Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.
методическая разработка (средняя,старшая,подготовительная группа) по теме
Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать (или вспомнить) правила поведения в группе, почувствовать себя более защищенными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Druzhba_v_formate_2003.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения "ДРУЖБА».
Автор – составитель:
Педагог – психолог ГДОУ№137
Афанасьева М.А.
Санкт-Петербург
2008г.
Дружба
Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми.
С началом учебного года возрастает нагрузка на ребенка, он вынужден жить по правилам дошкольного учреждения, часто, делать не то, что ему хочется, а то, что делает вся группа. Смена обстановки может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.
Программа «Дружба» позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, усваивать групповые правила поведения, создает безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, влияет на гармонизацию межличностных отношений.
Цель программы – способствовать личностному росту ребенка и тем самым, помогать ему адаптироваться к условиям детского сада.
Основные задачи программы:
- Сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным
- Развивать навыки социального поведения
- Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности
- Развивать способность ребенка к сопереживанию, эмпатии
- Учить ребенка выражать свои чувства разными, адекватными способами, в том числе и с помощью творчества
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
Занятия по программе «Дружба» проводятся в сентябре – октябре. Программа рассчитана на детей 3 – 6 лет и состоит из 6 занятий, которые проводятся 1 – 2 раза в неделю в форме тренингов продолжительностью 20 -30 минут.
Учебно – тематический план.
№п/п | темы | младшие | средние | старшие | Подготов. | Всего часов |
1 | Знакомство. Вспоминаем детский сад | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
2 | Правила работы. Мы такие разные. | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
3 | Снова осенью мы вместе | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
4 | Как понять друг друга | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
5 | Какие есть чувства | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
6 | «Поезд наших чувств» | 15 мин. | 20 мин. | 25 мин. | 30 мин. | 1 ч. 30 м. |
Итого | 1ч.30м. | 2 ч. | 2ч.30м. | 3 ч. | 9 ч. |
Содержание программы
Занятие 1.
Цели:
- Дать детям возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить свое состояние
- Настроить детей на позитивное восприятие детского сада
Материалы:
- ДМ «Детский сад»,
- Мягкая игрушка,
- большие листы ватмана и бумага для рисования
- Карандаши, фломастеры.
Ход занятия:
Дети входят в комнату и садятся в круг.
Игра «Меня зовут…, и я сегодня вот такая». Дети по очереди называют свое имя и показывают свое состояние с помощью телодвижений. Все остальные говорят «Здравствуй…, а … сегодня вот такой» и стараются правильно передать его движения.
Затем дети рассматривают картинки демонстрационного материала и вспоминают какие занятия проходят в детском саду, как зовут педагогов, как проходит день и т.д.
Что мы делаем в д/с?
Зачем он нужен?
(Для младших – приходит кукла Маша, она ничего не знает о д/с. Кто может ей рассказать?)
У каждого из вас наверняка есть что – то любимое в д/с! Нарисуйте это место, игру, занятие и.т.п. Дети рисуют то, что хотят. Можно, по желанию, рисовать любимого воспитателя, а затем устроить выставку.
Занятие 2.
Цели:
- Дать ребенку возможность ощутить свою принадлежность к группе
- Развивать чувство единства, сплоченности
- Развитие навыков невербальных контактов
- Способствовать развитию самоуважения, принятия сверстников
- Развитие внимания и произвольного поведения
Материалы:
- Мягкая игрушка в «чудесном мешочке»
- 4 платка (символизирующие 4 стихии)
- Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
- Пастель, фломастеры
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сейчас мы с вами поздороваемся, но не словами, а при помощи рук. Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он предаст мое приветствие своему соседу и т.д., до тех пор, пока приветствие ко мне не вернется.
Отлично! А теперь давайте напомним друг другу правила поведения в кругу!
В этом нам поможет то, что лежит в мешочке. Каждый пощупает и попытается догадаться что это. Говорить не надо, пусть догадаются все. Итак, что это? Правильно! Мы будем передавать игрушку по кругу и вспоминать правила.
