Познавательное занятие в средней группе - Огонб не игрушка
план-конспект занятия (средняя группа) по теме
О формировании элементарных знаний у детей по пожаробезопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey_k_istokam_russkoy_narodnoy_kultury.doc | 32 КБ |
ogon_ne_igrushka.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные жанры.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки. К нам постепенно возвращается национальная память: жизнь, радость, страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истины. Мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору.
Малые фольклорные жанры – это кладезь богатства нашего языка. И как важно научить детей постигать культуру своего народа, посеять в детских душах вечное. Именно родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души детей, началом их личности. Она помогает детям понять, что они – часть великого русского народа. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
В русском фольклоре сочетаются слова и напевность. В нём видна забота, нежность, надежда в благополучие будущего, метко оцениваются жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества. Малые фольклорные жанры являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв. В наше время возникает потребность в приобщении детей к истокам народного творчества через малые фольклорные жанры. Решение этих задач возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком. Для осуществления поставленной цели можно использовать программу «Приобщение детей к истокам народной культуры» Князевой О. Л., Маханёвой М. Д.
Советую использовать такие формы и методы, как: анализ литературы, комплексный метод диагностики, эксперимент, анкеты для родителей. Дидактические игры, подвижные игры, игры-драматизации, сказки, загадки, потешки, развивают устную речь ребёнка, влияют на его духовное развитие, фантазию, учат определённым нравственным нормам, способствуют умению логично рассуждать и делать выводы.
Приобщая детей к истокам народной культуры необходимо знакомить детей с народными праздниками и обычаями. Можно проводить посиделки, досуги, на которых дети будут петь песни, частушки, загадывать загадки, водить хороводы и т.д. Именно здесь вести наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, животных. Причём, эти наблюдения должны быть связаны с различными сторонами общественной жизни человека. Такая совместная деятельность создаст общее эмоциональное состояние у ребят, даже самые застенчивые станут инициативными.
Непременным условием результативности в воспитании и развитии дошкольников через малые фольклорные жанры является использование бесед о старине, чтение художественной народной литературы с обсуждением, экскурсий в музей.
Для создания атмосферы заинтересованности и включённости детей можно создать уголок в группе в виде « избы», где поместить предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских народных сказках: коромысло, кувшины, самовар и т. д.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, с гордостью рассказывает о красоте и богатстве родного края? Это - выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, надо передавать детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных чувств.
Приобщение к истокам народной культуры оставит в душах детей неизгладимые впечатления, поможет в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности. Нашим детям есть чем гордиться, они никогда не будут “Иванами – не помнящими родства”.
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в средней группе -Огонь не игрушка
Задачи:
-Уточнить знания детей о том, что огонь служит людям в быту и также опасен. Способствовать овладению детьми навыкам безопасного поведения в опасных ситуациях: знать, как вести себя при пожаре, понимать, к каким вещам в доме нельзя касаться (спички, газ, электричество и т. д.), знать телефон службы спасения.
-Развивать логическое мышление, память, речь, учить передавать особенности движений, эмоциональное состояние героев сказки. Воспитывать находчивость, ответственность, самостоятельность.
Оборудование: дом кошки, украшенный красными шарами, маски героев, деревья, колодец, медали.
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня мы с вами поговорим об огне. Сила огня очень велика; огонь служит человеку в повседневном быту, с его помощью совершают полезные дела. Расскажите, как огонь помогает нам.
Дети. Нам без доброго огня
Обойтись нельзя ни дня.
Он надёжно дружит с нами:
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
Нам огонь хороший нужен
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь
И хлеб печёт.
Человеку друг огонь,
Только зря его не тронь!
Воспитатель. Дети, чтобы огонь доставлял только пользу, надо уметь с ним обращаться, иначе он может стать злым и опасным. Огонь может вызвать большое пламя, в котором могут погибнуть дома, леса, животные и даже люди.
Огонь не игрушка,
Запомните каждый.
И вот, что ребята случилось однажды.
Инсценировка «Кошкин дом».
Кошка. Пожар! Горим!
Кот. Пожар! Горим!
Грачи. Тили-тили, тили-бом!
Загорелся Кошкин дом!
Загорелся Кошкин дом!
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух,
Бежит свинка с решетом
И лошадка – с фонарём.
Тили-тили, тили - бом!
Загорелся Кошкин дом!
Стой, свинья, постой, лошадка!
Что таращите глаза?
Воду вёдрами носите.
Свинья. Я несла вам воду в сите,
В новом сите, в решете –
Расплескала в суете.
Грач. Ты, не знаешь ли овечка,
Где была большая речка?
Овца. Я сказать вам не могу,
Мы живём на берегу.
А была ли там и речка,
Не видали мы с крылечка!
Грач. Не мешайте, ротозеи
Расходитесь поскорее!
Что устроили базар?
Тут не ярмарка – пожар!
Кошка. Дом от пламени спасите,
Наши вещи выносите.
Кресла, стулья, зеркала –
Всё сгорит у нас дотла!
Попроси-ка их, Василий,
Чтобы мебель выносили!
Грач. Не спасёте вы добра –
Вам себя спасать пора.
