«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».
статья (подготовительная группа) на тему
«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24» посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Для более продуктивной работы воспитателем Рассадиной Э.В. был собран и апробирован опыт работы по организации творческой мастерской. Работа мастерской направлена на то, чтобы научить разные группы детей правильно воспринимать друг друга и чувствовать себя равными в обществе.
Дальнейшее развитие системы специального образования обуславливает необходимостью в разработке новых форм и методов взаимодействия детей с различным уровнем развития. Для этого и была начата работа по обобщению опыта работы, направленной на разработку эффективных форм взаимодействия детей с различным уровнем развития в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения. Что бы разработанная в ее рамках модель работы творческой мастерской для преодоления трудностей в общении и поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья была обоснованной, и имела широкое распространение в системе специального образования. В практике работы дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
INFORMACIONNAYa_KARTA_sdacha.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
- Ф.И.О. автора: Рассадина Элина Викторовна
- Город: Краснодар
- Образовательное учреждение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 24» города Краснодара
- Занимаемая должность: воспитатель
- Педагогический стаж и квалификационная категория: 8 лет, высшая квалификационная категория
- Тема педагогического опыта: «Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности».
- Уровень опыта по степени новизны: в комбинации элементов известных методик; в реализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда; в радикальном преобразовании образовательной системы: разработка новых средств и правил их применения; постановка и решение новых педагогических задач.
Контингент воспитанников дошкольного учреждения составляют дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе дети с ограниченными возможностями здоровья, не передвигающиеся без посторонней помощи. Для более продуктивной работы был собран и апробирован опыт работы по организации творческой мастерской. Работа мастерской направлена на то, чтобы научить разные группы детей правильно воспринимать друг друга и чувствовать себя равными в обществе.
Актуальность проблемы связана с положением детей с ограниченными возможностями здоровья, где нормой их жизни является изоляция от сверстников, ограничение в общении и в информации, и как следствие - неуверенность в себе, страх перед миром здоровых детей и взрослых. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день отсутствует система взаимодействия между детьми, имеющими различный уровень развития, а разработка программ по эффективному сотрудничеству находится в стадии разработки и требует привлечения новых исследовательских ресурсов. В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.
В этих условиях дальнейшее развитие системы специального образования обуславливает необходимостью в разработке новых форм и методов взаимодействия детей с различным уровнем развития. Для этого и была начата работа по обобщению опыта работы, направленной на разработку эффективных форм взаимодействия детей с различным уровнем развития в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения. Что бы разработанная в ее рамках модель работы творческой мастерской для преодоления трудностей в общении и поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья была обоснованной, и имела широкое распространение в системе специального образования. Чтобы весь процесс воспитания и обучения был направлен на максимальное облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития. В практике работы дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов, работающих с такой категорией детей.
Задачи программы:
- Создание совместных групп детей с разным уровнем физического развития. Помочь приобрести детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
- Разработка альтернативного плана работы творческих мастерских, включая план работы консультационного пункта. Внедрение этих разработок в план работы детского сада.
- Создание совместно с психологом практического курса занятий для детей. Помочь приобрести детям чувственный опыт доверительного партнерского взаимодействия друг с другом в совместной деятельности.
- Подготовить в соответствии с планом работы театральной студии мини-спектакли для родителей, что поможет детям ощутить удовольствие от встречи друг с другом, от совместной двигательно-игровой деятельности.
- Создание мобильной группы из специалистов для проведения обучающих практикумов и занятий с детьми – организация учебного курса практических занятий в творческой мастерской; отработать различные модели занятий в творческой мастерской для детей, имеющих различную степень заболевания.
- Работа с родителями по обучению их адекватным и эффективным формам поведения в рамках работы «Родительского университета».
- Выпуск печатных пособий, буклетов для родителей и педагогов.
- Цель педагогического опыта: Научить разные группы детей общаться, ощутить свою полноценность и значимость через создание творческой мастерской для преодоления трудностей, возникающих в эмоциональных отношениях между детьми, имеющими различный уровень физического развития в процессе совместной деятельности.
- Краткое описание опыта (система работы, отдельных приемов или методов):
Работа творческой мастерской включает в себя три направления:
- Первое направление – психологическое. Совместно с педагогом-психологом проводятся совместные тренинги и игры для детей, с помощью которых дети смогут преодолеть свои страхи. Основное внимание уделяется интеграции детей в общество. Формируется общественное мнение к людям с ограниченными возможностями через различные формы общения.
- Второе направление – развивающие. Совместно с педагогом по дополнительному образованию научить детей мастерить кукол, рисовать и придумывать декорации для спектаклей. Основная роль отводится работе с детьми с ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный, аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством.
- Третье направление - терапевтическое. Включает в себя работу с родителями и педагогами в рамках «Родительского университета». Разработка интегрированных занятий. Проводится работа с родителями как здоровых, так и особых детей. На взаимодействие нормально – развивающихся и особых детей, несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в жизнь поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.
Вся работа осуществляется в три этапа:
- Подготовительный этап был направлен на сбор информации, освещение деятельности в СМИ, работа с родителями и заинтересованным учреждениям;
- Основной этап включает работу по направлениям:
Первое направление – психологическое. Цель мероприятия, проводимых в рамках данного направления – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа ребенка.
Второе направление – развивающие. Цель мероприятий свободное общение детей с различным уровнем физического развития в процессе совместной деятельности, театральных постановок.
Третье направление - терапевтическое. Цель мероприятий, проводимых в рамках данного направления, сформировать у родителей адекватное восприятие ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.
- Заключительный этап - освещение деятельности творческой мастерской в СМИ, подведение итогов работы и разработка дальнейшей работы студии, отчеты специалистов.
- Эффективность опыта:
- Качество разработанного альтернативного плана работы творческой мастерской можно будет контролировать путем опроса педагогов, а так же выборочной проверки того, как изменился психологический климат в группе детей с различным уровнем развития после организации совместных занятий.
- Эффективность разработанной технологии совместных занятий детей, имеющих различный уровень физического развития, в отличие от традиционных занятий, может быть измерена путем сравнения по типовой методике психологического тестирования традиционными методами.
- Качество разрабатываемых обучающих комплексов используемых в работе творческой мастерской будет контролироваться независимыми экспертами.
- Количество детей и их семей, получивших помощь родительского университета на постоянной длительной основе;
- Качественные изменения взаимоотношений “ребенок-ребенок”;
- Создание практических пособий, рассказывающих об опыте реализации программы;
- Наличие программных мероприятий, ориентированных на удовлетворение интересов и потребностей всех участников проекта;
- Способность к тиражированию программы;
- Обогащение методической базы программы новыми формами работы с детьми-инвалидами.
- Экспертное заключение: Солопанова Ольга Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, докторант факультета «Управление и социальной работы» Кубанского государственного университета.
- Кто и когда изучал: Данная работа легла в основу проекта «Исцелись в общении», организованный в рамках Федерального конкурса социальных проектов «Социальный форум», проводимого фондом поддержки партии «Единая Россия». Информация о проекте распространялась среди образовательных учреждений Российской Федерации.
Опыт неоднократно представлялся на семинарах и конференциях. В рамках августовской конференции педагогических работников по итогам 2008-2009 учебного года Рассадина Э.В. приняла участие в конференции «Национальная образовательная инициатива: «Наша новая школа: пути ее реализации в системе образования города Краснодара» в секции «Дошкольное образование: традиции и современность», где представила презентацию своего опыта работы.
Данный опыт работы принял участие во XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей», проводимый редакцией «Учительской газеты».
Рассадина Э.В. принимала участие в круглом столе «Маленьким детям – большие права» проводимого в рамках международного движения «Города, доброжелательные к детям», где представляла результаты своей работы.
- Выводы, рекомендации: Уникальная возможность использовать совместные творческие занятия в обучающих целях позволит по-иному взглянуть на решение проблем взаимодействия детей из различных групп. Работа творческой мастерской позволила родителям, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, получить возможность войти в новое социальное окружение, приобрести опыт взаимодействия с другими родителями, повысить свою компетентность в области обучения и воспитания своего ребенка, а детям расширить круг общения со сверстниками - как здоровыми, так и имеющими инвалидность. Учитывая то, что программа творческих мастерских легко тиражируется, то, можно предположить, что многие государственные организации города смогут воспользоваться наработанным материалом и открыть подобные мастерские на базе своих учреждений. Мы уверены, что реализация данного проекта, позволила не только оказать практическую помощь педагогам, родителям, детям, но, и способствовала развитию всестороннего сотрудничества, общему поиску решений взаимодействия различных организаций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников" и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...
Консультация для педагогов: "Роль педагога в формировании отношений между детьми в процессе сюжетно-ролевой игры"
Целью данной консультации является психологическое просвещение педагогических работников...
КОРРЕКЦИОННАЯ ИГРА ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ И ДОБРОЖЕЛАТЕОЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ
Цель данной игры является Создания позитивного психологического климата в старшой дошкольной группе...
Творческая презентация «Формирование социальных качеств у дошкольников в процессе совместной деятельности в творческой «мастерской»
Материал о формировании социальных качеств у дошкольников в процессе совместной творческой деятельности в "мастерсткой"...
Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».
Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...
Консультация для педагогов на тему: "Создание благоприятного психологического климата в логопедической группе и условий доброжелательного отношения между детьми"
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ для воспитателей логопедических групп....
Сценарий развлечения «Мой любимый детский сад». Цель: создание атмосферы радостного настроения при проведении праздника. Задачи: - способствовать формированию дружеских отношений между детьми; - упражнять детей в выполнении музыкально - ритмических
Сценарий развлечения«Мой любимый детский сад». Цель: создание атмосферы радостного настроения при проведении праздника.Задачи: - способствовать формирован...
Комментарии
«Создание творческой мастерской для преодоления трудностей, воз
Данный материал будет полезен в организации творческой мастерской в Ваших дошкольных учреждениях.