Квест-технологии в работе педагога-психолога
методическая разработка по психологии
Мастер-класс для педагогов-психологов Квест-технологии в работе педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Сегодня я поделюсь с вами опытом использования Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ.
Свое выступление я начну цитатой немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера: «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир».
В переводе с английского quest – это продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой.
Квест – позволяет проявить смекалку и логическое мышление, продемонстрировать свои таланты и получить море положительных впечатлений.
Квест - интересный и увлекательный способ проведения детского интеллектуального и приключенческого досуга, рассчитанный на участие детей и взрослых (родителей и педагогов)
Немного истории
Предшественниками квестов в реальной жизни были квесты виртуальные.
Свое распространение в мире, как один из самых популярных жанров, виртуальные квесты или по другому приключенческие игры (adventure game), получили в 90-х годах прошлого столетия.
Обычно, это интересная история, в которой игрок управляет персонажем – главным героем. Задача заключается в исследовании мира, поиске разного рода предметов, артефактов, помогающих в решении замысловатых головоломок и задач. Интересное повествование и качественная графика, конечно же завоевали любовь миллионов геймеров по всему миру.
Квест в современном мире
Уже в наши дни квесты расширили свои границы и превратились из виртуальных в реальные. В 2006 году появился один из первых реальных квестов под названием Origin, разработанный по мотивам знаменитых произведений Агаты Кристи. Сейчас квест – это салонная или уличная игра, в рамках которой участникам необходимо выполнить ряд заданий и прийти к определенному результату.
В России квесты появились с 2011-2012 гг. Квесты стали массовым и популярным досугом не только среди молодежи, но и среди взрослого населения.
Действия, предпринимаемые во время проведения игры, во многом зависят от разновидности квеста. В частности, в городском ориентировании участники должны найти и в короткие сроки достигнуть контрольных пунктов. В поисках используются условные схемы, различные загадки, скрытые ориентиры и другие элементы городского ландшафта.
В квестах, называемых «эскейп-рум», участников закрывают в помещении, а их задачей является выход из комнаты за определенное время. Чтобы выбраться из помещения, персонажам нужно найти какие-либо предметы или решить головоломки. Часто подобные игры имеют приключенческий или детективный сюжет, что позволяет погрузить игроков в уникальную атмосферу.
Квест – технологии в образовании
Все мы знаем, что наиболее творческими людьми являются педагоги, и, конечно же, они одними из первых взяли на вооружение эту технологию. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью этой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
ФГОС ДО
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования.
Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского, в особенности на его учения об интериоризации и «зоне ближайшего развития», можно смело утверждать, что этот вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должен предоставить педагог.
Под опорами мы понимаем такие виды деятельности, которые помогают участникам квеста правильно строить план исследования, вовлекают их в решение проблемы, направляют внимание на самые существенные аспекты изучения. По мере продвижения обучаемых к достижению поставленных задач, уровень «поддержки» снижается, так как умения претерпевают процесс интериоризации.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи:
∙ воспитательные - формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь и другие.
∙ образовательные - участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся;
∙ развивающие - в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей;
∙ коррекционные - интересный сюжет, нестандартный подход к проведению заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.
Возможности для педагога-психолога
Во время проведения квест-игр педагогу-психологу предоставляется возможность в естественной игровой среде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального), их интересах, склонностях и способностях, как ребенок себя проявляет, как добивается своих целей, как работает в команде, как поступает в критической ситуации. Анализ наблюдений позволяет специалисту спланировать коррекционную работу, обеспечить необходимые условия для полноценного и правильного формирования личности ребенка.
Задачи педагога-психолога
∙ Помочь ребенку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, мешающие ему быстро находить решение в сложных ситуациях.
∙ Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты.
∙ Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач.
∙ Предоставить возможности для развития навыков командного взаимодействия в массовых соревновательных играх.
∙ Способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах: «ребёнок-педагог», «ребёнок-родитель», «ребёнок-ребёнок».
∙ Отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т.д.
∙ Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.
Идея Квест-Игр
Суть любого квеста состоит в последовательном поиске как можно большего количества целей.
Во время игры персонажи оказываются в определенной ситуации и получают задание, которое им предстоит выполнять – искать клад, раскрывать тайны, бороться за сокровища, спасаться от различных бедствий и катастроф и т.д.
Для этого участникам игры приходится взаимодействовать друг с другом, анализировать имеющуюся информацию, использовать ловкость, эрудицию и все свои умения.
Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям.
Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.
Место проведения квестов
Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в домашних условиях, на городских улицах, в специальных помещениях, оборудованных соответствующими декорациями, в группах и по всей территории детского сада.
Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов. Возраст от 2,5 до 99 лет
Квесты могут задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек. Часто устраивают командные квесты, когда каждая команда на скорость ищет некий предмет или решает определенную задачу. В этом случае квесты становятся еще более захватывающими и интересными.
Квесты используют тренеры и корпоративные психологи для решения определенных задач по сплочению коллектива, поднятия командного духа или для решения какой-либо бизнес задачи.
Подготовка к проведению квеста
Подготовка начинается с определения целевой группы квеста, это как группы по ФОАП ДО так и возрастные группы – дети, родители, педагоги. Исходя из выбранной целевой группы реализуем следующие тапы подготовки.
- Постановка целей и задач предполагаемой игры.
• Выбор сюжета.
• Разработка сценария и разработка этапов игры
• Наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать поставленных целей.
• Выбор места проведения квеста
• Подготовка методических материалов.
• Формирование команды помощников
Организация
Организация и контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами. Иногда это несколько ведущих, в зависимости от количества участников.
Тема, сценарий квеста
1. По художественным произведениям — книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.
2. По любимым играм детей и их сильным увлечениям (пираты, паровозы, принцессы и т.п.).
3. Познавательные. Определенная историческая эпоха, географическое местоположение или просто область знаний.
4. Повод проведения – любой (окончание детского сада/школы, приход весны, и т.д.).
Цель квеста
Квест — последовательное выполнение заданий с известной целью:
- Спасти героя
- Найти клад/мешок с подарками
- Обойти всех героев и собрать и в одном месте
- Изготовление/строительство/ремонт чего-то
- Найти ингредиенты для волшебного зелья/блюда
- Найти слова заклинания для спасения кого-то
- Вернуть свой облик и вернуться домой
- Найти ключи от замка и т.п.…
Альберт Эйнштейн сказал: «Самое глубокое, что может пережить человек, это чувство таинственного».
С самого начала квеста, участникам предлагают окунуться в тайну. Поиск ответа настолько захватывает детей, что откладывает сильные впечатления на их дальнейшую жизнь.
Направление
• Карта
• Стрелки
• Знаки
• Ответы к загадкам и головоломкам
• И другое…
Остановки
• Встреча с героями и выполнение заданий
• Получение дальнейшего направления
• Поиск артефактов
• И другое…
Испытания
• Задания от героев (тематические, по возрасту)
• Головоломки
• Опыты
• Викторины
• Загадки
• Подвижные игры
• Творческие задания и т.д.
Поиск
• Сокровища
• Кусочки карты
• Слова заклинания
• Ингредиенты волшебного зелья и т.д.
Активности, используемые в квестах
Игры:
• На познавательные процессы
• На пространственное ориентирование
Опыты:
• Эксперименты
• Фокусы
Творчество:
• Поделки
• Создание реквизита для героя
Разрядки:
• Спорт-минутки
• Регулирующие игры
Количество активностей
Главное — чувство меры: не перестараться и соизмерить количество заданий с возрастом детей.
- до 3 лет — 3-4 крупных активности, 2-3 простых действия;
- от 3 до 5 лет — 5 активностей, несколько простых действий;
- от 5 до 7 лет — 7-10 активностей разной сложности;
- старше 7 лет — около 12 активностей разной сложности
У каждой истории есть начало и конец. В квестах начало и конец наиболее яркие.
Финал
- Получение призов
- Обнаружение клада
- Спасение героя и другое
Результат
• Расширение кругозора детей
• Выработка командных решений
• Получение новых впечатлений, эмоции.
• Открытие нового, удивительного.
• Преодоление неуверенности в себе
• Проявление смекалки и логики
• Поиск верных решений
• Взаимопомощь в выполнении заданий.
• Улучшение взаимоотношений в коллективе, с родителями и педагогами
Квест – это развитие и море эмоций. Квесты приносят большую пользу как взрослым, так и детям:
• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.
• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг к другу в выполнении заданий.
• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это цементирует их веру в себя.
Квест – семейная игра
Возможность играть в квесты семьей – это очень хорошая альтернатива сидению у телевизора. Участие родителей в квестах помогает сплотить семью т.к. это отличный способ группового взаимодействия и хорошая альтернатива в профилактике компьютерной зависимости. Детские квесты – это игры, которые проходят в реальном мире, по эту сторону экрана и дарят массу положительных эмоций.
И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают каждому из участников раскрыть свой потенциал.
Любая победа даже в игре – это способ выработать у себя привычку к успеху.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...

Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.
Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...