Кошка. Мне ковров персидских жалко…
Грач. Торопись! Ударит балка-
И ковров ты не найдёшь,
И сама ты пропадёшь.
Грач. Берегитесь! Рухнет крыша!
Свинья. Что такое, я не слышу.
Грач. Разбегайтесь, кто куда!
Курица. Куд - куда! Беда, беда!
Лошадь. Вот и рухнул Кошкин дом!
Петух. Погорел со всем добром!
Кошка. Где теперь мы будем жить?
Кот. Что я буду сторожить?
Чёрный дым по ветру стелется
Плачет кошка погорелица.
Кошка. Нет ни дома, ни двора,
Ни подушки, ни ковра!
Грач. Бим - бом. Тили - бом!
Погорел у кошки дом!
Не найти его примет-
То ли был он, то ли нет…
Воспитатель. Так печально всё закончилось, потому что герои этой сказки сделали ошибку. Они создали панику. Беда может возникнуть внезапно, когда её не ждёшь. Каждый из нас может оказаться один.
Что будете делать вы, если увидите огонь?
Дети. Будем звать на помощь.
Выбежим на улицу.
Позовём пожарных.
Воспитатель. Знать обязан каждый гражданин
Телефон пожарных «01»
Если что-то загорелось,
На себя возьмите смелость:
Срочно «01» звоните,
Где живёте назовите,
Что горит, давно ли, где.
Несколько минут промчится-
К вам пожарная примчится
и поможет вам в беде!
Какой цвет имеет пожарная машина? (Красный).
Как вы думаете, почему? (Это цвет тревоги, этот цвет напоминает об опасности.
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Если возник пожар».
(Дети стоят в кругу. У воспитателя красный воздушный шар. Играющий быстро должен сказать стих о пожаре и передать шар другому).
- Раз, два, три, четыре,
У кого пожар в квартире.
2. Шипит и злится,
Воды боится.
- С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает.
- Дым столбом поднялся вдруг
Кто не выключил утюг.
- Красный отблеск побежал
Кто со спичками играл?
- Пламя прыгнуло в траву
Кто у дома жёг листву?
- Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
- Помни каждый гражданин
Этот номер – «01».
- Дым увидел – не зевай
И пожарных вызывай!
(Появляется Огнетушитель).
Огнетушитель. Здравствуйте, ребята! Я, Огнетушитель, тушу пожары.
Чтобы пожаров избежать,
Нужно много детям знать.
Вы запомните, друзья,
Спички детям брать нельзя.
Если увидишь огонь или дым,
Скорее звони, телефон «01».
Если слаб огонь, скорей
Ты водой его залей.
Но не вздумай воду лить
Там, где электричество,
Телевизор и утюг,
Миксер и розетку
Обходите стороной
Маленькие детки.
А чтоб не случилась
В твоём доме беда,
Советы родителей слушай всегда.
Легче чем пожар тушить
Нам его предупредить.
А, сейчас поиграем в интересную игру. я буду задавать вам вопросы, а вы будете хором отвечать «Это я, это я, это все мои друзья».Но будьте внимательны.
1. Кто почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре…(Ответ).
2. Кто из вас, заметив дым,
Говорит: «Пожар, горим!»
3. Кто из вас шалит с огнём
Утром, вечером и днём? (Ответы).
4.Кто костров не разжигает
и другим не позволяет? (Ответы).
А теперь я хочу узнать, как вы запомнили правила пожарной безопасности.
(Дети исполняют частушки).
1. Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.
Сам огня не разжигай
И другим не позволяй.
2. Если будешь баловать,
То беды не миновать.
Знайте, что огонь сердит,
Ничего не пощадит.
3.Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты, она мала,
Но от спички – невелички
может всё сгореть дотла.
4. Не суши бельё над газом-
Всё сгорит единым разом.
Тот кто с утюгом знаком,
Не играет с утюгом.
5. Кто науку изучает,
Тот приборы не включает.
О пожаре услыхал-
Ты об этом дай сигнал!
Все вместе.
6. Всем, друзья, вы расскажите.
Чем пожарные живут.
Они днём и ночью тоже
Ваши жизни берегут.
(Итог занятия).
Воспитатель. Дети, пожарным за «отвагу», «за спасение» вручают медали, т.к. их жизни тоже в опасности.
(Огнетушитель раздаёт детям медали).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»
Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Наши друзья – игрушки»
Конспект интегрированного занятия в средней группе "Наши друзья - игрушки"...
Открытое занятие в средней группе "Мои любимые игрушки"
Открытое занятие в средней группе "Мои любимые игрушки"...
Комплексно-познавательное занятие в средней группе "Дымковская игрушка"
Знакомство детей с народными промыслами России, в частности, с Дымковской игрушкой, воспитание патриотизма, любви к Родине....
Конспект занятия в средней группе на тему "Игрушки. Рисование любимой игрушки"
Знакомить с названиями игрушек; учить сравнивать их по размеру, материалу, из которого они сделаны, определять и называть местоположение предмета, правильно употреблять форму множественного числа, соз...
Познавательное мероприятие в средней группе «История ёлочной игрушки»
Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки...
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему «Игрушки»
Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе на тему «Игрушки»...