ребенку предлагается достать из домика игрушки, а мама поможет ему назвать их (кукла — Ляля, петушок — Петя, машинка — би-би и т.д.). Ребенок радуется игре со знакомыми игрушками, просит с помощью жестов повторить игру.
Игра «Петрушка»
(Слова Э.Костиной, музыка Н.Бордюг)
Дети сидят на стульях. Воспитатель приносит игрушечного Петрушку, прикрепленного к резинке. Исполняется первый куплет песни
Это что там за игрушка? / 2 раза
Дети, к нам пришел Петрушка.
Увидел он ребят —
До чего всем он рад! / 2 раза
Педагог показывает игрушку детям.
Во время исполнения второго куплета Петрушка танцует на ладошке у одного из детей.
У Алеши на ладошке / 2 раза
Попляши, дружок, немножко,
Попляши, не ленись,
Как волчок покружись! / 2 раза
На слова «Попляши, не ленись» воспитатель кружит игрушку то в одну сторону, то в другую.
Такие совместные игры хорошо успокаивают детей. Их желательно проводить по нескольку раз в день. Нежное и трогательное отношение к ребенку выражается с помощью утренних песенок:
Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алеша дорогой,
А я Алешеньку люблю,
Ему песенку спою:
— Доброе утро, заинька мой,
Доброе утро, Алешенька родной!
или
Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая,
А я Аринушку люблю,
Я ей песенку спою:
— Доброе утро, ягодка моя,
Доброе утро, сладенькая!
Песенка для умывания.
В руки мыло мы возьмем,
И водичку мы польем,
Моем руки быстро, быстро, быстро.
Моем чисто, чисто, чисто!
А потом лицо умыли,
Глазки тоже мы промыли,
Полотенцем утирались,
На себя мы любовались!
Песенка для кормления
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
Песенка пробуждения
Мы простынку поправляем,
Мы кроватку убираем.
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Одеяло мы поправим,
И постельку мы заправим
Вот так, вот так, вот так-так.
Вот так, вот так, вот так-так.
Игра «Идет коза рогатая»
Воспитатель поет песню и с шутливой угрозой медленно приближается к детям, выставив два пальца в виде козьих рожек.
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто соску сосет,
Молочка не пьет —
Забодаю, забодаю.
На слова «Кто соску сосет» взрослый шутливо топает ногами, на слова «забодаю», «забодаю» приближает «рожки» то к одному ребенку, то к другому. После окончания песни приговаривает: «Мэ! Мэ!». Игра повторяется несколько раз.
Игра «Ладушки»
Хорошо знакома детям игра «Ладушки» (слова Блуменфелд), где ребенку предлагаются нетрудные задания, связанные с движениями под музыку.
Ладушки, ладушки. Звонкие хлопошки.
Хлопаем в ладошки, хлопаем немножко.
Да!
Кашку варили, ложечкой мешали,
Куколку кормили, кошечке давали.
Да!
Кулачки сложили, кулачками били
Тук, тук, тука-тук,
Тук, тук, тука-тук.
Да!
Ладушки плясали, деток забавляли.
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля,
Ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля,
Да!
Ладушки устали, ладушки поспали.
Баю-баю, баюшки-баю, ладушки.
Да!
Все куплеты сопровождаются соответствующими движениями, которые взрослый сначала показывает, а в дальнейшем называет, запаздывая с показом. Слово «Да!» повторяется три раза после каждого куплета.
Игра «Ай-да»
Один из любимых танцев «Ай-да» (под музыку Верховинца).
Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Наши ножки топотали,
Ай-да, ай-да, ай-да, ай-да!
Ножки весело плясали!
Ай!
Сначала малыш раскачивается с ножки на ножку, держась за руки взрослого и напевая «ай-да» (четыре раза), затем быстро топает ножками («Ножки весело плясали, ножки быстро топотали»). На слова «Ай!» малыш присаживается и тянет присесть взрослого. Затем все повторяется сначала.
После недели посещения детского сада дети включаются в игру «Догонялки». Воспитатель приговаривает:
А я Оленьку люблю
(медленно приближаясь к ребенку),
Ее быстро догоню
(топаю ногами, как бы догоняю)!
Ребенок убегает, а воспитатель с возгласом «а-а-а» догоняет его.
Музыкально- пальчиковые игры для детей раннего возраста
1. «Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
2. «Кулак-ребро-ладонь» - это упражнениe хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например под всем известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
3. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
1. Разминка
(для начала занятия)
(1)Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
(2)И немножко помолчим
(3)Плечиками мы покрутим
(4) И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
(5) И немножко отдохнём
(6) Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
(7) И с начала всё начнём…
Группа расположена полукругом.
1 (и далее) - действия соответствуют тексту песни.
2 - прижимаем указательные пальцы к губам и выдыхаем («тсс…»).
3 - поставив пальцы на плечи, вращаем плечами.
4 (и далее) – по тексту
5 - наклонившись, качаем руками («чтобы ручки отдохнули»)
6 (и далее) – по тексту
7 - прыгаем на месте или ритмично хлопаем в ладоши.
В остальных случаях действия соответствуют тексту.
Игры с музыкальными инструментами
2. Музыкальные игрушки
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь-динь-динь-динь колокольчик
Динь – слушай колокольчик
Бам-бам-бам-бам –барабанчик
Бам-бам-бам-бам -барабанчик
Бам – слушай барабанчик
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлопай-хлопай-хлоп в ладоши
Хлоп – хлопаем в ладоши!
Для игры понадобятся: колокольчики, барабанчики (по количеству детей в группе). Раздайте детям инструменты и покажите или напомните, как на них играть. Инструменты лежат на полу рядом с малышами. Побуждаем детей в соответствии с текстом брать инструменты по очереди и, поиграв, убирать (делаем паузы в пении).
3. Погремушка
Погремушка-погремушка,
музыкальная игрушка
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Хочешь, сразу две возьми
И греми, греми, греми!
Спрячь за спинку погремушки
Отдохнут от шума ушки
На соседей погляди
И тихонько посиди
На соседей погляди
И тихонько посиди
Для игры вам понадобятся погремушки. Рекомендуем использовать одинаковые для всех детей и заранее проверить их звучание (громкость): учитывайте, что будут играть все дети и у каждого будет по две погремушки, поэтому лучше подбирайте негромко «шуршащие», а не гремящие.
Игра проводится в соответствии с текстом: мы помогаем детям ритмично встряхивать погремушки, а затем – спрятать их за спинку. Чтобы малыши не заскучали в тот момент, когда погремушки спрятаны – можно чуть-чуть подбрасывать их на коленях.
Пальчиковые и жестовые игры
4. Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими "ныряющее" движение.
4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.
5. Мой зонтик
(1)Вот это - мой зонтик ,
Я в дождь хожу с ним
(2)Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
(3)А вот моя книжка,
Могу почитать,
(4)Могу вам картиночки
В ней показать.
(5)Вот это - мой мяч,
Очень ловкий, смешной
(6)Его я бросаю
Над головой.
(7)А вот мой котёнок,
Я глажу его,
Мяукает он
Для меня одного!
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
1 - Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик)
2 – «Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику)
3 - Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы)
4 - Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы)
5 - Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки
6 – «Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки
7 - Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка. Побуждаем детей мяукать.
6. Паучок
(1)Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
(2)Дождик с неба вдруг полил,
(3)Паучков на землю смыл.
(4)Солнце стало пригревать,
(5)Паучок ползёт опять,
(6)А за ним ползут все детки,
(7)Чтобы погулять на ветке.
Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены.
Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».
1 - «Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу.
2 - Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
3 - Хлопаем ладонями по коленям.
4 - Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит)
5 - Действия как в первом куплете
6 – «Паучки» ползают по голове.
Игровой массаж
7. Ходит ёжик
Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу
И колючками своими колется, колется.
А я ёжику – ежу, ту тропинку покажу,
Где катают мышки маленькие шишки.
Для этой игры вам понадобятся массажные колючие мячики и шишки. Взрослые помогают малышу катать между ладошками и по туловищу сначала мячики, а затем – шишки.
8. Мячик
Круглый мячик без запинки
Скачет, скачет по тропинке
Часто, часто, низко, низко
От земли к руке так близко
Скок и скок и скок и скок
Не скачи под потолок
Скок и скок и стук и стук
Не уйдёшь от наших рук.
Для этой игры вам понадобятся мягкие маленькие мячики (в количестве на группу). Перед игрой поиграйте с детьми в этот мячик – покатайте его другу-другу, покажите, как мячик умеет прыгать. Скажите, что мячик так хорошо прыгает, что может прыгнуть на ручку, ножку, носик, ладошку (покажите). Напевая песенку, педагог показывает как (куда) прыгает мячик. Родители (или сам ребёнок) повторяют действия педагога.
Игры с подражательными движениями
9. Медвежата
(1)Три медвежонка* прыгали в саду
И один сказал: «Я упаду!»
(2)И, конечно, он упал вниз головой
(3)Медвежонка увели домой
*Два медвежонка, Вот медвежонок…
1 - подпрыгиваем на месте (ноги на ширине плеч).
2 - наклоняемся, голову опускаем вниз.
3 - переваливаемся с ноги на ногу, стоя на месте. Показываем домик (сложив руки над головой).
10. Лягушата
(1)Четверо лягушат вместе на пне сидят
Вместе на пне сидят, вкусных червяков едят
(2)Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
Ням-ням, ням-ням, ням-ням-ням-ням-ням-ням!
(3)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(4)А трое лягушат вкусных червячков едят
(5)Ням-ням…
(6)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(7)А двое лягушат вкусных червячков едят
(8)Ням-ням…
(9)Вдруг - в лужу один нырнул, в тёплой воде заснул
(10)Последний всё сидит и на червячков глядит
Перед игрой покажите детям картинки с лягушками. Напомните: где живут лягушки, что едят, чем ловят мух и комаров, как разговаривают. Объясните, что длинным язычком будут ручки - будем выбрасывать их перед собой, и хватать комаров, мух и червячков, как это делает лягушка.
1,4,7,10 – Сидим по кругу на коленях у родителей. Пальцы растопырены (лапки), раскачиваемся из стороны в сторону.
2, 5, 8 - С силой выбрасываем руки то вперёд, то над головой, выполняя «хватательные» движения (кулачки сжимаем - разжимаем)
3, 6, 9 - наклоняемся вниз, ложась туловищем на колени, руки кладём под щёку, глаза закрываем (спим).
Игры с предметами
11. Мишку на руки возьми
(1)Мишку на руки возьми, и повыше подними,
(2)Маме лапочкой одной помаши над головой.
(3)Мишку на пол посади и один гулять иди,
(4)По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.
Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,
(5)На руки его возьми, крепко-крепко обними.
(6)Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,
«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».
Для игры понадобятся одинаковые игрушки – медвежата по количеству детей в группе. Помогаем детям выполнить движения в соответствии с текстом песни:
1 – поднимаем мишку над головой
2 – придерживая мишку за лапку, машем маме
3 – сажаем мишку на пол и идём по комнате
4 – возвращаемся к мишке
5 – обнимаем мишку
6 – убаюкиваем мишку
12. Весёлый мячик
(1)По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
Мячик - мячик, мой дружок
Звонкий, звонкий, звонкий бок
По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём
(2)Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
Мячик, мамочка, не прячь
Мне бросай обратно мяч
Мяч бросаю и ловлю
Я с мячом играть люблю
1 – ребёнок стоит перед взрослым (или сидит у него на коленях). Напевая песенку, помогаем ритмично «бить ладошкой» по мячику.
