Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
методическая разработка

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование мотивационной готовности  дошкольников
к обучению в школе»

Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника  и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации  развития ребенка.

Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность  складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.

Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.

Л.И. Божович представляла  готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.

А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.

Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.

Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный.  Она выделяла 2 группы мотивов учения:

-мотивы связанные с потребностью в общении;

-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.

Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».

Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка дошкольника формируется:

  1. под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
  2. под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Критерии самооценки зависят:

1. от взрослого;

2. принятой системы воспитательной работы.

Самооценка в разных видах деятельности разная:

  1. в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  2. в грамоте переоценивает;
  3. в пение недооценивает себя.

Формирование самооценки

1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.

2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

  1. Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
  2. Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
  3. Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
  4. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.

Модель взаимодействия

Ребенок

Родитель

Учитель

Педагог

Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.

Исследование мотивационной сферы

Диагностический комплекс

Изучаемый параметр

Методика

Источник

Самооценка

Хухлаева Л. «Лесенка»

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.

Учим детей общению. Ярославль, 1997

Мотивационная готовность

Банков С.А. Тестовая беседа

Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001

Гуткина Н.И. Методика «Сказка»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002

Гуткина Н.И.

Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника»

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002

Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Лусканова  Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»

Лусканова  Н.Г. Анкета

Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе»

Школа должна привлекать ребенка  своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:

  1.  «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
  2. «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
  3. «Ты наверно у нас будешь двоечником»
  4. Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,
  5. «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»
  6. «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»

Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание  идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и  делает ответственным за свою самооценку ребенка или   предъявляет к нему завышенные требования.

Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.

1. Работа с детьми

Вид деятельности

Тема

 Исследование мотивационной сферы

Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы

Цикл занятий « Я и школа»

1. Каким будем мой учитель?

2. Каким я буду учеником?

3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу?

4.Что я буду делать в школе?

5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья?

6. Зачем мне школа?

Развитие самооценки средствами театрализации  Программа «Я и  мир вокруг» (старшая группа)

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.

При первой встречи с  родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.

Значимость компонентов психологической готовности,

по мнению родителей

Педагогическое

Мотивационная

Интеллектуальная

Коммуникативная

Эмоционально-волевая

На 2 месте

На 3 месте

На 1 месте

На 5 месте

На 4 месте

Значимость компонентов психологической готовности,

по мнению учителей

Педагогическое

Мотивационная

Интеллектуальная

Коммуникативная

Эмоционально-волевая

На 5 месте

На 1 месте

На 2 месте

На 4 месте

На 3 месте

2. Работа с родителями

Цели организации встреч:

1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;

2.    объединить всех участников преемственной связи;

3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;

4.    предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Вид деятельности

Тема

День открытых дверей для школьных учителей и родителей

«Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка».

Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом.

Диагностика

Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?»

Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе»

Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой.

Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка».

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

Родительское собрание

Тема: «Готовность детей к обучению в школе».

Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе.

Консультация

«Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа)

«Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения».

«О методах воздействия на ребенка в семье»

Семинар-практикум

«Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С.

(старшая группа)

«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника».

Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.

«С кем и как дружит мой ребенок?»

Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками.

Консультация - практикум

О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений».

Книжка-малышка

1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья»

2. Игры со сказками.

3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка.

Памятка для родителей

«Создание у ребенка положительного

отношения к школе и формирование направленности на обучение».

«Первые шаги по выбору школы».

Консультация для педагогов

«Формирование мотивационной готовности детей к школе».

Взрослый

  1. помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;
  2. но и поведении, отношении к окружающим;
  3. помогает формировать адекватную самооценку, тем самым  помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности  в группе.

Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школе

  1. Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
  2. Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.
  3. Практикум приходы детей-школьников в детский сад.
  4. Используем загадки на школьную тему.
  5. Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Создание у ребенка положительного

отношения к школе

и формирование направленности на обучение

  1. Экскурсии с ребенком в школу.
  2. Встреча и знакомство с учителем.
  3. Рассказы о своих любимых учителях.
  4. Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
  5. Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
  6. Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
  7. Семейное чтение художественной литературы.
  8. Организация книжного уголка для ребенка.
  9. Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
  10. Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
  11. Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.

Никогда не запугивайте детей школой!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование мотивационной готовности обучения в школе"

Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не только пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социа...

"Формирование мотивационной готовности детей к школе"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Формирование мотивационной готовности детей к школе

Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...