Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе
методическая разработка
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivacionnoy_gotovnosti__doshkolnikov.docx | 25.16 КБ |
pamyatka_dlya_roditeley.docx | 12.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование мотивационной готовности дошкольников
к обучению в школе»
Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка дошкольника и принятию новой позиции - школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении к школе, учителям, учебной деятельности. То есть происходит трансформация всей социальной ситуации развития ребенка.
Под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность складывается из следующих компонентов: педагогическая, интеллектуальная, мотивационная, эмоционально-волевая, коммуникативная.
Вопрос о психологической готовности к обучению в школе достаточно широко рассматривался в отечественной и зарубежной психологии (А. Анастази, Я. Йирасик, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Л.С. Выготский указывал, что готовность к школе определяется умением ребенка обобщать и дифференцировать в необходимых категориях предметы и явления окружающего мира.
Л.И. Божович представляла готовность к школе включает определенный уровень развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
А.И. Запорожец так же выделял особенности мотивации, уровень развития познавательной и аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции как целостную систему готовности ребенка к школьному обучению.
Я.Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил, а также к овладению целями и способами систематического обучения. Поэтому целенаправленные и систематичные воздействия педагога являются существенным фактором, стимулирующим психическое развитие ребенка.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько представляют психологическую готовность к школе как « целостное состояние психики ребенка, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой», успешное овладение новой для него деятельностью и новыми социальными ролями.
Л.И. Божович наиболее важным компонентом готовности считала мотивационный. Она выделяла 2 группы мотивов учения:
-мотивы связанные с потребностью в общении;
-мотивы связанные с потребностью в интеллектуальной активности.
Синтез мотивов этих 2 групп и формирует «внутреннюю позицию школьника».
Мотив - побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющей направленность его активности.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,
как самооценка Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка дошкольника формируется:
- под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Критерии самооценки зависят:
1. от взрослого;
2. принятой системы воспитательной работы.
Самооценка в разных видах деятельности разная:
- в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
- в грамоте переоценивает;
- в пение недооценивает себя.
Формирование самооценки
1. Важна деятельность, в которую включен ребенок.
2. Оценки его достижений взрослыми и сверстниками.
- Дети выделяющие свое «Я» через деятельность - завышают свои самооценки.
- Дети выделяющие свое «Я» через сферу отношений - самооценка чаще занижена.
- Дети имеющие разный статус, положение в группе – по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.
- Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, активнее проявляют свои способности, ставят перед собой более высокие цели.
Модель взаимодействия
Ребенок
Родитель
Учитель
Педагог
Отношение ребенка к школе у большинства детей появляются задолго до того, как они станут учениками.
Исследование мотивационной сферы
Диагностический комплекс | ||
Изучаемый параметр | Методика | Источник |
Самооценка | Хухлаева Л. «Лесенка» | Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997 |
Мотивационная готовность | Банков С.А. Тестовая беседа | Посевина Г.П., Король Л. Программа адаптации детей 6-7 лет к школьной жизни «радость познания». Ростов-на-Дону, 2001 |
Гуткина Н.И. Методика «Сказка» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гуткина Н.И. Мотивационная беседа «Внутренняя позиция школьника» | Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. Методическое руководство. М., 2002 | |
Гинзбург М.Р., Пахонова И.Ю., Овчарова Р.В. Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников. | ||
Лусканова Н.Г. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» | ||
Лусканова Н.Г. Анкета | ||
Венгер А.Н., Бугрименко Е.А. «Отношение ребенка к школе» |
Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если ребенок говорит: «У меня новый ранец», «В школе Боря, он мой друг..», «В школе есть звонки…» - его привлекают внешние аксессуары.
Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. «Нет, не хочу там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь», «не хочу в школу – там программа трудная и играть некогда будет». Причина подобного отношения к школе - результат неправильно воспитания детей. Очень часто нам приходится слышать из уст родителей такие фразы:
- «Как же ты в школу пойдешь, ты же ничего не знаешь?»
- «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»
- «Ты наверно у нас будешь двоечником»
- Знаешь, мы будим, как тебя любить, если станешь отличником?»,
- «Учись так, чтобы мне за тебя не приходилось краснеть»
- «Ты обещаешь не драться, не бегать, а вести себя спокойно?»
Подобные высказывания родителей, вызывают у детей чувство тревоги, неуверенности, желание идти в школу пропадает, развивается комплекс неполноценности. Очень часто сам родитель испытывает страх перед унижением и делает ответственным за свою самооценку ребенка или предъявляет к нему завышенные требования.
Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному началу учебной деятельности, причин тому много. Один из них низкая школьная мотивация.
1. Работа с детьми
Вид деятельности | Тема |
Исследование мотивационной сферы | |
Психологические занятия для детей подготовительной к школе группы | Цикл занятий « Я и школа» 1. Каким будем мой учитель? 2. Каким я буду учеником? 3. Какими будут мои родители, когда я пойду в школу? 4.Что я буду делать в школе? 5. Если ты будешь драться, то я буду кусаться! Какие у меня будут друзья? 6. Зачем мне школа? |
Развитие самооценки средствами театрализации Программа «Я и мир вокруг» (старшая группа) |
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Немаловажным в успешности обучения первоклашек является психологический настрой родителей, их умение общаться друг с другом. Известно, что как чрезмерная тревожность, так и беспечность взрослых отрицательно отражается на школьной готовности ребенка.
При первой встречи с родителями будущих первоклассников мы предлагаем проранжировать разные стороны готовности ребенка к школе по степени значимости - от наиболее значимых до менее значимых.
Значимость компонентов психологической готовности,
по мнению родителей
Педагогическое | Мотивационная | Интеллектуальная | Коммуникативная | Эмоционально-волевая |
На 2 месте | На 3 месте | На 1 месте | На 5 месте | На 4 месте |
Значимость компонентов психологической готовности,
по мнению учителей
Педагогическое | Мотивационная | Интеллектуальная | Коммуникативная | Эмоционально-волевая |
На 5 месте | На 1 месте | На 2 месте | На 4 месте | На 3 месте |
2. Работа с родителями
Цели организации встреч:
1. обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы;
2. объединить всех участников преемственной связи;
3. активизировать чувства, переживания, действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей;
4. предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.
Вид деятельности | Тема |
День открытых дверей для школьных учителей и родителей | «Детский сад как социально-педагогическая среда, интегрирующая интересы семьи, школы и ребенка». Цель: способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия: дать родителям и педагогам опыт игрового взаимодействия друг с другом. |
Диагностика | Тест «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?» Цель: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка. |
Рисуночная методика «Как я представляю своего ребенка в школе» Цель: изучение переживаний взрослыми встречи со школой. | |
Анкета «Мое мнение о школьной жизни ребенка». Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. | |
Родительское собрание | Тема: «Готовность детей к обучению в школе». Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению путем создания портрета» первоклассника, которого ждут в школе. |
Консультация | «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» (старшая группа) |
«Психологическое развитие детей как необходимое условие успешности обучения». | |
«О методах воздействия на ребенка в семье» | |
Семинар-практикум | «Профилактика детских неврозов» по методике Спиваковской А.С. (старшая группа) |
«Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника». Цель: обсуждение точек зрения родителей, педагогов на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни. | |
«С кем и как дружит мой ребенок?» Цель: обмен родительским опытом по оказанию ребенку помощи в поиске дружеских отношений со сверстниками. | |
Консультация - практикум | О развитии игровых навыков взрослых в использовании коррекционных игр и упражнений». |
Книжка-малышка | 1. Игры в квартире, во дворе и на даче для телесного здоровья» 2. Игры со сказками. 3. Занимательные упражнения для познавательной активности ребенка. |
Памятка для родителей | «Создание у ребенка положительного отношения к школе и формирование направленности на обучение». |
«Первые шаги по выбору школы». | |
Консультация для педагогов | «Формирование мотивационной готовности детей к школе». |
Взрослый
- помогает ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;
- но и поведении, отношении к окружающим;
- помогает формировать адекватную самооценку, тем самым помогает приобрести уверенность в себе и способствует популярности в группе.
Виды совместной деятельности взрослого с ребенком помогающие при формирование мотивационной готовности к школе
- Поддерживаем интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- Организуем экскурсии в школу, знакомим с основными атрибутами школьной жизни.
- Практикум приходы детей-школьников в детский сад.
- Используем загадки на школьную тему.
- Используем развивающие игры «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и др.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
Создание у ребенка положительного
отношения к школе
и формирование направленности на обучение
- Экскурсии с ребенком в школу.
- Встреча и знакомство с учителем.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Организация книжного уголка для ребенка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
- Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
Никогда не запугивайте детей школой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Доклад на педсовет...
Консультация "Формирование мотивационной готовности обучения в школе"
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не только пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с новой позицией в системе социа...
"Формирование мотивационной готовности детей к школе"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Для работы воспитателя....
Формирование мотивационной готовности детей к школе
Консультация для педагогов «Формирование мотивационной готовности детей к школе» Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...