Внимательно слушать друг друга
Право голоса у того, у кого в руках игрушка
Уважать друг друга (обсудить, что это значит)
Молодцы! Чтобы лучше понять правила, поиграем в игру.
«Меняются местами те, у кого…»
Вы видите, у меня на столе – платки. Это огонь, земля, воздух и вода. Каждый представит и покажет нам – какой он огонь (земля, вода…) А теперь я буду показывать вам платки, а вы изображать то, что означает этот платок. Очень хорошо! Закройте глаза и представьте себе эти стихии, сейчас каждый выберет себе один фломастер и мы будем рисовать общий рисунок. Приготовьтесь, рисуем по очереди. Обсуждаем то, что получилось в конце рисования.
Занятие 3.
Цели:
- Повышать у детей уверенность в себе
- Развивать произвольность
- Формировать позитивное отношение к сверстникам
- Развивать воображение
- Развитие тактильного восприятия
Материалы:
- «Чудесный мешочек» с клубком оранжевых ниток
- ДМ «Осень»
- Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
- Пастель, фломастеры
Ход занятия:
Здравствуйте ребята! Сегодня у меня опять мешочек и мы по - очереди определим, что там. Правильно, это клубок. Он поможет мне спеть вам песенку. Я буду петь про того, у кого в руках клубок, а пока я пою, надо будет намотать на пальчик нитку и передать клубок своему соседу. «Я очень рада, что Соня с нами в группе есть!» Клубочек ко мне вернулся, мы все связаны одной ниткой. Следующее задание надо будет выполнять осторожно, так, чтобы получилось у всех. Поднимите руки вверх. Положите на колени. Дотроньтесь до лба. Вверх. Вытяните руки вперед. (обсуждение задания)
«Поменяйтесь местами» - со старшими – усложняется, убирается одно место. Водящий должен не только придумать кто меняется местами, но и занять себе место, когда кто – нибудь замешкается.
А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года. Правильно – осень. Рассматриваем картинку и обсуждаем признаки осени. Работа «Наша осень». Работа выполняется всей группой, это может быть по желанию групповой рисунок, рисунок по очереди и т п.
Занятие 4.
Цели:
- Развивать коммуникативные навыки
- Развивать групповую сплоченность
- Повышение у детей уверенности в себе
- Развивать тактильное восприятие, воображение, внимание
Материалы:
- Мешочек с клубком
- Бумага А4
- Сухие листья
- Большие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
- Пастель, фломастеры
- Клей
Ход занятия:
«Я очень рада…», с клубком.
Психо – гимнастическое упражнение «Единство». Все встают в шеренгу. На счет ведущего – должны прыгнуть на месте и развернуться в любую сторону, но постараться развернуться так, чтобы все смотрели в одну сторону.
«Испорченный телефон» Один из детей рисует что – то небольшое. Другой подходит и рассматривает рисунок, затем рассказывает следующему то, что нарисовано. Последний должен нарисовать такой же рисунок. Сравниваем и обсуждаем. В зависимости от ситуации, можно уточнить, что сейчас каждый сам про себя решит как он передавал информацию.
Релаксационное упражнение «Листья». Дети сидят в кругу с закрытыми глазами. Когда ребенок почувствует, что на него упал листик – можно открыть глаза, взять листик и подумать:
Что это за лист?
С какого дерева он упал?
Хочет ли он вернуться обратно.
Есть ли у него друзья… и т.д.
Расскажите нам про него.
На заранее приготовленных листах с желтыми кругами на синем фоне дети выбирают место для своих листиков и наклеивают их. Затем все вместе придумываем название.
Второй вариант этой работы – листики не наклеивать, а делать из них отпечатки. Дети раскрашивают листики гуашью, прикладывают к ватману, затем из пульверизатора на ватман с шаблонами разбрызгивается голубой краситель. Получается листопад на фоне неба.
Занятие 5.
