Опыт работы по развитию мышления у дошкольников.
статья (подготовительная группа) по теме

Малышкина Александра Николаевна

Опыт работы по формированию мышления во всех возрастных группах детского сада. 

Младшая группа - наглядно -действенное, средняя группа - наглядно - образное и старший возраст словесно - логическое.

Подбор комплекса форм, методов и приёмов работы по данному направлению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koncepciya_opyta.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

д/с №19

«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста».

Малышкина Александра Николаевна

воспитатель  высшей категории

 Современная концепция общего образования во главу утла, ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств

 Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. "Программа" дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т. п. Многие психологи и педагоги справедливо отмечали, что богатый выбор дидактических материалов, книг и игр способствует развитию мышления и воображения ребенка, побуждает его любопытство, развивает способности к наблюдению, учит умению размышлять, сопоставлять, делать выводы, строить прогнозы.

В психологии есть такое понятие: сензитивность (чувствительность к воздействиям определенного рода). Не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время – потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не значат. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. Возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. И это очень важно, так как школа в наше время предъявляет к малышу, оказавшемуся на ее пороге, массу серьезных требований.

Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи. И еще надо последовательно овладевать системой понятий, а для этого требуется развитие отвлеченного, логического мышления. К тому же наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. А это закладывается с раннего детства.

 Существует определённая последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идёт развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

Актуальность данного вопроса позволила нам определить тему опыта: «Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста».

Идея опыта: Разработка комплекса заданий, средств, форм, методов и приёмов обучения

 обеспечивающих последовательный переход от развития элементарных форм мышления к развитию более сложных форм мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

В младшем дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенная форма мышления.

Опираясь на определение понятия наглядно-действенное мышление, а именно:

наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.

В группе создана развивающая среда, которая доступна, открыта, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития. Для эффективного развития наглядно-действенного мышления она была пополнена такими дидактическими средствами: компьютер «Понарошка», перфокарты, ноутбук «Всезнайка», кольца Луллия. 

Задания в работе с компьютером «Понарошка»

Операция классификация

Признаки и свойства предметов

Отрицание.

1.

Дикие, домашние животные

Летает- не летает

Жёлтые, но не красные предметы.

2.

Овощи, фрукты.

Съедобное - не съедобное

Не синие, а красные предметы.

3.

Игрушки.

Живое – неживое

Не жёлтые, а красные предметы.

4.

Геометрические фигуры.

Разноцветные предметы.

5.

Что катится?

Предметы из дерева.

6.

Жёлтые предметы.

Предметы из стекла.

7.

Синие предметы.

8.

Красные предметы

КОПЬЮТЕР «ПОНАРОШКА» - предмет заместитель, дидактическое средство обучения. Дети получают дискету (карточку) с условным обозначением задания и соответственно заданию заполняют пустые окошечки. В этих заданиях мы используем элементы соревнования с компьютером, взаимопомощи. Задания даются с учётом индивидуальных способностей. Играя, ребёнок учится классифицировать, знакомится и определяет признаки и свойства предметов. Получает навыки выполнения операции отрицания.

ПЕРФОКАРТЫ – учат различать и сопоставлять часть и целое, соотносить элементы двух множеств, делить предметы на две группы с заданным свойством. Причём ребёнок просто играет, помогая какой либо игрушке или сказочному герою, а какие цели преследует педагог и какие решает задачи ведомо только ему. Попутно с развитием наглядно – действенного мышления идёт развитие мелкой моторики, и психических процессов внимания, памяти, восприятия. Обогащение знаний об окружающем мире.

Задания для работы с перфокартами.

Деление предметов на группы с заданным свойством

Соотношение элементов двух множеств.

Отрицание.

1.

Разложи предметы по мешочкам. В один зелёные, в другой прямоугольные.

Где чьи детки? Проведи дорожку от мамы к детёнышу.

Закрась окошечки под предметами не треугольной формы.

2.

В один зелёные, другой треугольные.

Где чей хвост? Проведи дорожку.

Закрась окошечки под предметами не зелёного цвета.

3.

Закрась окошечки под жителями цветочной страны.

Где чьё лакомство? Проведи дорожку.

Закрась окошечки под не сладкой страны.

4.

Закрась окошечки под жителями птичьей страны.

Соедини часть и целое.

5.

Закрась окошечки под жителями грибной страны.

Кольца Луллия – дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей и формирования форм наглядно-действенного мышления. Вращая диски игры дети соотносят элементы двух множеств, осваивают выполнение операции «и».

Задания для работы с кольцами Луллия

Соотношение элементов двух множеств.

1.

Соотношение предмета с геометрической фигурой похожей формы.

2.

Животные и их жилище.

3.

Отбор предметов необходимых для игры.

4.

Отбор предметов необходимых для ванны.

5.

Отбор предметов необходимых для кухни.

Ноутбук «Всезнайка»- предмет заместитель, используемый в работе на развитие психических процессов внимания, памяти, восприятия. Закрепление имеющихся у детей знаний геометрических фигур, профессий.

Получив карточку с заданием, дети воспроизводят геометрический узор на клавишах.

Подбирают предметы необходимые для той или иной профессии и наоборот.

Для  освоение игр и игровых упражнений мы подобрали наиболее приемлемые формы работы: игра, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, свободная деятельность, занятие.

Диагностика успешности овладения формами наглядно действенного мышления проводилась в конце года  по методике Немова  "Кому чего недостает?"

Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

Результаты диагностики: из 23 обследуемых детей, 8- показали высокий уровень развития наглядно- действенного мышления.12-средний уровень; 3 –низкий уровень.

        Наличие детей с низким уровнем обусловлено тем, что это частоболеющие дети, которые редко посещали детский сад, вследствие чего не успевали овладеть той или иной мыслительной операцией. Выход из этой ситуации мы нашли во взаимообучении. Дети с высоким уровнем наглядно действенного мышления учили или  помогали затрудняющимся выполнить задания.

        Таким образом, мы увидели хорошие  результаты нашей целенаправленной работы, что позволяет нам продолжить работу по развитию мышления в средней группе. Ведь успешное развитие наглядно-действенного мышления создаёт основу для перехода к наглядно- образному.

Средняя группа

В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, т.е. в возрасте четырех - семи лет. Связь мышления с практическими действиями у них хотя и сохраняется, но не является такой тесной, прямой и непосредственной, как раньше. В ходе анализа и синтеза познаваемого объекта ребенок необязательно и далеко не всегда должен потрогать руками заинтересовавший его предмет. Во многих случаях не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Иначе говоря, дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями.

 Нагля́дно-о́бразное мышление - совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

В данном возрасте у ребёнка проявляется избирательный интерес. Главное –поддержать, помочь ему определиться. Уделить внимание креативности, которая предполагает наличие у ребёнка способностей к оригинальности, гибкости, нестандартности, вариативности.

Работа по развитию наглядно-образного мышления  велась в форме кружковой работы «Весёлые человечки». Практический материал брали из книги М.В.Кралина «Логика». Дети учатся анализировать, синтезировать, сравнивать, знакомятся с признаками предметов, учатся выполнять операцию сериация, отрицание.

С помощью игрового приёма задания приносят весёлые человечки: Самоделкин, Карандаш, Фитиль, Торопышка. Работа кружка велась во второй половине дня согласно  разработанного плана с обозначением цели, с постановкой задач решаемых на данном этапе формирования мышления. Все занятия проходят в игровой форме, для детей создаются условия, чтобы облегчить и сделать доступным предложенный для работы материал. Используя задания на развитие таких мыслительных операций как: анализ, синтез, отрицание, соотношение двух множеств, операция «И», обобщение, нами были составлены диагностические карты, с помощью которых определяли уровень развития наглядно - образного мышления. Если на начало года из 25  обследуемых 5- с высоким уровнем (без ошибочно выполнены все 5 заданий); 18- со средним ( задания выполняли с помощью взрослых) 2 – с низким ( предложенные задания вызвали затруднения, ребёнок не смог выполнить даже с помощью взрослых). Дети с низким уровнем это дети с замедленным психическим развитием, у этих детей слабо развиты: внимание, память, восприятие,  мы подобрали специальные дидактические игры, способствующие развитию этих психических процессов и в индивидуальном порядке осваивали их.

