Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
материал
Волонтерская деятельность дошкольника это:
• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;
• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;
• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;
• пропаганда здорового образа жизни и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anohina_ev.docx | 26.01 КБ |
anohina_ev.pptx | 2.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения»
Е.В. Анохина,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»
В Государственной программе Российской Федерации "Развитие образования" 2018-2025 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Важнейшей задачей названо формирование у детей навыков социальной и личностной компетентности, в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, обилия рекламы и подмены ценностей, дети старшего дошкольного возраста должны приобрести первичные навыки как противостоять соблазнам жизни, как сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовал опыт волонтерского движения в дошкольном образовании
В России сегодня действует много волонтерских объединений и развиваются они довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности, навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Это развитие определенных жизненных качеств: ответственности, милосердия, самостоятельности, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм.
Волонтерская деятельность дошкольника это:
• помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства;
• благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями;
• благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним;
• пропаганда здорового образа жизни и др.
Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей.
Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО, духовно-нравственная культура складывается из установки на положительное отношение к миру, на понимание того, что все люди равны, вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных верований, физических и психических особенностей, на проявление патриотических чувств, на знание традиций своей семьи и своей Родины. Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусстве. Но будут ли они физически и духовно подготовленными к такой деятельности? Это зависит от нас взрослых, от того насколько мы сможем сформировать у них духовно – нравственные принципы и стабильный интерес к здоровому образу жизни.
Ведущая педагогическая идея в организации волонтерского движения в ДОУ способствует позитивной социализации дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении и выявлению результатов, на основе которых будет расти у детей самоуважение к себе.
Реализация педагогической технологии «Дети-волонтёры» в условиях дошкольного учреждения, как инновационной воспитательной практики, направленной на создание условий для формирования мыслящей личности гражданина, путем развития системы духовно-нравственного воспитания, способной на основе усилий педагогического коллектива детского сада, общественных организаций, родительского сообщества решать задачи воспитания высоконравственной личности.
Данная технология реализуется посредством дополнительной образовательной деятельности и подпроектов.
Как и в любом проекте, существуют определенные риски
Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению
Риски реализации проекта | Меры по их устранению |
1.Родители не посещают мероприятия. Чрезмерная загруженность родителей. |
|
2.Сложности внедрения основ волонтерского движения в образовательную программу МБДОУ |
|
3.Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. | 1. Повышение квалификации педагогов через участие в обучающих семинарах, вебинарах и т.п.; 2. Проведение родительских клубов с целью просвещения и поддержки волонтерского движения. |
4.Предполагаемые результаты не достигнуты. | 1.Пересмотреть календарный план и содержание серии мероприятий. 2.Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта |
Главное, что должен привить воспитатель своим воспитанникам - это чуткое отношение к окружающему их миру. В течение всего времени, пока ребенок посещает детский сад, воспитатель учит его быть отзывчивым и терпеливым. Иными словами, дает первые уроки доброты. Технология волонтерства «Дети- волонтеры» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми более старшего возраста, доставить эмоциональную радость.
Новизна темы состоит в том, что в ходе реализации проекта предполагается поиск новых, современных форм волонтерского движения, как например организация «цифрового» волонтерства, создание на базе детского сада постоянно действующих благотворительных акций и вовлечение в них всех участников образовательного процесса.
. Это поможет дошкольникам принимать волонтерское движение как естественную и необходимую часть своей жизни.
Волонтерское движение при активном участии педагогов, родителей, – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств. Это гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Таким образом, приобщая детей к волонтерскому движению, мы привлекаем внимание к проблемам общества, воспитываем у детей и взрослых чувство ответственности за свою жизнь, здоровье, сохраняем народные традиции и развиваем добрые качества души.
Цель проекта:
- Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях;
- Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.
Задачи проекта:
- Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества.
- Воспитывать: нравственные качества (доброту, отзывчивость, взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность.
- Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе.
- Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, родителей воспитанников.
- Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса.
- Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении.
- Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах.
Объект исследования: духовно-нравственная составляющая система образовательной деятельности ДОУ;
Предмет исследования: новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей.
Гипотеза: уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников будет выше при условии если:
- обеспечивается поэтапное усложнение ценностно – целевого и содержательно – технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
- центральным звеном учебно – воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Подведение итогов
Е.В. Анохина,
старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»
Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями по итогам проведенной работы и имеющегося опыта, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается развитие духовно-нравственных качеств детей. У детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, ответственность, дисциплинированность, культура поведения, уважительное отношение к старшим, бережное отношение к животным и растениям).
Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей, мудрого, доброго и вечного. Наша работа с детьми и родителями будет несомненно, продолжена.
Предложенная система работы по организации волонтёрского движения может быть использована в ДОУ любого вида и типа, при условии заинтересованных активных, искренних, целеустремленных лидеров.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая база: Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11.08.1995 года закрепил возможность создания благотворительного сектора и дал понятие общественного объединения — «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения»
Волонтёр (в переводе с французкого . volontaire - доброволец ) — любое физическое лицо, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, которое вносит свой вклад в развитие волонтёрства , осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность-общественная работа, которая включает добровольную безвозмездную помощь уязвимым категориям населения .
Волонтерская деятельность дошкольника это: помощь в обеспечении экологического благополучия окружающего пространства; благотворительная деятельность в отношении различных категорий граждан: пожилые люди (дедушки и бабушки), воспитанники младших возрастных групп ДОУ, товарищи по группе, дети с ограниченными возможностями; благотворительная помощь представителям животного мира, пропаганда милосердного отношения к ним; пропаганда здорового образа жизни и др .
Задачи педагогической технологии "Дети – волонтеры» развитие навыков общения в разновозрастном коллективе ; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей; создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя .
Возможные риски реализации проекта и меры по их устранению Риски реализации проекта Меры по их устранению 1.Родители не посещают мероприятия. Чрезмерная загруженность родителей. Расширение наглядной агитации. Реклама деятельности через взаимодействие детей, детей и родителей. Мотивация с помощью поощрения (грамоты, дипломы, сувениры). Индивидуальные беседы. 2.Сложности внедрения основ волонтерского движения в образовательную программу МБДОУ Интеграция с другими образовательными областями. Реализовать в различных формах образовательной деятельности. 3.Недостаточный уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. уровень методической подготовки педагогов для организации волонтерского движения. 1. Повышение квалификации педагогов через участие в обучающих семинарах, вебинарах и т.п.; 2. Проведение родительских клубов с целью просвещения и поддержки волонтерского движения. 4.Предполагаемые результаты не достигнуты. 1.Пересмотреть календарный план и содержание серии мероприятий. 2.Дальнейшая подготовка родителей к реализации проекта
Цель проекта : Создать в детском саду волонтерское движение, объединив воедино активных , творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях; Внедрить волонтерскую практику в деятельность детского сада, направленную на развитие духовно-нравственной личности дошкольников.
Задачи проекта : Формировать коммуникативные способности дошкольников, навыки сотрудничества. Воспитывать : нравственные качества ( доброту, отзывчивость , взаимопомощь), самостоятельность, инициативность, ответственность. Создать возможность родителям и педагогам приобретать новые знания, полноценно развивать свой творческий потенциал и уверенность в себе. Расширить представления о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов, родителей воспитанников. Овладеть практическими навыками волонтерского движения всеми участниками образовательного процесса. Создать систему работы по организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. Создать методические рекомендации по организации волонтерского движения в детском саду и распространение опыта работы в других детских садах .
Объект исследования: духовно-нравственная составляющая система образовательной деятельности ДОУ; Предмет исследования : новый вид совместной организованной деятельности взрослых и детей . Гипотеза : уровень реализации системы волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников будет выше при условии если: обеспечивается поэтапное усложнение ценностно-целевого и содержательно-технологического аспектов повышения уровня волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников центральным звеном учебно - воспитательного процесса станет использование различных форм волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней социализации дошкольников
Волонтерское движение в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют. Но в одном мы уверены - наши малыши вырастут добрыми, порядочными гражданами РОССИИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология «Дети волонтёры»
В детских садах педагоги реализуют технологию эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников ...
Педагогическая технология «Дети волонтёры» на тему «Дорожные знаки»
Реализация новой технологии эффективной социализации «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Пед...
Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми».
Цель мастер класса «Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Дети волонтёры»....
Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...
Игровой метод «терренкур» - педагогическая технология оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения.
Терренкур – это система дозированной ходьбы, прыжков, бега, подвижных и спортивных игр. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повыш...
Инновационный педагогический проект "Влияние и развитие одарённых детей в условиях дошкольного учреждения"
Цель проекта: обеспечение условий для выявления и развития одарённых детей в условиях дошкольного учреждения, как в учебной, так и в нерегламентированной деятельности....
Мастер-класс для педагогов «Применение педагогической технологии « Дети волонтёры» в дошкольной образовательной организации»
Дошкольники живут и развиваются в совершенно новых условиях. Современные дети, испытывают нехватку общения с родителями в связи с их постоянной занятости. Родители дают детям современные гаджеты...