* Для младших и средних дошкольников занятие проходит в два этапа, «Знакомство (повторение) с эмоциями», «Выражение эмоций»
Цели:
- Учить детей понимать чувства других людей и адекватно выражать свои
- Развитие тактильного восприятия
- Формирование уважения детей друг к другу
- Обучение творческому самовыражению
Материалы:
- Мешочек с Колобком
- Фланелеграф с «Эмоциями» и цветовыми табличками
- Фотографии людей с разными выражениями лица
- Репродукции
- Маленькие листы бумаги с нарисованным в центре кругом (d30-40см)
- Пастель, фломастеры
- «Дерево эмоций»
Ход занятия:
Определяем, что лежит в волшебном мешочке. Да, это шар! А теперь посмотрим, какой это шар. Достаем Колобка. Смотрите ка – это Колобок! А кто скажет, какое у него настроение? Правильно, веселое, как вы догадались?
А что такое чувства? Зачем они нужны? Как они появляются?
Сейчас каждый возьмет Колобок и назовет чувства, которые знает.
Молодцы! А теперь вместе подумаем, какие цвета подходят «Радости», а я на фланелеграфе буду отмечать все, что мы придумаем. ( дети могут по – очереди подходить и выбирать цвета, прикрепляя их рядом с эмоцией). Так же «Грусть», «Злость» и т.п.
У нас очень хорошо получилось. Я раздам вам картинки и мы по - очереди попробуем рассказать, какое настроение на них показано.
«Дерево эмоций» Дети снимают с дерева кусочки головоломки с наклеенными эмоциями, рассказывают, какие это эмоции и т.п. Затем собирают из кусочков круг. После того. Как круг собран – дети получают по листку с кругом (d15-18см) В этом кругу вы можете нарисовать то чувство, какое захотите нарисовать. Рисовать можно так, как захочется. Заполните все пространство круга.
Занятие 6
«Русские горки»
Цель:
- Закрепление полученной информации
- Развитие умения передавать эмоции художественными средствами
Материалы:
- Длинный лист бумаги
- Краски
- Ровные куски губок
- Круглые трафареты
Взрослый проводит на листе бумаги волнистую линию. Дети обводят ее краской.
Обмакиваем губки в краски и делаем отпечатки – вагончики
Пока вагончики сохнут на трафаретах нарисовать любые выражения лиц (эмоции)
Отпечатать колеса вагончиков
Нарисовать каркас горок – длинные линии.
Наклеить разрисованные трафареты на рисунок
Обсудить вместе с детьми получившийся рисунок.
- В занятия можно вставлять задания и игры, в зависимости от ситуации, состояния детей и условий, у которых реализуется программа. Например, со старшими дошкольниками можно вводить «Правила дружбы», которые потом будут регулировать их поведение.
Литература
- .Крюкова С.В., Слободняк Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. .Москва «Генезис» 2006
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми. СПб Речь 2007
- Лешли Дж. Работать с маленькими детьми. М., 91г.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. М., 2006г.
- Севостьянова Е.О. "Дружная семейка" Программа адаптации к ДОУ М., 2007г.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К., Тренинг общения с ребенком, период раннего детства. Санкт-Петербург, 2005
- Медико – психолого – педагогическая служба в ДОУ, под ред. Каралашвили, М., 2007
- Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. М., 2007
- Психолог в детском саду. №2, 2007
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. Проблемы маленького ребенка Санкт-Петербург, 2005
- Самые маленькие в детском саду "Линка – пресс",2005
- Малкина – Пых И.Т. "Возрастные кризисы детства" М., 2004
- Пазухина И.А. Давай познакомимся! «Детство – пресс» СПб 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»
Консультация на тему:«Формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения»...
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
поликультурное воспитание и образование детей дошкольного возраста В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Ирина Ивановна Сорокинамузыкальный руководитель, ,Муниципальное бюджетное дошкольн...
Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье»...
Создание благоприятных условий способствующих облегчению периода адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
В статье рассмотрены вопросы использования современных технологий в период адаптации...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
Волонтерская деятельность дошкольника это:• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан...