СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
консультация на тему
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье». В основу её содержания положены итоги ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей 4 – 7 лет специалистами – медиками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Гундорова Елена Викторовна,
заведующий
МАДОУ «Детский сад компенсирующего
вида № 15 «Мальвина» города Балаково
Саратовской области
Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наш детский сад, силами всех сотрудников и при активном участии родителей была создана программа «Здоровье». В основу её содержания положены итоги ранней диагностики нарушений опорно – двигательного аппарата у детей 4 – 7 лет специалистами – медиками.
Осмотры детей проводятся два раза в год – осенью и весной – с помощью осанкомера и другой медицинской техники. На их основе подбирается индивидуальная программа гимнастики, которую мы рекомендуем на консультациях и открытых показах родителям для занятий с детьми дома. С результатами осмотра медики знакомят воспитателей групп и другой персонал ДОУ, дают рекомендации о правильном формировании осанки, предлагают комплексы упражнений, на основе чего подбираются подвижные игры, физкультминутки и др.
Организована взаимосвязь с семьями воспитанников, проводятся открытые занятия для родителей, занятия с участием родителей, родительские собрания с участием специалистов, в том числе в нетрадиционных формах, индивидуальное консультирование родителей специалистами, родительские гостиные и т.п.
Естественно, что работа с родителями, тем более в такой трудной области как приобщение к здоровому образу жизни, задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам. Целью дошкольного образовательного учреждения стало создание единого образовательно – оздоровительного пространства «детский сад – семья».
Используются различные формы работы с родителями:
- психолого – педагогические консультации;
- семейный клуб;
- гостиная;
- дни открытых дверей;
- конкурсные выставки семейных работ;
- спортивные и народные праздники.
На первоначальном этапе огромной популярностью пользовались лекции у врачей узких специальностей, затем эта форма работы исчерпала себя. Тогда был разработан цикл занятий «Клуб заинтересованных родителей», тематика которых формировалась по запросам. В прошлом году с большим успехом прошло общее родительское собрание «Здоровый дошкольник», на котором родители рассказывали о лучшем опыте семейного воспитания по приобщению детей к здоровому образу жизни, о семейных традициях. С каждым годом все большим успехом пользуются спортивные соревнования «Папа и я – защитники Отечества», «Я и мама – самые спортивные».
Если сначала на соревнования приходили немногие родители, то сейчас в группах старшего возраста явка родителей практически 100%.
Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи (педагогический совет, круглый стол, тематические выставки, консультации, посещения семьи, групповые и общие собрания родителей, наглядная пропаганда, дни открытых дверей, выступления педагогов и других специалистов) у нас активно используются инновационные формы и методы.
Презентация ДОУ для знакомства родителей с дошкольным учреждением, его коллективом. Показываем все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
Университет педагогических знаний и лекторий с целью вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье, привлечь родителей к воспитательной работе в ДОУ. Родители посещают лекции в университете в течение пребывания детей в детском саду, а при выпуске детей из детского сада на торжественном мероприятии мы вручаем диплом об окончании университета.
Школа для родителей при ДОУ ставит своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе.
Информационные бюллетени, разработанные на основе тематики заседаний школы, вывешиваются (по договоренности) на предприятиях.
Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, мы привлекаем к работе с детьми нашего ДОУ дополнительных квалифицированных специалистов (ортопед, невропатолог, психоневролог др.) с целью повышения качества образовательных и физкультурно – оздоровительных услуг.
Одна из главных задач охраны психологического здоровья детей – обучение их приемам, снимающим повышенное эмоциональное напряжение.
Для этого используются такие здоровьесберегающие технологии как:
- арттерапия (способствует снятию нервно – психического напряжения, и приносит ребенку эстетическую радость, положительную энергетику, благоприятно влияющую на здоровье, самочувствие и формирование личностных качеств);
- изотерапия (тематическое рисование, ослабление эмоционального возбуждения);
- смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова);
- ароматерапия (управляющая настроением, работоспособностью, снижающая уровень утомляемости, успокаивающая, снимающая стрессовые состояния);
- музыкотерапия;
- сказкотерапия;
- танцетерапия.
В настоящее время в ДОУ сложилась эффективная система физкультурно – оздоровительных мероприятий, включающих инновационные формы работы с детьми. Разработано положение о коррекционно – оздоровительном центре, определяющее систему оздоровительной работы с детьми. Положение является нормативным документом, который регламентирует организационно-управленческие основы физического воспитания и оздоровления детей в системе непрерывного образования детский сад – школа.
Работа по оздоровлению состоит из следующих разделов:
- Мониторинг физического и психического здоровья детей – сбор информации о состоянии здоровья каждого ребенка, наличие той или иной патологии, физических, социальных, интеллектуальных и эмоциональных возможностях. В дальнейшем связь со школой не прекращается и продолжается отслеживание знаний и здоровья учащихся – выпускников ДОУ.
- Разработка индивидуальной схемы коррекционно-оздоровительных мероприятий.
- Ежедневная работа педагогов, родителей и медиков по формированию здорового образа жизни.
- Создание уютной, комфортной обстановки и благоприятного микроклимата в ДОУ.
Занятия лечебной физкультурой с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья (деформация опорно-двигательного аппарата, частые респераторные заболевания и др.) проводятся по рекомендациям врача – ортопеда, как в нашем саду, так и в физиокабинете поликлиники и в МУЗ городская детская поликлиника № 1, отделение оздоровительного лечения на улице Академика Жука.
Оздоровительная работа в детском саду проводится с использованием физиотерапевтических средств и методов:
- гипокситерапия (лампа Чижевского) – способствует повышению адаптационных способностей организма;
- галотерапия (соляная пещера) – за счёт создания лечебного микроклимата соляных пещер оказывает оздоровительный эффект у часто болеющих детей с аллергологическим статусом;
- термотерапия (комплекс сауна-бассейн) – оказывает контрастное тренировочное воздействие на сердечнососудистую и вегетативную нервную систему у детей, способствует повышению адаптационных способностей организма;
- гидрокинезотерапия (метод лечения движением в воде), связь с лечебным бассейном в детской поликлинике № 2 (отделение водолечения);
- гидротерапия (гидроаэромассажные ванны) – дополняет процедуру массажа лечебного и классического, (связь с МУЗ городская детская поликлиника № 1, отделение оздоровительного лечения на улице Академика Жука);
- фитотерапия (использование витаминных отваров, лекарственных сборов, которые способствуют очищению от шлаков и токсинов и повышают защитные функции организма.
Оздоровительная работа в ДОУ осуществляется всем коллективом сотрудников. Весь персонал призван настойчиво добиваться решения задач по охране и укреплению здоровья детей.