анализ предметно- развивающей среды в группе
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ ПРДМЕТНО- РАВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ
«Предметно – развивающая среда» — это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развивающая среда нужна, во- первых, для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка .
Групповая комната в детском саду представлена тремя основными зонами –
1. рабочая зона,
2. активная зона,
3. спокойная зона
Границы между зонами подвижные, легко перемещаются( это переносные ширмы, объемные модули).При построении развивающей среды в группе я учитывала принципы построения развивающей среды:
-принцип открытости и доступности;
-гибкого зонирования;
-стабильности–динамичности развивающей среды;
-полифункциональности
Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива, создавая свой собственный мирок (создание “своего” личного пространства).
Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы.
Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от некоторых особенностей, например, если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы. Мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ УГОЛКОВ:
Уголок «Здоровячок»
Задачи: Продолжать работу по укреплению здоровья: закаливать организм, совершенствовать основные движения, формировать правильную осанку, воспитывать гигиенические привычки. Поддерживать интерес к разным видам спорта. Развивать двигательную активность детей.
- картинки, фотографии, иллюстрации с видами спорта;- картотеки игр: подвижных, малой подвижности, на развитие дыхания; - картотеки гимнастики- спортивный инвентарь.
- спортивный комплекс(переносной).
Уголок конструирования «Строим сами»
Задачи: развитие пространственного мышления, совершенствование навыков работы по заданной схеме, модели, чертежу, по собственному замыслу. Формирование мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез).
-модели, схемы, чертежи, картинки различных построек, иллюстрации городов, мостов, улиц и т.п, картонные дома .
- наборы конструкторов: крупногабаритный( переносной), напольный, конструктор типа «лего», мелкий, средний;- мозаики крупные, средние, мелкие;- пазлы;- строительный материал: кубики, призмы, кирпичики, пластины;- нетрадиционный материал: - картонные коробки, оклеенные цветной пленкой(переносной), бумагой;- игрушки для обыгрывания построек;
Уголок сюжетной игры «Мы играем»
Задачи: развитие игрового опыта каждого ребенка; воспитание коммуникативных навыков, желания объединиться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила; развитие творческого воображения, фантазии; закрепление в игре примеров социального, речевого поведения; учить детей устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.
- дидактические игры: социально-нравственного характера; направленные на знакомство с предметным миром и трудом взрослых;-картинки с изображением различных трудовых процессов;- альбомы «Наша группа», «Моя семья», « Правила поведения в группе» и др.-атрибуты для сюжетно-ролевых игр; - наборы игрушек и предметов, помогающие отобразить социальный быт: мебель, посуда, игрушки-орудия труда, куклы, отражающие половую принадлежность, фигурки животных (взрослых и их детенышей);- предметы-заместители.
Уголок книги «В гостях у книжки»
Задачи: Освоение родного языка; воспитание духовной культуры, развитие представлений о человеке в истории и культуре через ознакомление с книгой.
- детские книги по программе;- любимые книги детей (книги по интересам);- сезонная литература;- тематические альбомы;- портреты детских писателей- книги, знакомящие с культурой русского народа, сказки, загадки, потешки - стеллаж или открытая витрина для книг, стол, стульчик;- магнитофон с детскими песнями, дисками с записью литературных произведений (сказок)
Уголок природы
Задачи: стимулировать и поддерживать познавательный интерес детей к природным объектам; формировать трудовые навыки по уходу за живыми объектами; воспитывать бережное отношение к природе.
- дидактические игры, направленные на формирование и развитие экологического познания окружающего мира;- модели строения растений, признаков живого, фенологических изменений в природе;- альбомы, фотографии, иллюстрации, картины, - календари погоды и природы -гербарии; - подборка стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок о природе; - рисунки о природе и поделки детей из природного материала;
-живые объекты: комнатные растения и пр - инвентарь для посадки семян и рассады;- «огород на окне»
Уголок творчества «Умелые руки»
Задачи: Развитие у детей интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью; закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации; расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалах; развитие пальцевой моторики, творческого воображения, творческой фантазии.
- схемы последовательного рисования предмета;- пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов;- книжки-раскраски с образцами;- картотека тематических книжек-раскрасок;- альбомы для рассматривания «Городецкая игрушка», «Хохломская роспись» и др.;- дидактические игры для развития творческих способностей, картон, ткани, нитки, ленты, самоклеющаяся пленка;
- восковые и акварельные краски, мелки, гуашь, восковые мелки, фломастеры разной толщины, цветные карандаши, графитные карандаши, набор шариковых ручек, вата, ватные палочки, губки; - пластилин, наборы для детского творчества; -инструменты: кисти различные, ножницы, доски для лепки, печатки, палочки, штампы, поролон, трафареты по темам; магнитная доска;- клеенчатые салфетки, банки, подставки
Уголок экспериментальной деятельности «Хочу всё знать»
Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
- серии картин с изображением природных сообществ;
- книги познавательного характера, атласы;
- тематические альбомы;
- коллекции (марок, киндер-сюрпризов и т.д.)
- мини-музей (к проекту « Моя малая родина- Долматово)
"Часы бывают разные:", "Изделия из камня".
- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;
- природный материал: камни, ракушки, листья деревьев, мох, семена и др.;
- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.
- сито, воронки
- половинки мыльниц, формы для льда
-приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы
- клеенчатые фартуки, тряпки
- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"
- развивающие игры
Уголок « Математические игры»
Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память, смекалку, конструктивные навыки, умение работать по схеме.
- блоки Дьенеша с приложениями
- палочки Кюизенера с приложениями
-СУ
-Сложи квадрат(3 степень)
- «хамелеон»
-« Колумбово яйцо»
-«Числа и цифры»
Таким образом, предметно-развивающая среда в нашей группе, я считаю, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта анализа предметно-развивающей среды в группе ДОУ
Карта анализа предметно-развивающей среды в группах ДОУ с точки зрения создания условий для обеспечения эмоционального комфорта (авторская разработка С.А.Медведевой)...
Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах.
Анализ предметно-развивающей среды в дошкольных группах....
Анализ предметно-развивающей среды второй ясельной группы
Предметно–развивающая среда – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всесторонне развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешн...
Анализ предметно-развивающей среды в группе
В материале дано описание предметно- развивающей среды группы в соответствии с ФГОС....
Анализ предметно-развивающей среды в старшей группе
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности,...
Анализ предметно- развивающей среды старшей группы № 1
Анализ среды группы проводился по Журналу контроля и оценки развивающей предметно- пространственной среды Ж92 в ДОУ (в соответствии с ФГОС ДО)/ авт. сост.. Гладышева Н.Н., Чернова Л.В.- Волгогра...
Анализ предметно развивающей среды группы "Носики- курносики" подготовительная к школе группа
В развивающей среде, окружающей ребенка, должна быть заложена возможность того, что и ребенок становится творцом своего предметного мира, в процессе личностно-развивающего взаимодействия с взрослыми, ...