Консультация для педагогов на тему: "Создание благоприятного психологического климата в логопедической группе и условий доброжелательного отношения между детьми"
методическая разработка
Методическая разработка учителя-логопеда ДОУ для воспитателей логопедических групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_sozdanie_blagopriyatnogo_klimata.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему: «Создание благоприятного психологического климата в логопедической группе и условий доброжелательного отношения между детьми»
Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования.
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, з звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального б благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков.
Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить им. Это: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и психологический к комфорт (климат).
Рассмотрим последний фактор — это значение психологического климата для здоровья ребенка. Создание благоприятного психологического климата, конечно, очень важно для логопедической группы. У нас занимаются дети с ОВЗ, с речевыми недостатками ,которые могут отражаться на поведении детей. Плохая речь становится нередко объектом для насмешек окружающих. Ребёнок начинает стесняться своей речи, избегает ситуаций речевого общения, становится замкнутым, неуверенным в своих силах и возможностях. Поэтому ,особенно здесь, необходимы доброжелательная обстановка и индивидуальный подход к каждому ребенку. Но, я считаю, что данная тема близка для всех групп ДОУ.
Вопросы о психологическом климате должны быть обращены, прежде всего, к нам, педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический климат в группе детского сада:
- загруженность воспитателя в группе;
- неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;
- дети с особыми образовательными потребностями.
Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы с с с сами?
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойствия или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями.
Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право д других быть самими собой. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.
Первый шаг, который должен сделать педагог, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.
1.Рекомендации «Создание условий психологически комфортного п п п п п пребывания ребёнка в детском саду»
Д ля создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:
- Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
Помните: плохих детей нет.
- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь т детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
- Быть затейником и участником детских игр и забав.
- В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместо него.
- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.
- Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным и ответственным.
- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
- Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и агрессивный.
Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.
Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.
Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье.
Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада.
Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт — значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:
—дать ребенку возможность быть самим собой;
—корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы, доступные и интересные для самого ребенка;
—предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;
—научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;
—познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок — ребенок», «ребенок — взрослый».
Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.
2. Стили педагогического общения как благоприятный фактор психологической комфортности в группе.
От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия.
Демократический стиль.
Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки.
Авторитарный стиль.
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.
Либеральный стиль
Характерна безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях.
Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через
определенное время, способен предъявить полностью противоположные.
Сам склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.
Индифферентный стиль
Не устанавливают для детей никаких ограничений,
З закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не о остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.
В В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей
Заключение.
Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психологическое здоровье детей.
Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на принятии ребенка, на педагогическом оптимизме и доверии, на эмпатии, уважении его личности.
Знания о закономерностях формирования личности ребенка, и о психических особенностях детей, с ослабленной психикой, позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Формирование доброжелательных отношений между детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения»
Работа выполнена в рамках дистанционного курса повышения квалификации "Моральное и нравственное развитие дошкольников" и посвящена проблеме развития доброжелательных отношений у детей -...
Методическая разработка (консультация для педагогов) на тему: «Создание условий для формирования самостоятельности у детей через групповой сбор» (из опыта работы)
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса...
Круглый стол по теме: «Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми посредством сказкотерапии».
Администрация г. КлимовскУправление образованияМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «Радуга»...
Создание благоприятного психологического климата детей младшей группы
Создание благоприятного психологического климата детей младшей группы...
Консультация для педагогов на тему "Создание адаптационных условий в группах раннего возраста"
Для воспитателей групп раннего возраста ...
Приобщение старших дошкольников к формированию традиций и правил своей группы с целью формирования доброжелательных отношений между детьми
Формирование нравственных качеств, дружеских взаимоотношений между детьми старшего возраста, умение взаимодействовать детей между собой в коллективе....
Создание благоприятного психологического климата детей младшей группы
Создание благоприятного психологического климата детей младшей группы...