Анализ предметно-развивающей среды в группе
материал (старшая, подготовительная группа) на тему
В материале дано описание предметно- развивающей среды группы в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.4.docx | 31.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС
В группе 23 ребёнка возрастом от 5 до 7 лет. Групповое помещение условно подразделяется на три сектора: активный, спокойный, рабочий, что позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Предметно–развивающая среда строилась по следующим принципам:
-принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
- принцип активности, самостоятельности и творчества;
-принцип стабильности, динамичности;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
- принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости – закрытости;
- принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Вся среда в группе имеет привлекательный вид, даёт возможность детям заниматься самостоятельной деятельностью, познавать мир, положительно влияет на эмоциональное состояние и снимает утомляемость. Предметно – пространственная развивающая среда в группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная,
2) познавательная,
3) речевая,
4) художественно-эстетическая,
5) физическая.
Содержание центров
1. Социально- коммуникативное развитие:
1) Центр ПДД. Находится на видном месте, у детей есть возможность брать из уголка настольные игры, рассматривать иллюстрации. Он оснащён всеми необходимыми атрибутами, игрушками и дидактическими играми для изучения детьми безопасности на дороге. Включает в себя :
- макет дороги
-дорожные знаки пластиковые
- картинки «Дорожные знаки»
-иллюстрации «Переходи дорогу правильно»
-д/и «Лото «Дорожные знаки»
- д/и «Дорожные знаки»
- домино
- модели машины
2) Центр сюжетно – ролевых игр. Оборудование размещено таким образом, чтобы дети имели свободный доступ к нему, могли брать игрушки и использовать их в самостоятельной игре. Игровой материал размещён в коробки с условными обозначениями, мебель используется многофункционально в соответствии с выбранным сюжетом. Все пособия яркие и выполнены из безопасных материалов. Так как в группе девочек больше, чем мальчиков, то пособия к сюжетно- ролевые игры подобраны с учётом этой особенности группы. Содержание центра:
- «Больница»(халат врача, медицинские инструменты, таблицы для проверки зрения, карточки для записи пациентов, флаконы с «лекарствами», телефоны)
- «Семья» (в уголке есть стол и два кресла, кровать с постельным бельём, куклы, коляска, сервиз, набор обеденной посуды, продукты сшитые из фетра)
- «Кухня» (халат и колпак повара, кастрюли, сковородки, плита, столовые приборы, пластиковые овощи и фрукты)
- «Магазин» (касса, наборы продуктов (хлебо – булочные изделия, овощи, фрукты , молочные продукты, яйца), кошельки, бумажные деньги, пластиковые карты, кассовая лента)
- «Армия» (фуражки, значки, карты – схемы, телефон, мишени, медали, бинокли)
- «Салон красоты» (флаконы, фартук парикмахера, зеркало, щипцы для волос, расчёски)
3) Уголок дежурств. Расположен рядом с рабочей зоной младшего воспитателя, что помогает детям лучше научится помогать взрослым во время дежурства по столовой. Ежедневно воспитателями меняются карточки – фотографии на ярком стенде, таким образом дети без напоминания знают, кто сегодня помогает взрослым . Содержание уголка соответствует возрасту детей и умениям, в нём есть:
- фартуки
- колпаки
- совочек и щётка
- салфетки
- график дежурств с фотографиями
4)Уголок психологической разгрузки. Расположен в спальне, поэтому дети могут спокойно уединиться, их никто не будет отвлекать. Направлен на эмоциональную разгрузку, познание своих эмоций и чувств. Пособия в данном центре всегда меняются и дополняются в зависимости от возраста детей, их настроения и обстановки в детском коллективе. Центр разгрузки включает в себя:
- маски для выражения своих эмоций
- дерево с набором фишек – эмоций
- игры с крупами
- варежка – миришка
- стаканчики для крика
- игра Твистер
- фотоальбом с детскими фото
5) Уголок «Моя малая Родина». Оформлен на отдельной полке, состоит из:
- книги о Туле и Тульской области
- макет тульского пряника
- изделия тульских мастеров
- альбом с фотографиями города
- картины с изображениями достопримечательностей родного города.
2. Познавательное развитие:
1) Центр экспериментирования. Данный центр отличается большим многообразием материалов, все пособия находятся в свободном доступе для детей, но в закрытом шкафу, каждая полочка отведена отдельному виду опытов, коробочки имеют условные обозначения и надписи. После каждого проведённого опыта и исследования дети фиксируют свои выводы в дневнике , рисуют схемы.
- природные материалы (мел, песок, деревянные палочки, камни, ракушки, семена , шишки, земля, перья и т.д.)
- бросовый материал (кусочки меха, ткани, проволока, гайки, шурупы и т.д.)
- микроскопы
- мерная посуда (стаканчики, колбы, миски, ложки)
- лупы
- компасы
- дневник опытов
- сосуды из различных материалов
2) Центр конструктивной деятельности в нашей группе не сосредоточен в одной зоне, но не смотря на это он очень мобилен и состоит из многих видов детского конструктора:
- напольный крупный конструктор
- конструктор типа Лего
-настольные конструкторы различных видов( деревянные, пластмассовые)
- схемы, чертежи.
Напольные конструкторы хранятся в выдвижных ящиках, что делает развивающую среду трансформируемой.
