Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями зрения
консультация по коррекционной педагогике

В сообщении представлено теоретическое обоснование развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения: основные понятия, особенности развития познавательных процессов у дошкольников, влияние нарушения зрения на развитие детей, выделены особенности развития познавательной сферы и особенности организации педагогического процесса у детей с нарушениями зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие познавательной сферы у детей с нарушениями зрения»

Одной из наиболее актуальных проблем на дошкольном этапе обучения и воспитания была и остается проблема развития познавательной сферы детей.

В психологии познание рассматривается, как некий набор психических процессов, обеспечивающих возможность выделять значимые элементы в окружающем мире. Данный процесс связан с получением, переработкой, хранением и использованием информации. Процессы познания составляют основу познавательной сферы, обладают определенными динамическими характеристиками и выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Все они настолько тесно переплетены, что в один и тот же короткий промежуток времени задействуются все, мгновенно переключаясь с одного на другой.

Главная задача в развитии познавательных процессов – сформировать свойство произвольности. Ребенок обязан научиться управлять функциями познания и постигать не только то, что привлекает яркостью или звучностью. Окружающий мир наполнен разнообразием предметов, явлений, свойств, событий, отношений – предстоит все их постигать. Освоиться и развиваться в этом мире возможно только при условии целенаправленного познания с применением волевых усилий. В этом заключается произвольный характер познавательных процессов. 

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте проходит поэтапно. Формирование видов, функций, операций каждого процесса познания сначала преодолевает стадию непроизвольности. Младшие дошкольники познают мир непроизвольно. Они охватывают вниманием, воспринимают и запоминают только то, что их заинтересовало и привлекло. Ко времени поступления в школу, наряду с непроизвольным восприятием и вниманием, дошкольнику важно уметь произвольно задействовать познавательные функции. Элементы произвольности закладываются на основе развития речи и таких свойств как познавательный интерес и любознательность. Качественный рывок в развитии процессов познания происходит, когда подключается речь. Использование речевых навыков перестраивает восприятие, меняет соотношение мышления и действий в познании. Внимание обладает особой функцией – выступает, своего рода, регулировщиком и определяет, какой объект подвергнется обработке в мозговом центре. Процесс умственного развития ребенка запускается с помощью восприятия. Благодаря манипуляциям с предметами и органам чувств, в детский мозг поступает сенсорная информация. Полученные ощущения накапливаются, сохраняются для дальнейшего применения в качестве сенсорных эталонов. Развитие ощущения и восприятия с каждым годом ведет дошкольника к важным достижениям. За период дошкольного детства накапливается и перерабатывается огромное количество информации. Помогает с этим справляться память.

Большое значение для развития познавательной сферы имеет  сохранность органов чувств, в частности, зрения. Нарушение зрительных функций приводит к невозможности или затруднению зрительного отражения мира. В результате из сферы ощущений и восприятия выпадают сигналы, информирующие о важных свойствах предметов и явлений. Происходят качественные изменения системы взаимоотношений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, ориентировки в пространстве и т.д. 

Нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности, при этом существенное значение имеет специфика нарушения зрения. Данной точки зрения придерживаются большинство исследователей (Епифанцева, 2007, Ермаков, 1990, М.И.Земцова, А.Г. Литвак, 1998, Лузарди, Солнцева, 1991, Ф.Н. Шемякин и др.). Однако имеются исследования, доказывающие, что развитие познавательной деятельности детей с нарушениями зрения не существенно отличается от детей с номой зрения, и даже имеет преимущества (Бюрклен, А.Н. Ждан, 1934, С.Ф.Струве, 1810, А.А. Крогиус, 1926, К Брюклен, 1934, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, 1962, И. Мольденгауэр, О.Фрик). В своих исследованиях ученые утверждают, что особенности в развитии процессов памяти и внимания связаны с недостатком наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости, а также в несовершенстве методов обучения детей с дефектами зрения. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих и эффективный процесс обучения являются достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

Обращаясь к медико-психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями зрения можно сделать вывод, что на сегодняшний день в тифлопсихологии нет единого подхода к классификации и пониманию особенностей состояния зрительных функций, что вызывает трудности в тифлопедагогической практике. В.З. Денискина (2012) отмечает, что категория детей с нарушением зрения весьма разнообразна и неоднородна. Они объединяются в группы, различающиеся по характеристике состояния зрения и по происхождению нарушений. Усовершенствованная классификация детей со зрительной патологией включает следующие группы:

I. Слепые. Дети ограниченно используют зрение, как в познавательной, так и в ориентировочной деятельности. Ведущими для них являются осязательное и слуховое  восприятия. Обучаются представители названной группы на основе системы Брайля.