Результаты полученные на конец года порадовали нас: высокий уровень – 11 человек, средний -14. Проводимая нами целенаправленная работа по формированию наглядно-образного мышления даёт эффективные результаты.

Старший дошкольный возраст

На данном этапе возникает необходимость активизации работы по развитию интеллектуальных способностей, которые проявляются в сообразительность, находчивости, активности, рискованности, оригинальности и самостоятельности мышления, в высоком уровне сформированности мыслительных операций, в быстром и глубоком запоминании результатов.

Мыслительная деятельность заключается не только в умении познать окружающие явления, но и в умении действовать адекватно поставленной цели. Мыслительный процесс является активным, целеустремленным процессом, направленным на разрешение определенной задачи личностно мотивированным. Сформированное в средней группе наглядно – образное мышление является ступенью для перехода к развитию логического мышления.

Логическое мышление - это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении с действиями или же совокупность умственных логически достоверных действий или операций мышления, связанных причинно-следственными закономерностями, позволяющими согласовать наличные знания с целью описания и преобразования объективной действительности.

Разработка и внедрение рабочего проекта «Логика-малыш» с целью представить детям систему игровых заданий, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач, позволила нам определиться с формой работы, где будут реализовываться задания это-занятие. В старшей группе по программе «Развитие» (Л.А.Венгера) вводится отдельное занятие логика. Наши занятия по проекту «Логика-малыш» чередуются с программными. Если у ребёнка намечались, какие либо трудности, они преодолевались в индивидуальной работе в утренние и вечерние часы.

Работа ведётся в тетрадях на печатной основе «Я решаю логические задачи» автор Е.В.Колесникова.  Перед начало работы была проведена диагностика уровня сформированности логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием диагностических карт. Карты были составлены на материале используемых в данной работе заданий. Из 26 обследуемых высокий уровень показали лишь 6 человек, эти дети справились со всеми заданиями. 14 человек для выполнения некоторых заданий обращались за помощью к педагогу, 6 человек показали низкий уровень сформированности форм  логического мышления, что обусловлено низким уровне самооценки детей, неуверенности в своих силах, боязни ошибиться. Выход из этой ситуации мы нашли в создании ситуации успеха.

Ситуация успеха – проживание субъектом своих достижений в контексте личностного развития. Ситуация успеха – важный фактор развития личности, способствующий увеличению энергетического потенциала личности, способностей, возможностей.

Работа в данной возрастной группе направлена на формирование логических форм мышления: понятия, суждения, умозаключения, связанных с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификация (сформированных у детей на  предыдущих этапах работы).

Результаты диагностики  конечных результатов работы: высокий уровень-12 человек, средний-14, низкий уровень отсутствует.

Подготовительная группа.

В подготовительной группе дети выходят на более сложный уровень заданий направленных на формирование форм логического мышления. С целью закрепления всех ранее сформированных форм логического мышления, организовали работу клуба «Умные и находчивые», в ходе работы которого реализовывали проект « Развитие интеллектуальных способностей», в котором отражены этапы работы, цели и задачи, тематическое планирование, структура взаимодействия всех участников процесса, формы организации работы клуба. Так как в подготовительной группе проводится диагностика готовности детей к школе психологом, где предусмотрены задания на определение уровня развития мышления, мы посчитали нецелесообразным проводить отдельную диагностику на выявление уровня сформированности форм логического мышления и опирались на результаты диагностики психолога. Из 28 обследуемых 17 детей с высоким уровнем развития мышления; 5 детей со средним, 6 детей с низким уровнем на начало учебного года.