2 – играем в мячик (бросаем другу-другу).
Хороводные игры
13. Каблучок
(1)За руки друзей берём, вместе хоровод ведём
(2)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(3)За руки друзе берём, вместе хоровод ведём
(4)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(5)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(6)Прыгай-прыгай веселей, прыгай - ножек не жалей
(7)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(8)А весёлый каблучок, цок по полу, цок-цок-цок
(9)Гляньте - пальчики у нас, тоже все пустились в пляс
(10)И опять идёт-идёт наш весёлый хоровод…
Встаём в хоровод.
1 - идём по кругу хороводным шагом.
2, 5, 8 - поворачиваемся лицом в круг и, не отпуская рук, выставляем ножки на каблук.
3, 10 – ведём хоровод
4, 6- подпрыгиваем на месте.
7, 9 - выполняем движение «фонарики» или сжимаем-разжимаем кулачки.
Показ игрушек, инсценировки, пение
14. На лошадке
Едем - едем на лошадке,
Но, но, но!
Рады-рады все ребятки,
Но, но, но!
Рады-рады прокатиться,
Но, но, но!
Звонко цокают копытца:
Но, но, но!
Перед песенкой покажите малышам игрушку – лошадку. Рассмотрите внимательно, какая у лошадки грива, какие копыта, хвост. «Прорепетируйте» слог для подпевания: «но». Скажите малышам: «Сейчас мы поедем кататься на лошадке», раздайте им деревянные ложки.
Родители, напевая песенку, подбрасывают малышей на коленях (едем на лошадке) и помогают ритмично стучать ложками (цокают копытца). На припев «но-но-но», родители помогают малышам троекратно ударить ложками по ножкам, побуждают «подогнать» лошадку.
15. В машине
Сидим с шофёром рядом -
Би, би, би.
Помочь шофёру надо!
Би, би, би.
Машинам всем и людям -
Би, би, би,
Бибикать громко будем -
Би, би, би.
Покажите детям машинку, скажите, как она бибикает, побуждайте детей бибикать «как машинки».
Предложите детям «поиграть в машинки»: возьмите руль – бубен или кольцо от пирамиды. Напевая песенку - крутим «руль». На возглас «Би-би» - нажимаем на сигнал (ритмично стучим по центру бубна/кольца пирамиды).
Катание на мячах
16. Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 – покачиваемся на мяче
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 - пожимаем плечами.
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 - «крутим руль» и бибикаем.
8- подпрыгиваем на мячах
17. В лодке
В лодке мы с тобой плывём, нас волна качает
Дует слабый ветерок, лодку подгоняет
А куда мы приплывём - только речка знает
Дует - дует ветерок, лодку подгоняет
Родители, положив ребёнка на футбольный мяч, медленно покачивают его вперёд и назад и из стороны в сторону.
Предварительный просмотр:
Считаем на пальцах,
или
Математика для крошек
(веселые, но необходимые инструкции для родителей и воспитателей)
Потягунюшки,
порастунюшки,
Поперек себя толстунюшки!
Ручки — хватунюшки,
Ножки — ходунюшки,
Роток — говорок!*
Старая-престарая приговорка. С помощью этих смешных словечек мама или бабушка могут приголубить малыша, показать, как любима каждая частичка его маленького тельца. И пусть оно растет здоровым, красивым и ловким. Но тем, что руки — «хватунюшки», а ноги — «ходунюшки», их функции еще не исчерпываются. В жизни ребенка его тело играет роль первого обучающего пособия ПО МАТЕМАТИКЕ.
Тело ребенка — универсальные счеты, лучше всех наглядных пособий, лучше картинок и таблиц. Прежде чем считать предметы, малыш (с вашей помощью) «обнаруживает» себя: вот Я какой! Вот как Я устроен!