3) Центр математического развития ориентирован на оба возраста детей, которые ходят в группу. Для детей 5 лет предложены игры на восприятие форм, размеров фигур, счёта в пределах 5, для детей постарше есть счётные палочки и математические наборы, готовящие ребёнка к школе. Центр расположен на уровне роста детей, каждый воспитанник может пользоваться материалами центра в любое время. Он включает в себя:
- магнитная доска с набором цифр
- математические наборы
- кубики с цифрами
- мозаики
-счётные палочки
- часы
-разрезные картинки
- д/и «Весёлый счёт»
- д/и «Найди цифру»
4) Центр экологии расположен рядом с уголком экспериментирования, тесно связан с ним, пополняется в соответствии с временами года и темами по календарному планированию. Дети имеют свободный доступ ко всем материалам и играм, самостоятельно заполняют календарь погоды. Данный уголок содержит:
- комнатные растения
- фартуки, нарукавники, палочки для рыхления, тряпочки, кисти, лейки, пульверизатор
- серии картин «Времена года», «Животные нашей местности» , «Птицы», «Овощи» , «Фрукты», « Животные жарких стран» , «Насекомые» и т.д.
- энциклопедии экологической направленности
- муляжи насекомых, животных, птиц
- панно «Бабочки»
- природный календарь для наблюдения за погодой
- д/ и «Четвёртый лишний»
- экологическое лото
- д/и «Чей детёныш?»
- д/и «Кто где обитает?»
- д/и «Времена года»
- схемы прорастания растений
- карточки «Берегите природу»
-д/и «Календарь природы»
5) Мини-музей моря занимает два стеллажа в группе. Важный момент присутствия музея в группе – это интерактивность музейной работы : дети могут трогать руками и близко изучать экспонаты, чувствуют свою причастность к процессу и участвуют в его оформлении. Каждая полка в музее отведена отдельной теме на морскую тематику:
- морские обитатели
- морские раковины
- сувениры на морскую тематику
- морской грунт
- корабли и приборы
- учебно-вспомогательный фонд (глобус, макет морского дна, энциклопедии, раскраски, книги, фотографии, диски с записью звуков моря, дидактические игры, альбом с работами детей на морскую тематику)
- документация (паспорт, структура, инвентарная книга, книга учёта учёбно-вспомогательного фонда, акты приёма- передачи экспонатов, книга отзывов, журнал учёта работы музея, график посещения, план работы для разных возрастных групп).
3. Речевое развитие
1) Центр книги содержит:
- книги по возрасту с большим количеством иллюстраций
- портреты детских писателей
2) Центр «Грамотейка» помогает в подготовке детей к обучению в школе, игры и пособия подобраны в соответствии с возрастом детей, доступны, меняется в зависимости от темы недели, включает в себя:
- задания по обучения грамоте (находятся в свободном доступе на отдельных листах)
- магнитные буквы
- буквари Н.С Жуковой
- игра «Назови букву»
- д/и «Парные картинки»
- мнемотаблицы для составления описательных рассказов
- альбом - загадка
-картотеки по темам
- д/ и «Мои первые буквы»
- плакат с изображением букв
- звуковая линейка
4. Художественно – эстетическое развитие
1) Музыкальный центр размещён на боковой полочке шкафе, является мобильным. Представлен разнообразием инструментов и пособий:
- иллюстрации музыкальных инструментов
- музыкальные инструменты ( бубны, ксилофон, металлофон, треугольник, маракасы, дудочки, гармонь)
- игры для развития музыкального слуха « Шумные стаканчики»
- книги с иллюстрациями и портретами композиторов
- диски с записями детских песен и классической музыки
2) Центр театрализованной деятельности очень важный элемент пространственно – развивающей среды группы. Используя атрибуты данного центра , дети учатся импровизировать , самостоятельно обыгрывать сюжеты из сказок. Уголок театра представлен следующими материлами:
- маски – шапочки
- пальчиковый театр «Колобок»
- кукольный театр «Кот в сапогах»
- рукавички – животные для различных инсценировок
- деревянный театр « Приключения Буратино»
- театр на ложках «Теремок»
- теневой театр «Заюшкина избушка»
- театр , сделанный детьми в технике оригами
- ширма
-иллюстрации к сказкам, книги
3) Уголок творчества занимает много пространства в группе, представлен длинным столом, стульями и полочками. Здесь дети могут заниматься творчеством или знакомится с предметами искусства. Состоит из:
- книги по ознакомлению с русским народным творчеством ( хохломская, дымковская, гжельская, городецкая росписи)
- расписная посуда
- альбомы для рассматривания
- пластилин, доски, бумага, карандаши, раскраски для свободной деятельности детей
- трафареты
5. Физическое развитие.
Центр двигательной активности. Этот центр популярен у детей, он развивает интерес к физическим упражнениям, различным видам спорта, формирует здоровые привычки. Находится центр в свободном доступе в раздевальной комнате, атрибуты хранятся в закрытых и открытых шкафчиках, каждый ребёнок может брать атрибуты и использовать их по назначению.
- мячи разных размеров по количеству детей
- обручи
- султанчики
- ленточки
- платочки
- гимнастические палки
- кегли
- мешочки для метания
- скакалки
- шарики пластмассовые
- дорожки массажные с пуговицами
- атрибутика к подвижным играм (шапочки, медальоны)
- «кирпичики» для перешагивания
- метки-размётки
- игра «классики»
- игра «серсо»
- иллюстрации с видами спорта
- схемы выполнения упражнений
- кольцеброс
- ростомер
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранний возраст Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста...
"Организация предметно-развивающей музыкальной среды в группе"
Консультация для воспитателей ДОУ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет предметно-развивающая среда. Ведь предметная среда – это не только набор тематических зон, самое главное – это «среда обитания» малыша, в ...
Предметно-развивающая, игровая среда в группах раннего возраста.
Консультация для родителей...
Памятка для воспитателей групп раннего возраста «Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»
laquo;Предметно-развивающая, игровая среда в группах детей раннего возраста»...
Предметно-развивающая образовательная среда в группе "Ымыычаан"
Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится д...
Презентация: "Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»"
Предметно–развивающая пространственная среда в группе «Колокольчик»...