II. Слабовидящие. Диапазон зрительных возможностей таких детей очень широк и индивидуален.

III. Дети с пониженным зрением или с пограничным зрением между слабовидением и нормой.

Для детей второй и третьей групп зрение является основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе.

Опираясь на исследования ученых, важно обратить внимание на общие особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями зрения. Выделяют следующие особенности:

- нарушение взаимодействия сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления;

- с большим трудом формируется правильное соотношение между накопленными словесными (отвлеченными) знаниями и конкретными представлениями. Они легче усваивают отвлеченные понятия, нежели слова с конкретным значением;

- схематизма зрительного образа, его обедненность. Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего мира, страдает скорость и правильность восприятия;

- замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания;

- внимание является направленным, более фиксированным и сфокусированном на одном раздражителе, часто более эффективным, чем у зрячего, но охватывающим меньшее количество объектов;

- концентрация внимания на анализе информации, поступающей от всех сохранных и нарушенных анализаторов, получаемой от одного из видов рецепции, не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной деятельности;

- замедленное развитие процесса запоминания у слепых и слабовидящих объясняется недостатком наглядно-действенного опыта, несовершенством методов обучения таких детей;

- характерным является большой размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, соотношении механического и осмысленного запоминания; недостаточная осмысленность запоминаемого материала связана с трудностями процесса выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация;

- слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала необходимо четко определять границы, в том числе прикладных материалов. Наиболее продуктивно слепые и слабовидящие запоминают начало материала, что, вероятно, объясняется их повышенной утомляемостью;

- мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущности.

Специфика обучения людей с нарушением зрения обусловлена ограничением доступа к информации. Для их обучения необходима специальная система мер и специфические дидактические материалы. Таким образом, совершенно очевидно, что необходим поиск новых подходов создания рациональных методик обучения, коррекции и реабилитации инвалидов по зрению.

При направленном психолого-педагогическом воздействии, целенаправленном развитии познавательной сферы детей с нарушениями зрения можно очень эффективно построить процесс их обучения. Необходимо выделить общие особенности организации работы с детьми с нарушениями зрения.

1. Важно помнить, что развитие слепых и нормально видящих детей подчинено одним и тем же закономерностям, разница заключается лишь в способе их развития.

2. Компенсация пробелов в чувственном опыте возможна только при активном включении сохранных органов чувств, существенная роль, в деятельности которых принадлежит вниманию. 

3. Сокращение количества внешних воздействий (раздражителей) в процессе работы.

4. Учитывать, что однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слабовидящего и ведет к рассеиванию внимания.

5. Словесные объяснения подкреплять доступными для слепых и слабовидящих чувственными данными.

6. Речь слепых и слабовидящих при правильном формирующем воздействии может послужить мощным средством компенсации, существенно расширяя их возможности во всех видах деятельности.

7. Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему воображению».

Специфические требования:

1. Соблюдать зрительный режим.

2. Использовать особые приемы и методы обучения, например, наглядные пособия большого размера с высоким контрастом и четким изображением.

3. При обучении строго соблюдаются гигиенические требования для зрительной работы в соответствии с дефектом зрения.

4. Необходимо включать в учебный процесс упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

5. Перед выполнением зарядки для глаз обязательно нужно провести разминку. Она поможет организму адаптироваться к нагрузкам.

6. Перед гимнастикой проводить легкий массаж бровей с целью расслабления, т.к. во время продолжительного напряжения глаз, брови наползают на веки.

Проблема развития познавательной сферы у детей с нарушениями зрения может быть интересна не только для педагогов, работающих в группах для детей с нарушениями зрения, но также в группах инклюзивного обучения детей с различными образовательными возможностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов арт-терапии для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями зрения

Поведению детей с нарушениямизрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слаборазвиты неречевые формы общения. Изучение творчества детей с нарушениями зрения ...

« Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями зрения

Дети с нарушением развития зрения отличаются недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы, что проявляется в повышенной эмоциональной ранимости, обидчивости, конфликтности, напряженности, неспос...

Интегрированное подгрупповое занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Интегрированное  подгрупповое  занятие по развитию познавательной сферы для детей подготовительной группы с  тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)...

Особенности развития коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М.И. Лисиной как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в опреде...