А вам-то как интересно каждый раз при раздевании, одевании, купании посчитать, сколько у сынишки (или у дочурки) маленьких носов!
Один нос (носик, носишко). Этот любопытный нос можно потрогать и даже осторожно «попикать» им, как кнопочкой.
А ртов сколько? Столько же, сколько носов, — тоже один. Даже у крокодила зубастого — и то один рот. У девочек и мальчиков больше одного рта не бывает. Они же не многоголовые драконы!
А вот глаза (глазки, глазоньки, глазочки). Сколько их? Два. Два братца через мостик живут, друг друга не видят. Зато малыш все видит. И у мамы два глаза, и у папы. Люди заглядывают друг другу в глаза, как в окошки волшебного домика: хорошо ли там? Тепло ли? Что там живет — доброе или злое, грустное или веселое? А когда мы засыпаем, свет в окошках гаснет...
Только в древних историях — мифах — бывают страшные великаны Циклопы, у которых всего один глаз в середине лба. И в сказке про Крошечку-Хаврошечку у злой мачехиной дочки было три глаза. Поэтому ее называли Трехглазка. Ее третий глаз все высматривал да подглядывал. Не простой глаз — колдовской...
И так далее: два плеча, два локтя, две руки, две ноги, две коленки, два уха, две дырочки-ноздри в носу, две щеки... Даже... (тсс!.. никто не подслушивает?) — даже попка из двух половинок сделана!
И вот ваш малыш вместе с вами весело считает до двух и ощущает это «два» всем собой, всем своим маленьким, любимым вами тельцем.
Но настоящий счет начинается тогда, когда в поле зрения ребенка попадает рука с ее пятью пальцами.
Пальцы обладают замечательными способностями: кроме того, что ими можно трогать, брать, держать, с ними еще и играть можно!
Для начала (хотя это совсем не обязательно) неплохо нарисовать на подушечках пальцев веселые рожицы. Тогда пальцы сразу превращаются в маленьких человечков, которые чего только не умеют!
Например, «плясать» под разные приговорки.
Иногда так:
Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак, и вот так!
Он один впереди,
А четыре позади.
Все четыре позади —
Он один впереди*.
Иногда так:
Пять маленьких леди пошли погулять,
В пути они стали громко болтать.
(Это шевелятся пальцы левой руки.)
Пять джентльменов их услыхали,
С ними всю ночь напролет танцевали.
(Тут «выскакивают» пальцы правой руки и «встречаются» с пальцами левой: большой — с большим, указательный — с указательным, средний — со средним и т.д.)
Польку, кадриль, менуэт и гавот,
Танго, и румбу, и вальс, и фокстрот!
(Подушечки пальцев касаются друг друга поочередно. А после танца «леди» и «джентльмены» «благодарят» друг друга: каждая пара по очереди «кланяется» партнеру.)
С пальцами можно играть в прятки. Так:
На лужайке пять зайчат
Веселятся и пищат.
Как лисицу увидали,
Так четыре убежали.
(Четыре пальца прячутся в кулачок.)
Или так:
На полянке пять бельчат
Веселятся и пищат.
Как куницу увидали,
Три бельчонка убежали.
(Три пальца прячутся в кулачок.)
Можно так:
На опушке пять волчат
Веселятся и рычат.
Как собаку увидали,
Двое сразу убежали.
Играем до тех пор, пока не истощатся время и фантазия или игра, наконец, не надоест.
Пальцы очень полезно заставлять работать «счетами», давая им такие задания:
— Покажи мне два пальца! А еще как можно? А еще?
С двумя-то пальцами легко справиться, а вот с четырьмя (это четыре пальца подряд; два — на левой и два — на правой; три — на правой и один — на левой и т.д.) уже нужно серьезно трудиться. И пальцы не всегда слушаются, и вариантов много.
