Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»
консультация (подготовительная группа) по теме

Созинова Светлана Петровна

Описание работы по формированию у дошкольников определённой модели поведения:

- предвидеть опасность;
- уметь принять меры во избежание опасности;
- уметь обращаться за помощью к другим;
- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие навыков безопасного поведения дошкольников»

Современное общество несёт колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всём мире всё больше внимания уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, социального, техногенного и социального происхождения, идёт интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.

Поэтому одной из наиболее приоритетных и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных учёных, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернадского и др. Также большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных учёных Л. Адлера, Б. Паскаля, З. Фрейда, П. Маслоу и др.

Всем известно, что здоровье человека закладывается в детстве и, согласно научным данным, оно на 10 % обуславливается возможностями медицины и здравоохранения, на 20 % - состоянием окружающей среды, на 20 % - наследственностью и на 50% - образом жизни. Образ жизни – как раз та тема, об актуальности которой можно говорить много, и всё будет главное. Как сберечь здоровье? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как…? По этой теме недостаточно дидактическими материала и методической литературы. Ведь достижение этой цели возможно лишь при едином методическом материале, который собран с учётом психолого-педагогических особенностей детей. Работая по этой теме был подобран материал на основе  желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Собранный мною материал можно использовать при индивидуальной  и подгрупповой форме обучения. Это такие формы работы как экскурсии, беседы, специальные занятия, чтение художественной литературы, ситуации, игры, соревнования, конкурсы и театрализованные представления. Считаю, что идеальным вариантом для детей дошкольного возраста являются игры, физдосуги и театрализованные представления. Эти коллективные формы учат детей принимать решения, взаимодействовать друг с другом, а значит включать их в содержательное общение, в котором на эмоциональном уровне происходит, на мой взгляд, более эффективное усвоение важных правил и аксиом. Они помогают повысить эмоциональный тонус детей, активизировать их внимание и развивать их творческие способности.

Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. А с наступлением ХХI века во всём мире проблема стоит особенно остро. Сегодня реальность такова, что никто в современном мире не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Ежегодно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети. Грустная статистика говорит о том, что в Российской Федерации происходит свыше 250 тысяч пожаров в год, на которых погибают более 14 тысяч человек, причём 5% от общего числа – дети. Данные же медицинской статистики показывают, что из всего детского травматизма бытовые травмы составляют от 50 до 75% (С.Я. Долецкий, С.М. Мартынов); из них 42% травмированных – дети первых 6 лет жизни. Понимая, что дети – это самое дорогое, что есть у нас педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как развивать в детях-дошкольниках навыки безопасного поведения и приобщить их к принципам здорового образа жизни. Содержание материала по этой теме в общепринятых программах не позволяет осуществлять личностно-ориентированный принцип взаимодействия с каждым ребёнком.   У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения. А главное – утвердиться в своём отношении к окружающей действительности и следовать правилам поведения в определённых ситуациях.  При работе по данной проблеме своей приоритетной задачей  ставится культура личной безопасности ребёнка и укрепление его здоровья. Главной целью работы является формирование сознательного отношения ребёнка к личной безопасности и безопасности других людей,  умение ориентироваться в экстремальных ситуациях, сохраняя жизнь себе и другим, способность оказать помощь себе и пострадавшим. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, гармоничного физического, психического и социального развития. Поэтому основная  задача – уделять внимание физическому, психическому и социальному здоровью, которое служит фундаментом для интеллектуальной и творческой надстройки личности.  Работу необходимо вести на основе следующих направлений:

социально-психологического, направленного на формирование потребности к освоению навыков безопасного поведения и здорового образа жизни. Для этого использовала различные игровые методы и приёмы, физкультурно-театрализованные представления и стандартные формы работы;

интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Необходимо в доступной форме дать детям знания о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, опасных ситуациях и нормах здорового образа жизни. С этой целью использовались различные методы и формы работы;

оздоровительного, направленного на развитие физических качеств, повышение сопротивляемости организма неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. В этом направлении использовались традиционные и нетрадиционные методы оздоровления.

При знакомстве детей с правилами безопасности делается акцент на формирование у них определённой модели поведения:

- предвидеть опасность

- уметь принять меры во избежание опасности

- уметь обращаться за помощью к другим

- уметь действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях.

Дети должны иметь представление о том, что многие вещи и предметы могут быть опасными (кухонные ножи, электроутюг, гвозди, велосипед, самокат, автомобиль и т.п.). Они могут и безопасными, если используются по назначению и правильно. В ходе обучения дошкольники получают элементарные представления о том, что человеку важно знать о правилах безопасного поведения и  о том, что их надо уметь соблюдать дома, на улице, в детском саду, а также при возникновении опасных ситуаций, связанных как с человеческой деятельностью, так и со стихийными природными явлениями. Для осуществления обучения навыкам безопасного поведения наиболее подходящим  стало использование традиционных педагогических принципов и методов обучения.

1)  Принцип доступности.

 Учитываются возрастные особенности и возможности детей

дошкольного возраста. Мера доступности определяется соответствием

возрастных возможностей ребёнка, степени сложности тематического

материала.

2)  Принцип индивидуализации

определяется учётом индивидуальных особенностей ребёнка. На  основе дидактических пособий для индивидуального обучения.

3)  Принцип повторяемости материала.

Только при многократных повторениях в памяти ребёнка будут

откладываться необходимые жизнесберегающие правила и навыки. А их

вариативность будет вызывать у детей интерес и положительные эмоции.

4)  Принцип наглядности.

