Анализ предметно-развивающей среды в группе
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Блинова Ольга Сергеевна

В материале дано описание предметно- развивающей среды группы в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.4.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС

В группе 23 ребёнка возрастом от 5 до 7 лет. Групповое помещение условно подразделяется на три сектора: активный, спокойный, рабочий, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Предметно–развивающая среда строилась по следующим принципам:

-принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- принцип активности, самостоятельности и творчества;

-принцип стабильности, динамичности;

- принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;

- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- принцип открытости – закрытости;

- принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Вся среда в группе имеет привлекательный вид, даёт возможность детям заниматься самостоятельной деятельностью, познавать мир, положительно влияет на эмоциональное состояние  и снимает утомляемость. Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

Содержание центров

1. Социально- коммуникативное развитие:

1) Центр ПДД. Находится на видном месте, у детей есть возможность брать из уголка настольные игры, рассматривать иллюстрации. Он оснащён всеми необходимыми атрибутами, игрушками и дидактическими играми для изучения детьми безопасности на дороге. Включает в себя :

- макет дороги

-дорожные знаки пластиковые

- картинки «Дорожные знаки»

-иллюстрации «Переходи дорогу правильно»

-д/и «Лото «Дорожные знаки»

- д/и «Дорожные знаки»

- домино

- модели машины

2) Центр сюжетно – ролевых игр. Оборудование размещено таким образом, чтобы дети имели свободный доступ к нему, могли брать игрушки и использовать их в самостоятельной игре. Игровой материал размещён в коробки с условными обозначениями, мебель используется многофункционально в соответствии с выбранным сюжетом. Все пособия яркие и выполнены из безопасных материалов. Так как в группе девочек больше, чем мальчиков, то пособия к сюжетно- ролевые игры подобраны с учётом этой особенности группы. Содержание центра:

- «Больница»(халат врача, медицинские инструменты, таблицы для проверки зрения, карточки для записи пациентов, флаконы с «лекарствами», телефоны)

- «Семья» (в уголке есть стол и два кресла, кровать с постельным бельём, куклы, коляска, сервиз, набор обеденной посуды, продукты сшитые из фетра)

- «Кухня» (халат и колпак повара, кастрюли, сковородки, плита, столовые приборы, пластиковые овощи и фрукты)

- «Магазин» (касса, наборы продуктов (хлебо – булочные изделия, овощи, фрукты , молочные продукты, яйца), кошельки, бумажные деньги, пластиковые карты, кассовая лента)

- «Армия» (фуражки, значки, карты – схемы, телефон, мишени, медали, бинокли)

- «Салон красоты» (флаконы, фартук парикмахера, зеркало, щипцы для волос, расчёски)

3) Уголок дежурств. Расположен рядом с рабочей зоной младшего воспитателя, что помогает детям лучше научится помогать взрослым во время дежурства по столовой. Ежедневно воспитателями меняются карточки – фотографии на ярком стенде, таким образом дети без напоминания знают, кто сегодня помогает взрослым . Содержание уголка соответствует возрасту детей и умениям, в нём есть:

- фартуки

- колпаки

- совочек и щётка

- салфетки

- график дежурств с фотографиями

4)Уголок психологической разгрузки. Расположен в спальне, поэтому дети могут спокойно уединиться, их никто не будет отвлекать. Направлен на эмоциональную разгрузку, познание своих эмоций и чувств. Пособия в данном центре всегда меняются и дополняются в зависимости от возраста детей, их настроения и обстановки в детском коллективе. Центр разгрузки включает в себя:

- маски для выражения своих эмоций

- дерево с набором фишек – эмоций

- игры с крупами

- варежка – миришка

- стаканчики для крика

- игра Твистер

- фотоальбом с детскими фото

5) Уголок «Моя малая Родина». Оформлен на отдельной полке, состоит из:

- книги о Туле и Тульской области

- макет тульского пряника

- изделия тульских мастеров

- альбом с фотографиями города

- картины с изображениями достопримечательностей родного города.

2. Познавательное развитие:

1) Центр экспериментирования. Данный центр отличается большим многообразием материалов, все пособия находятся в свободном доступе для детей, но в закрытом шкафу, каждая полочка отведена отдельному виду опытов, коробочки имеют условные обозначения и надписи. После каждого проведённого опыта и исследования дети фиксируют свои выводы в дневнике , рисуют схемы.

- природные материалы (мел, песок, деревянные палочки, камни, ракушки, семена , шишки, земля, перья и т.д.)

- бросовый материал (кусочки меха, ткани, проволока, гайки, шурупы и т.д.)

- микроскопы

- мерная посуда (стаканчики, колбы, миски, ложки)

- лупы

- компасы

- дневник опытов

- сосуды из различных материалов

2) Центр конструктивной деятельности  в нашей группе не сосредоточен в одной зоне, но не смотря на это он очень мобилен и состоит из многих видов детского конструктора:

- напольный крупный конструктор

- конструктор типа Лего

-настольные конструкторы различных видов( деревянные, пластмассовые)

- схемы, чертежи.

Напольные конструкторы хранятся в выдвижных ящиках, что делает развивающую среду трансформируемой.