При реализации данного проекта использовали технические средства-компьютер, мультимедийный экран. Дидактические средства- интеллектуальные игры: «Танграмм», «Коломбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагор», «Пентамимо», мультимедийные презентации, игровые упражнения на развитие психических процессов.

Формы работы: интеллектуальные турниры такие как «Своя игра», «Умники и умницы» проводимые с целью активизации мыслительной деятельности( личные первенства), интеллектуальные состязания: «Умный ребёнок», «КВН», «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (командные соревнования), заседания клуба проводятся 2 раза в неделю  где дети овладевают интеллектуальными играми и осуществляется работа по развитию психических процессов определяющих интеллектуальные возможности, дни интересных встреч которые предоставляют детям возможность пообщаться  с детьми из других групп нашего детского сада, из других детских садов, продемонстрировать свои интеллектуальные способности через обучение других детей играм, которыми ребёнок уже овладел, и посоревноваться в применении знаний на  практике в различных ситуациях.

Трудность, с которой мы столкнулись при работе это то, что вторая  половина дня, основная для свободной и игровой деятельности детей, занимается посещениями детьми кружков, иногда и нескольких. Решить эту трудность нам помогли наши традиции: «Игра на прокат», «Игра в гости». Дети берут интеллектуальные игры, предусмотренные в работе, домой и там вместе с родителями осваиваю их. Приносят свои игры и обучают им друзей.  

В конце подготовительной группы проводится общегородская диагностика готовности детей к школе и качества знаний. Дети группы «Дружная семейка» показали высокий уровень 17 человек-77%; средний уровень 3 человека-14%; низкий уровень 2 человека-9%.Дети с низким уровнем готовности к школе и качеством знаний это дети с замедленным психическим развитием. Один из них сейчас обучается в коррекционной школе.

Самым значимым результатом моей работы, считаю оценку учителя начальных классов Меляхиной Т.Н. 50% детей моей группы обучаются во 2 классе школы №5.

 Предлагаемый опыт адресуется  педагогам практикам, как молодым специалистам, так и уже имеющим опыт работы. Реализовывать его полностью или взять что либо заинтересовавшее вас: форму работы, средства, приёмы, дополнить своими задумками или находками зависит от вашего желания и творческих возможностей.

Конечно, представленный опыт очень трудоёмкий. Все дидактические средства, наглядность изготавливается своими руками. Но если у вас хороший контакт с родителями и детьми, это не вызовет особых затруднений как в сборе иллюстративного материала, так и в изготовлении пособий.

 

Литература:

Статьи из Интернета

Журнал «Управление ДОУ» №5-2004.

Юзбекова Е.А. «Ступеньки творчества»

Севастьянова Е.О. «Хочу всё знать»

Колесникова Е.В. « Методические рекомендации».

Журнал «Обруч» №4-2002

Филимонова Н.И. «Игры для фантазёров»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по развитию у старших дошкольников музыкально-сенсорных способностей средствами музыкально-дидактических пособий и игр

Исследование включения дидактических игр и пособий в работу с детьми старшего дошкольного возраста...

Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников

Статья по развитию познавательной активности дошкольников...

Опыт работы Тема: «Развитие изобразительной деятельности дошкольников средствами современных нетрадиционных техник рисования»

В материале представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественны...

Обобщенный педагогический опыт работы по развитию речи старших дошкольников.

Формирование речи-одна из серьезных задач воспитания, так речь является основной формой развития мышления, познания ,психических свойств личности, всестороннего развития ребенка. Морфологическая сторо...

Опыт работы по развитию диалогической речи дошкольников.

Материал выступления раскрывает значение использования различных технологий при развитии диалогической речи дошкольников....

Опыт работы по развитию у младших дошкольников элементарной опытнической деятельности.

Опыт работы по развитию  у младших дошкольников элементарной опытнической деятельности....

Опыт работы по развитию творчества у дошкольников в играх на плоскостное моделирование

          Не всякую художественную или конструктивную деятельность можно рассматривать как творчество. Если задана тема, объяснены способы выполнения и последовательнос...