Опыт работы по развитию познавательной активности дошкольников
статья по теме
Предварительный просмотр:
Воспитатель МДОУ №19 « Теремок» г. Богородска
Сурова Г.С.
Я работаю воспитателем и считаю, что она самая интересная и самая важная профессия на земле. Я с твердой уверенность могу сказать, что я люблю свою профессию.
Каждый день я испытываю радость и волнение от встречи с детьми, бесконечные «почему» заставляют меня быть всегда в поиске интересных находок, вместе с детьми творить, быть жизнерадостной и активной. Самое приятное в работе видеть в глазах детей улыбку, радость, отдачу, видеть результат своей работы.
Мое педагогическое кредо: « Каждый ребёнок — это совершенно особый, уникальный мир — ЛИЧНОСТЬ.»( В.А. Сухомлинский)
Я считают, что с самого раннего возраста необходимо научить ребенка доброте, терпению, умению помогать другим - воспитать в нем нравственные качества. А для этого нет лучше пути, чем знакомить детей с трудом взрослых , прививать уважение к результатам труда.
Я желаю своим коллегам быть добрыми и милосердными, всегда быть интересным детям, любить их и видеть в каждом ребенке неповторимую личность.
ТЕМА
Развитие познавательной активности дошкольников посредством формирования представлений о хлебе и труде хлеборобов
В настоящее время мы все чаще жалуемся и сетуем на то, что наши дети стали жестокими к окружающим, друг к другу, животным. И не раз задавали себе вопрос: Почему так происходит? Вроде бы все делаем правильно. Не раз напоминаем им, что так делать нельзя, читаем умные книжки о добре и зле. Однако это не всегда срабатывает и помогает. Тогда мы начинаем искать причины.
Конечно, многое можно списать на средства массовой информации. Ведь дети часами просиживают перед телевизором, компьютером и не всегда получают заряд нужной и положительной информации. Между тем, мы зачастую забываем, что многое зависит от нас, взрослых, а именно от нашего личного примера и поступков.
Мы учим детей, любить и заботиться о животных и в тоже время, идя с ребенком по улице, мы не замечаем или не хотим замечать одинокого, бездомного котенка и первую попытку малыша помочь беззащитному существу мы приостанавливаем и одергиваем его, показывая свое недовольство и пренебрежение. Или другой пример, мы просим детей доедать хлеб , а сами оставшиеся куски выбрасываем на глазах малыша в мусорное ведро.
Кто-то может сказать: « Ни чего страшного, жизнь жестока, ребенку и не такое в будущем придется увидеть и ему надо быть готовым ко всему». Однако, не из этого ли детского восприятия и будет в будущем складываться отношение малыша к окружающим, формироваться его крепкие нравственные позиции.
И мы, педагоги не можем оставаться в стороне и быть равнодушными к происходящему. Нас так же, как и родителей волнует проблема нравственного отношения детей к окружающему.
И начать работать по этой проблеме мы решили с детьми старшего дошкольного возраста, предложив им участие в проекте на тему « Хлеб - всему голова». Мы исходили из того, что дети зачастую неблагодарно и неуважительно относятся к хлебу, а ведь, сколько труда и сил было потрачено людьми, прежде чем хлеб дойдет до стола.
И вот именно эту мысль мы хотели донести до детей.
На начальном этапе работы над проектом мы решили выяснить знания детей по данной теме, предложив им несколько вопросов и игровых заданий, которые позволили сделать следующие выводы:
85% детей имели слабые представления о профессиях людей, которые участвуют в процессе выращивания хлеба, затрудняются в определении необходимых условий для роста растений, к тому же словарь детей беден и однообразен.
Кроме этого, на этом этапе мы провели анкетирование родителей. Большинство из них считают, « что хлеб – это не просто продукт, это- сама жизнь, самое дорогое, что есть у нашего народа», поэтому родители поддержали педагогов и проявили желание участвовать в реализации этого проекта.
Полученные данные помогли определить задачи предстоящей работы:
1.Сформировать у детей представления о людях, выращивающих хлеб. Вызвать уважения к их труду.
2. Активизировать речь детей, расширить и обогатить их словарь.
3. Развить коммуникативные навыки, активность и самостоятельность детей.
В процессе проекта мы использовали различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии
- наблюдения
- дидактические и сюжетные игры.
- проблемные ситуации
- познавательная деятельность
- продуктивная деятельность
- экспериментирование и др.
Конечно, для лучшего восприятия следовало бы сходить, прежде всего, с детьми на экскурсию в поле и понаблюдать с детьми воочию за процессом выращивания и сбора хлеба. Но мы исходили из имеющихся условий.
Совместно с детьми выстроили план действий, который помог им узнать много нового и интересного о хлебе.
Вначале решили вырастить хлебные колоски у себя в группе, на подоконнике. На протяжении нескольких недель дети наблюдали за ростом растения и делали зарисовки в альбоме.
Познавательно прошла встреча с агрономом. Он подробно рассказал о людях, кто участвует в выращивании хлеба. Дети познакомились с новыми профессиями « хлебороб», « тракторист»,
« комбайнер». После этой встречи ребята узнали, что есть не только пшеничные колоски, но и ржаные с длинными усиками, а у колосков овса - пушистые метелочки. Вместе с детьми, путем опытнической деятельности были определены необходимые условия для роста и развития растений.
Большим подспорьем стали творческие проекты семей воспитанников группы, в них подробно было описано о последовательности выращивания хлеба, подобраны стихи, загадки. И когда было необходимо, дети неоднократно к ним обращались.
Одновременно шла работа по ознакомлению детей с художественной литературой. Мы прочитали много рассказов о хлебе, о тех, кто растит хлеб, о сельскохозяйственных машинах, разучивали пословицы, беседовали, рассматривали иллюстрации, рисовали хлебное поле, урожай; лепили хлебные колоски, конструировали сельхозмашины. С нетерпением ребята ждали экскурсии в пекарню магазина
« Днесь». Самый настоящий пекарь показала им весь процесс от замеса теста до выхода вкусной и сдобной выпечки. Дети с большим аппетитом лакомились сладкими булочками, баранками и другими вкусностями.
Именно тогда ребята выяснили, что нужно добавлять в муку, чтобы хлеб получился сдобным и вкусным. В их словаре появились новые слова
« пекарь», « сдоба». Они узнали, что из муки можно выпечь разные хлебобулочные изделия. А вечером, встречая родителей, дети наперебой, с восторгом рассказывали и делились полученными впечатлениями.
На следующий день мы с ребятами пошли на экскурсию в хлебобулочный магазин, где смогли познакомиться с профессией продавца и понаблюдать какой хлеб пользуется большим спросом у покупателей.
После этой экскурсии, мы с интересом наблюдали, как ребята играли в
« Магазин» и продавали хлеб, изготовленный самими детьми .
И вот совсем скоро в группе появилась книга « Вкусная выпечка». Родители с большим желанием включились в создание этой книги, и каждый день она пополнялась все новыми и новыми семейными рецептами.
А самое приятное ожидало детей, когда они смогли попробовать эту выпечку на одном из развлечений. Многие родители и дети были удивлены, когда вынесли самый настоящий каравай, испеченный бабушкой Киселевой Карины – Ефалией Александровной.
Ждал сюрприз и самих родителей. Для всех неожиданностью стало, когда дети угостили своих мам и бабушек выпечкой, изготовленной накануне своими руками. Дети были в полном восторге, когда на время стали настоящими пекарями и смогли не только замесить тесто по всем правилам, но и вылепить из них булочки и тем самым удивить и сделать приятное своим родителям.
В течение всего проекта, который длился 2 недели , мы добились неплохих результатов:
1. Показали детям, как хлеб пришел на наш стол, и какие большие усилия для этого потребовались.
2. Обогатили словарь детей.
3. Включили родителей в деятельность детей в детском саду.
4.Развили активность, самостоятельность детей, а самое главное, мы постарались за этот период сформировать уважительное и бережное отношение к хлебу.
Воспитатель
МДОУ №19 « Теремок»
г. Богородска Сурова Г.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе исследований и экспериментирования
Система работы по познавательному развитию в детском саду...
Опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт работы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности»....
Опыт работы на тему "Детское экпериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
Опыт работы: Развитие познавательной активности дошкольников через использование интерактивных методов обучения в условиях ФГОС ДО
Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, волнует многих из нас, педагогов. Поиск новых методов обу...
«Формы работы по развитию познавательной активности дошкольников»
консультация для воспитателей по формированию познавательной активности у дошкольников...
Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"
В данной презентации описывается опыт работы Новиковой Екатерины Сергеевны, воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....
Коллекционирование- форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.
1 слайдКоллекционирование-форма работы по развитию познавательной активности дошкольников.2 слайд Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной дв...