«Формирование ценностного отношения к здоровью – залог успешного обучения в школе»
статья по теме

Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников. Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка»г. Ноябрьска по формированию ценностного отношения к здоровью детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhurnal.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование ценностного отношения  к здоровью – залог успешного обучения в школе»

Краткая аннотация: Статья посвящена проблеме формирования ценностного отношения к здоровью дошкольников.  Автор рассматривает теоретический аспект вопроса и описывает опыт педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Золотая рыбка»

 г. Ноябрьска по формированию ценностного отношения к здоровью детей.

Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Всемирной организацией здравоохранения принято следующее определение «Здоровье - это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и повреждений». Чаще всего здоровье зависит от самого человека. По выражению Н.Амосова «Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». С этим трудно не согласиться.  В последнее время состояние здоровья детей вызывает у специалистов большую тревогу. Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинского осмотра детей говорят о том, что здоровыми можно считать лишь 10% первоклассников, у остальных же имеются различные нарушения состояния здоровья.

Для успешного усвоения школьной программы необходимо хорошее самочувствие ребёнка. Наблюдения психологов, педагогов, физиологов, статистические данные показывают, что уровень состояния здоровья детей дошкольного возраста ежегодно падает. Причин этому много, в том числе, увеличение умственной нагрузки и уменьшение возможности для двигательного и эмоционального отдыха детей, низкий уровень знаний о ребёнке родителей и педагогов.  Поэтому в системе образования проблема здоровья становится всё  более актуальной  Необходимо помнить, что бережное отношение к своему здоровью, а следовательно и установка на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а вырабатываются в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Современная педагогика на первый план выдвигает проблему целостного развития личности, а не только формирование знаний, умений и навыков воспитанников. В этих условиях одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогам является формирование ценностного отношения к здоровью детей в процессе образовательной деятельности.

Здоровье детей дошкольного возраста зависит от таких факторов,  как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения.

Не следует забывать, что основы здорового образа жизни закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Однако нередко эти привычки складываются, без осознания ребенком их значимости. Поэтому важно сформировать у ребенка здоровьесберегающее поведение. Включение самого ребенка в заботу о своем здоровье, в развитие сознательного контроля за своим поведением, предусматривает вооружение дошкольников здоровьесберегающими знаниями и умениями. Известно, что педагогические усилия, направленные на формирование здоровья, всегда рассматривались как важнейшие в работе выдающихся педагогов и лучших образовательных учреждений. Достаточно вспомнить В. А. Сухомлинского, который писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».[5, с.87]

Одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольного учреждения является формирование ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих людей, воспитание потребности в здоровом образе жизни детей. При этом очень важно поддержание интереса и создание условий для накопления первичных представлений о себе и своем организме. Знания должны приходить к ребенку как бы, между прочим. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.  

Приобщение детей к здоровому образу жизни предполагает организацию педагогами режима дня, двигательной активности, закаливания, рационального питания; снятие напряжения, соблюдение личной гигиены, разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы, а также использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий.

 Приоритетным направлением деятельности нашего учреждения является реализация  Программы «Здоровье», цель которой – создание единой системы оздоровления детей в учреждении и семье. Главная задача  - подготовить здоровых детей к обучению в школе.

Педагогический коллектив большое значение уделяет формированию, сохранению и укреплению здоровья детей и осуществляет выполнение следующих функций:

  • здоровьесберегающей – оптимизации здоровья дошкольников;
  • развивающей – всестороннее развитие личности;
  • социально-педагогической – работа с семьёй.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;

- обучение уходу за собственным телом;

- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;

- формирование элементарных представлений об окружающей среде;

- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;

- развитие потребности семьи в здоровом образе жизни.

Формирование осознанного отношения дошкольников к своему здоровью ведётся в процессе непосредственной образовательной деятельности, в повседневной жизни с помощью наглядных пособий, книг и практической деятельности. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строением, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, влиянием физических упражнений на их работу, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма.

    Для оздоровления детей очень важен психологический климат в группе, эмоциональное состояние ребёнка. Специалисты отмечают, что психофизическое здоровье и эмоциональное благополучие  во многом зависят от среды, в которой он живет и воспитывается. Наш детский сад работает по системе  Марии Монтессори, которая предполагает наличие в группах детей разного возраста. Во всех разновозрастных группах созданы специальные зоны для разнообразной деятельности детей: игровой, театрализованной, изобразительной, конструктивной, двигательной, для самообучения под наблюдением педагога на материале М.Монтессори. Все центры  оснащены необходимыми материально-техническими ресурсами. Коллектив учреждения ориентирован в своей работе на ребёнка, его самочувствие, нужды и интересы.

Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников, позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. В то же время такая предметная среда позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Педагогами и специалистами дошкольного учреждения осуществляется диагностирование общей физической подготовленности детей.  Для объективной оценки состояния здоровья детей ежегодно узкими специалистами детской поликлиники (окулист, хирург, отоларинголог, невропатолог, эндокринолог, стоматолог) проводятся профилактические осмотры детей. Врач-педиатр подводит итог осмотров, оценивает физическое, нервно-психическое развитие детей, определяет группу здоровья, затем составляет индивидуальный план оздоровления, даёт рекомендации родителям, педагогам.

Педагоги заполняют листы здоровья и диагностические карты состояния физического и двигательного развития детей. Это позволяет учесть индивидуальные особенности каждого воспитанника и обеспечить его психофизическое развитие. Комплексная диагностика позволяет спроектировать индивидуальный маршрут развития ребёнка, содействующий сохранению и формированию здоровья. 

Положительная динамика показателей здоровья и физического развития

произошла за счет проведения системы оздоровительных технологий: дыхательной гимнастики, элементов самомассажа, психогимнастики, ароматерапии, занятий в сенсорной комнате и на тренажёре биологической обратной связи. В дошкольном учреждении проводится комплекс закаливающих мероприятий:

  • воздушное закаливание;
  •  хождение по «дорожкам здоровья»
  • обширное умывание;
  • солевое закаливание;
  • полоскание горла и рта;
  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе

Культура здоровья и культура движения – два взаимосвязанных компонента в жизни ребенка. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Двигательная культура дошкольников начинается с формирования естественных движений и развития двигательных способностей.

В группах созданы уголки физической культуры, где располагаются различные физкультурные пособия, в том числе и для профилактики плоскостопия. В детском саду оборудован физкультурный зал для занятий с разнообразным физкультурным оборудованием. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений в помещении.

Повышение двигательной активности детей  происходит благодаря разным формам работы по физическому воспитанию: утренней гимнастики, занятий по физической культуре,  подвижных игр, двигательных разминок, спортивных упражнений, гимнастики пробуждения, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы в режиме дня, праздников,  развлечений. Для детей с нарушением осанки, свода стопы работает кружок «Здоровячок».

 Коллектив нашего детского сада постоянно совершенствует систему работы с семьей по вопросам физического воспитания детей. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьёй строится на основе доверительных отношений, показа эффективности педагогической работы коллектива в рамках охраны и укрепления здоровья детей. На информационных стендах для родителей в каждой возрастной группе размещены рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств: такие как: «Растим детей здоровыми», «Это интересно» и т.п. Родителям предлагаются комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пальчиковые игры.  Совместно с этим мы проводим наиболее активные формы взаимодействия взрослых с детьми: Недели здоровья, День открытых дверей, спортивные досуги "Мама, папа, я - спортивная семья". Родители всегда служат примером для ребенка, в каком бы возрасте он ни был. Поэтому, если родители хотят, чтобы их дети вели здоровый образ жизни и четко понимали, что хорошо и плохо для их здоровья, необходимо самим подавать пример.

Эта работа ориентирована на создание в дошкольном учреждении и семье такой здоровьесберегающей среды, которая не наносила бы вреда ребёнку, но полноценно и гармонично развивала  его, формируя потребность быть здоровым.

Здоровье является  необходимым условием активной жизнедеятельности человека и  формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и дошкольные учреждения - это те социальные институты, одной из главных задач которых наряду с воспитанием и обучением является и формирование здоровья развивающейся личности.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Список  литературы:

1.Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребёнка – М.,1993

2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. -  М., ФИС, 1987

3. Вавилова Е.Н. Укрепление здоровья детей. - М., Просвещение, 1986.

4. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми.  - М.: Медицина, 1989

5. Нестерова З.И. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста       заботы о своём здоровье/Новые педагогические технологии в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Межвузовский сборник научных трудов. - Шадринск: Изд-во ШГПИ, 1997

6.Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – Мозаика-Синтез, 2010

7. Сухомлинский В.А. О воспитании.  - М., 1973

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе....

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

Конспект НОД по формированию зрительно-моторной готовности к обучению в школе детей подготовительной группы "В гостях у Царевны-Лягушки"

Тема: "В гостях у Царевны-Лягушки"Задачи: формирование зрительно-моторной готовности детей к обучению в школе.Цели: развитие внимания,скорости,реакции,моторной ловкости,подготовка руки к письму,развит...

Консультация "Влияние игры на формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе"

В педагогике дошкольного детства широко распространен подход, согласно которому общение рассматривается как коммуникативная еятельность. Для этого ребенку необходим широкий круг соответстующих умений....


 

Комментарии

Спасибо Алина Николаевна информация полезная и ценная.