Мастер-класс «Арт-терапия для всех»
методическая разработка по психологии
Арт-терапия (от англ. art «искусство») - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Главная цель арт- терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Арт-терапия для всех»
Подготовила педагог – психолог: Асадова А. А.
Арт-терапия (от англ. art «искусство») - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Главная цель арт- терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д.
Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики.
Детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми является изобразительная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Применение нетрадиционных техник рисования, арт-терапии способствует развитию речи, обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применении. Детей учат рисовать не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, показывают, как использовать для рисования клей и т. д. Дети знакомятся с разными способами окрашивания бумаги, в том числе цветным клейстером, методом набрызгивания краски, узнают, что рисовать можно не только на бумаге, но и на специальном стекле. Они пробуют рисовать ладошкой, пальцами, кулачком, ребром ладони, получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек) и природного материала (листьев деревьев).
Таким образом, использование нетрадиционных техник (арт- терапии) способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•тычок жесткой полусухой кистью.
•печать поролоном;
•печать пробками;
•восковые мелки + гуашь
•свеча + акварель;
•отпечатки листьев;
•рисунки из ладошки;
•рисование ватными палочками;
•волшебные веревочки;
• монотипия предметная
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•рисование солью, песком, манкой;
•рисование мыльными пузырями;
•рисование мятой бумагой;
•кляксография с трубочкой;
•монотипия пейзажная;
•печать по трафарету;
•кляксография обычная;
•пластилинография
•граттаж.
Создание восковых мелков
Одной из увлекательных и познавательных занятий является создание восковых мелков. Для этого необходима любая формочка (силиконовая, алюминиевая и т. д., восковые мелки, терка, духовка.
На первом этапе необходимо создать стружку из мелков, которые у вас есть.
На втором этапе мы помещаем мелкие частички восковых мелков в формочки, смешивая их.
Третий этап помещаем восковую стружку в духовку и следим затем пока она растает.
Четвертый этап достаем из духовки и даем остыть.
Пятый – достаем из формочек и восковые мелки собственного приготовления готовы к использованию.
Следующая техника, с которой, мы хотим вас познакомить – это энкаустика.
Энкаустика (греч. enkaustike, от encaio – жгу, выжигаю, техника живописи красками, замешенными на воске, которые накладывались и закреплялись при помощи нагревания. Применялась в древности в Египте, Греции и Риме для настенных росписей, в портретной живописи, в скульптуре и архитектуре для полихромной раскраски статуй и зданий.
Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность», фр. point — точка, или дивизионизм — стилистическое направление в живописи неоимпрессионизма, возникшее во Франции около 1885 года, в основе которого лежит манера письма раздельными (неизолированными) мазками правильной, точечной или прямоугольной, формы. Характеризуется отказом от физического смешения красок ради оптического эффекта (подразумевается «смешение» на сетчатке глаза зрителя).
Есть множество разновидностей применения данной нетрадиционной техники рисования в ДОУ. Одной из более удобной и безопасной является создание картин с помощью свечи и восковых мелков.
Для этого вам понадобится восковые мелки, свечи и плотная бумага, картон.
Первый этап –это создание замысла. Необходимо определить, четко, что мы хотим рисовать. Второй этап – можно создать схему мест где нужно, чтобы наши капли попадали н картон. Третьим этапом мы начинаем расплавлять восковые мелки и капать на наш эскиз. С помощью такой техники можно создать неповторимые образы.
Создание картин из восковых мелков
Картины из восковых мелков привлекают детей своими размерами, возможностью создания объёмных образов.
Для этого нам понадобится фен, плотный картон или холст, восковые мелки, пищевая пленка, вырезанная из бумаги любая фигура.
Первый этап – это приклеивания восковых мелков к картону, в один ряд.
Второй этап – приклеивания аппликации (заготовки из бумаги) к холсту.
Третьим этапом необходимо пищевой пленкой прикрыть заготовку на холсте, чтобы воск не попадал на нее.
Четвёртый этап – расплавляем феном восковые мелки, они начинают таять и получается радужный дождь.
Пятый этап –даем высохнуть картине и снимаем пищевую пленку.
Заключение
Сегодня, мы познакомили вас с разнообразными нетрадиционными техниками рисования с помощью восковых мелков, который помогут в работе воспитателям ДОУ. Поскольку все описанные выше методики являются современными, интересно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование песочной терапии на занятиях по речевому развитию"
Цель мастер-класса - познакомить педагогов с методикой песочной терапии и её использование в речевом развитии дошкольников...

Мастер - класс "Использование песочной терапии в игровой деятельности с детьми дошкольного возраста"
Цель данного мастер-класса познакомить педагогов с элементами использования песочной терапии в работе с детьми....
Мастер-класс «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологиий для формирования эмоциональной...

Мастер-класс Музыкально-ритмические движения во всех группах детского сада.
Классификация движений, построений по одному и парами в каждой возрастной группе....

Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"
Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому воспитателю или штатному психологу, а у...

Мастер-класс по песочной терапии с детьми подготовительной группы «Песочная планета»
Мастер-класс подготавливался в связи с предстоящей конференцией «Использование ИКТ и основа начального технического творчества в рамках образовательной деятельности ДОУ». Материа...

Мастер-класс на тему: «Математика - царица всех наук»
организация совместной деятельности родителей и педагогов по формированию познавательных интересов детей....