Вам смешно, когда малыш, будучи совсем крошечным, пытается засунуть в рот большой палец ноги. Кажется, будто он перепутал ногу с рукой. Как маленькая обезьянка. Но вот он встает на ножки, делает первые шаги... С этого момента ступни оказываются плотно упакованными в ботиночки. Им твердо указывается их роль — ходить!
Не поленитесь время от времени «разоблачать» ножки ребенка, чтобы задать им и другую полезную работу.
С давних времен известно, что в ступне человека много активных точек, делающих ее чувствительной к температурным раздражителям. Поэтому часто советуют начинать закалку с обливания ног и с хождения босиком. Кроме того, босоногая ступня, как и рука, соприкасаясь с разного рода поверхностями — гладкими, шершавыми, холодными, мягкими и т.д., — является «добытчиком» новых для человека осязательных впечатлений. Поэтому маленькие коврики из разных материалов и разной фактуры могут сослужить в развитии ребенка не меньшую службу, чем, например, пособия Монтессори, служащие этой цели, но имеющие в виду работу рукой. Как только вы разули малыша и предложили ему занятие на ковриках, вы убиваете сразу трех зайцев: зайца закалки, зайца по профилактике плоскостопия (бич городских детей) и зайца развития (ребенок обучается различать материалы и запоминает новые слова).
Делать пальчиковую гимнастику для ног не менее полезно, как и для рук. И на ногах есть Большак, который не прочь потанцевать время от времени. Чтобы предоставить ему такую возможность, надо сесть на коврик и вытянуть ножки вперед.
Помахали правой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Помахали левой ножкой,
Что скакала по дорожке.
Пальчиков на правой — пять,
(Шевелим пальцами правой ноги)
Пальчиков на левой — пять.
(Шевелим пальцами левой ноги)
Было пять,
Осталось пять,
Сосчитаем их опять!
Еще пальцы на ногах можно разводить как можно шире, а потом с силой поджимать:
Старик Егор
Срубил забор.
В заборе дыра.
В дыру лезет вор!
На последних словах ноги нужно быстро поджать под себя или поднять в воздух, потому что у деда Егора есть большой сторожевой пес. И этот пес собирается больно укусить воришку. А в рифмовке такое количество звуков Р, что можно вполне соединить пальчиковые игры с логопедической тренировкой.
Еще ступнями можно хлопать, как в ладоши. Сидим на полу, болтаем ногами:
Как под пальмой на полянке
Жили-были обезьянки.
Трали-вали — топ-топ-топ
(Топаем ступнями по полу),
Трали-вали — хлоп да хлоп!
(«Хлопаем» ступнями ног)
Конечно, возможностей у пальцев ног меньше и их не нужно тренировать так же серьезно, как пальцы руки: в конце концов в школе им писать не придется!
Но дома... Почему бы не попробовать дома рисовать и писать ногами?
Возможно, «из-под ноги» вашего малыша выйдет некий шедевр таинственно-абстракционистского толка, и вы не погнушаетесь повесить его на стенку.
Марина АРОМШТАМ
(отрывок из книги «Дом, в котором живет Малыш»)
* Потешки, отмеченные звездочками, являются фольклорными текстами. Остальные рифмовки принадлежат автору.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическое занятие для молодых родителей детей 2-3 лет «Бизиборд – дидактические игры для детей раннего возраста»
Бизиборд предназначался для того, чтобы ребенок ознакомился с бытовыми предметами в максимально безопасной форме. Поэтому в оригинале такая развивающая доска должна содержать все ...
«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».
Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста Игра «Разные кружки для зайца и белки»
Конспект дидактической игры для детей раннего возраста....
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»
Мастер – класс для педагогов на тему: создание дидактической игры для детей раннего возраста по познавательному развитию «Познаем, играя!»...
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...
Комментарии
Картотека-творческие игры для детей раннего возраста
спасибо
Пожалуйста