При разучивании учебного материала постоянно используются тематические

плакаты, картинки, опыты-эксперименты, экскурсии. Кроме того, большое

значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. Стихи,

элементы русского фольклора помогают детям лучше запомнить увиденное.

Все вышеизложенные принципы удачно реализуются только во взаимодействии друг с другом.

Методические приёмы -  как словесный метод, метод показа и игровой метод. Всем известно, что игра является естественным спутником жизни ребёнка. Поэтому игровой метод был и остаётся традиционным средством педагогики. Ведь игра – это источник радостных эмоций и хорошего настроения.

Итак, обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода.

Первый – это дети  3-5 лет (младшая и средняя группа), второй – дети 5-7 лет (старшая и подготовительная группа). Первый период – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяется метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красочно оформленных картинок, примерами из личного опыта, чтением детской художественной литературы. В этом возрасте предпочтение отдаётся русскому фольклору, который помогает прививать детям культурно-гигиенические навыки. Не забыты русские народные сказки «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заячья избушка» и др. На примере героев  сказок  дети знакомятся  с правилами безопасности. Рассматривая  сказки,  используется приём «переиначивания» сюжета, можно закреплять с детьми правила безопасности. Так с детьми средней группы  разыгрывалась сказка «Волк и семеро козлят» на новый лад. Дети были в восторге, взрыв эмоций был неслыханным. Конечно, говоря о художественных произведениях, надо отметить всеми любимые «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе», «Кошкин дом», которые не только прочитываются по несколько раз, но и просматриваются на DVD. Читая художественные произведения современных поэтов Н. Мигунова, Н. Никитина; «Почему надо чистить зубы», «На зарядку становись!» они стараются прививать детям навыки здорового образа жизни.

В этом возрасте дети знакомятся со строением тела человека с помощью плакатов и самопоказа. Объясняются правила безопасности детских игр  «между собой» (нельзя садиться другу на спину, нельзя поднимать друг друга, нельзя громко кричать другу в ухо и т.п.). Учатся прислушиваться к сигналам своего организма «хочу есть», «хочу спать» и т.п.

Ребёнок 4-5 лет уже должен знать адрес своего места жительства, по возможности номер телефона и, что немаловажно, уметь по телефону разговаривать, коротко и точно сообщить необходимую информацию.

Немало внимания уделяется обучению детей правилам поведения на улицах города, правилам дорожного движения (дидактическая игра «Светофор», дидактический материал «На улице не шалить»), и знакомству с видами транспорта  («Сложи картинку», «Умные машины»).

Большой популярностью у детей пользуются занятия ОБЖ («Не попади в беду»). Детям объясняют их о возможные  проблемы  со здоровьем при встрече с бродячими животными («Собака бывает кусачей» и т.д.). Такие занятия  способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности и мерах предосторожности.

В любимой игре «в Доктор Айболит», где дети «блещут» знаниями и богатым словарным запасом. А если вдруг появляется наглядный пример (ушиб коленки или ссадина на руке) многие говорят, что «сначала прозрачная водичка (перекись водорода), а потом зелёнка или мазь «Скорая помощь».

Принимая во внимание возрастные особенности детей, необходимо развивать самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Очень сложно объяснить ребёнку 3-5 лет, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство. Дети уже должны иметь чёткое представление о том, как вести себя при случайных встречах и возможном общении с незнакомыми людьми (драматизация сказки «Колобок», «Три медведя»). В беседах мы рассматриваем и обсуждаем наиболее типичные ситуации, обращая внимание детей на то, что может быть  опасно оставаться наедине с незнакомым человеком.  Детей необходимо убедить, что не всегда приятная внешность человека совпадает с добрыми намерениями (плакат «Правила безопасности для дошкольников»).

Для ознакомления детей с правилами противопожарной безопасности  рассматриваются  плакаты («Причины пожара», «Правила поведения при пожаре») и проводятся занятия («Опасные предметы. Спички.», «Хрюша попал в беду») и  игра «Чего нельзя делать?». В эту игру входят картинки, на которых   изображены опасные ситуации.

      Подводя итог убеждаемся, что  работа по обучению навыков безопасного поведения и привитию детям ценностей здорового образа  жизни направлена на формирование опыта безопасного поведения дошкольников, развитие способности адекватно реагировать в случае опасности и обучение способам самосохранения и  выживания. И в таком необходимом и непростом деле наиболее эффективным является игровая и театрализованная деятельность, которая помогает повысить эмоциональный тонус, активизировать внимание и развивать творческие способности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:"Развитие навыков безопасного поведения дошкольников и приобщение их к ЗОЖ"

Основной целью опыта является формирование у ребёнка моральных качеств и привычек, необходимых для жизни в здоровом обществе. То есть обеспечение благоприятных условий для формирования его здоровья, г...

Консультации для родителей по привитию навыков безопасного поведения дошкольников на дороге

Бег через дорогу – враг особенно зимойРешим будущие задачи сегодня!...

Консультация для родителей "Формирование навыков безопасного поведения на улице"

консультация для родителей  по формированию у детей  навыков безопасного поведения на улице"...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников «Знают родители — знает ребёнок»

Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возраста надо учить ребенка правильному...

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведения на дорогах"

В данном разделе можно найти разнообразные варианты консультаций для родителей....

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах"

Консультация для родителей "Воспитание навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах"...

Консультация для родителей. Формирование навыков безопасного поведения детей на основе сказок.

Консультация для родителей.Как обучать ребёнка правилам безопасности на основе русских народных сказок....