3) Центр математического развития ориентирован на оба возраста детей, которые ходят в группу. Для детей 5 лет предложены игры на восприятие форм, размеров фигур, счёта в пределах 5, для детей постарше есть счётные палочки и математические наборы, готовящие ребёнка к школе. Центр расположен на уровне роста детей, каждый воспитанник может пользоваться материалами центра в любое время. Он включает в себя:

- магнитная доска с набором цифр

- математические наборы

- кубики с цифрами

- мозаики

-счётные палочки

- часы

-разрезные картинки

- д/и «Весёлый счёт»

- д/и «Найди цифру»

4) Центр экологии расположен рядом с уголком экспериментирования, тесно связан с ним,  пополняется в соответствии с временами года и темами по календарному планированию. Дети имеют свободный доступ ко всем материалам и играм, самостоятельно заполняют календарь погоды. Данный уголок содержит:

- комнатные растения

- фартуки, нарукавники, палочки для рыхления, тряпочки, кисти, лейки, пульверизатор

- серии картин «Времена года», «Животные нашей местности» , «Птицы», «Овощи» , «Фрукты», « Животные жарких стран» , «Насекомые» и т.д.

- энциклопедии экологической направленности

- муляжи насекомых, животных, птиц

- панно «Бабочки»

- природный календарь для наблюдения за погодой

- д/ и «Четвёртый лишний»

- экологическое лото

- д/и «Чей детёныш?»

- д/и «Кто где обитает?»

- д/и «Времена года»

- схемы прорастания растений

- карточки «Берегите природу»

-д/и «Календарь природы»

5) Мини-музей моря занимает два стеллажа в группе. Важный момент присутствия музея в группе – это интерактивность музейной работы : дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты, чувствуют свою причастность к процессу и участвуют в его оформлении. Каждая полка в музее отведена отдельной теме на морскую тематику:

- морские обитатели

- морские раковины

- сувениры на морскую тематику

- морской грунт

- корабли и приборы

- учебно-вспомогательный фонд (глобус, макет морского дна, энциклопедии, раскраски, книги, фотографии, диски с записью звуков моря, дидактические игры, альбом с работами детей на морскую тематику)

- документация (паспорт, структура, инвентарная книга, книга учёта  учёбно-вспомогательного фонда, акты приёма- передачи экспонатов, книга отзывов, журнал учёта работы музея, график посещения, план работы для разных возрастных групп).

 3. Речевое развитие

1) Центр книги содержит:

- книги по возрасту с большим количеством иллюстраций

- портреты детских писателей

2)  Центр «Грамотейка» помогает в подготовке детей к обучению в школе, игры и пособия подобраны в соответствии с возрастом детей, доступны, меняется в зависимости от темы недели, включает в себя:

- задания по обучения грамоте (находятся в свободном доступе на отдельных листах)

- магнитные буквы

- буквари Н.С Жуковой

- игра «Назови букву»

- д/и «Парные картинки»

- мнемотаблицы для составления описательных рассказов

- альбом - загадка

-картотеки по темам

- д/ и «Мои первые буквы»

- плакат с изображением букв

- звуковая линейка

4. Художественно – эстетическое развитие

1) Музыкальный центр размещён на боковой полочке шкафе, является мобильным. Представлен разнообразием инструментов и пособий:

- иллюстрации музыкальных инструментов

- музыкальные инструменты ( бубны, ксилофон, металлофон, треугольник, маракасы, дудочки, гармонь)

- игры для развития музыкального слуха « Шумные стаканчики»

- книги с иллюстрациями и портретами композиторов

- диски с записями детских песен и классической музыки

2) Центр театрализованной деятельности очень важный элемент пространственно – развивающей среды группы. Используя атрибуты данного центра , дети учатся импровизировать , самостоятельно обыгрывать сюжеты из сказок. Уголок театра представлен следующими материлами:

- маски – шапочки

- пальчиковый театр «Колобок»

- кукольный театр «Кот в сапогах»

- рукавички – животные для различных инсценировок

- деревянный театр « Приключения Буратино»

- театр на ложках «Теремок»

- теневой театр «Заюшкина избушка»

- театр , сделанный детьми в технике оригами

- ширма

-иллюстрации к сказкам, книги

3) Уголок творчества занимает много пространства в группе, представлен длинным столом, стульями и полочками. Здесь дети могут заниматься творчеством или знакомится с предметами искусства. Состоит из:

- книги по ознакомлению с русским народным творчеством ( хохломская, дымковская, гжельская, городецкая росписи)

- расписная посуда

- альбомы для рассматривания

- пластилин, доски, бумага, карандаши, раскраски для свободной деятельности детей

- трафареты

5. Физическое развитие.

Центр двигательной активности. Этот центр популярен у детей, он развивает интерес к физическим упражнениям, различным видам спорта, формирует здоровые привычки. Находится центр в свободном доступе в раздевальной комнате, атрибуты хранятся в закрытых и открытых шкафчиках, каждый ребёнок может брать атрибуты и использовать их по назначению.

 - мячи разных размеров по количеству детей

- обручи

- султанчики

-  ленточки

-  платочки

-  гимнастические палки

- кегли

- мешочки для метания

- скакалки

- шарики пластмассовые

-  дорожки массажные с пуговицами

-  атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)

- «кирпичики» для перешагивания

-  метки-размётки

-  игра «классики»

 - игра «серсо»

 - иллюстрации с видами спорта

-  схемы выполнения упражнений

-  кольцеброс

- ростомер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...

Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.

Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...

Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится д...

Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"

Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...