Мастер-класс "Ценность каждого"
материал по психологии

Федотова Анна Григорьевна

Мастер-класс "Ценность каждого"  направлен на совершенствование стиля педагогического общения через арт-терапевтическое упражнение.

Упражнение основано на работе с пластилином, не имеет противопоказаний (кроме повреждения кожи рук) и возрастных ограничений. Даёт человеку возможность почувствовать себя творцом, развивает личностную идентичность, способствует снятию мышечных зажимов и эмоциональной разрядке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tsennost_kazhdogo.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Организация эффективного педагогического общения – это обязательная составляющая практической работы психолога в образовательных учреждениях.

 Известно, что профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Ежегодно в октябре в детских садах Ворошиловского района проводиться изучение стилей педагогического общения педагогов с детьми с целью их дальнейшей оптимизации. Наиболее эффективным и предпочтительным является доверительно-диалогический стиль общения (по С.А. Шейн см. приложение 1.).

Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся ориентиром для детской психики. Слова и поступки педагога влияют на самосознание детей, способствуют формированию отношений со сверстниками со взрослыми.

 Для детей очень ценна возможность считывать гуманную модель социального поведения со старшего наставника.

Работу с полученными в ходе тестирования результатами я провожу как индивидуально, так и в формате «круглого стола». А так как формирование новых форм социального поведения происходит прежде всего в деятельности, в рамках такого мероприятия обязательно предусматриваю практическую часть.

Именно эта часть демонстрируется на мастер-классе «Ценность каждого» в конкурсном испытании.

Цель моего мастер-класса - совершенствование стиля педагогического общения, направления его вектора в сторону бережного взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса.

Реализация через ресурсное арт-терапевтическое упражнение, модификация техники "Сотворение мира" (автор Татьяна Дмитириевна Зинкевич-Евстигнеева).

Упражнение основано на работе с пластилином, не имеет противопоказаний (кроме повреждения кожи рук) и возрастных ограничений. Даёт человеку возможность почувствовать себя творцом, развивает личностную идентичность, способствует снятию мышечных зажимов и эмоциональной разрядке.

Сочувствие возможно
только тогда,
когда мы знаем
и можем различать
свои собственные чувства.

К. Фопель

Уважаемые коллеги, мы переходим к практической части нашего круглого стола «Ценность каждого», посвященного вопросам педагогического общения. Сейчас у вас появиться возможность с помощью пластилина более глубоко ощутить красоту бережного уважительного общения с собой и своим окружением, будь то коллеги или воспитанники, или же ваши близкие люди – друзья, члены семьи. А также наша практика коснётся искусства давать и принимать и позволит настроиться на отношение к событиям в своей жизни как к опыту. Известно, что умение переосмысливать свой опыт является предпосылкой к дальнейшему саморазвитию человека, и для нас, как для педагогов это очень важный навык.

Существует концепция, согласно которой внутри каждого человека живет внутренний творец и мы педагоги в своей работе часто идем с ним рука об руку, поддерживая мир детства наших воспитанников.

Сегодня я хочу обратиться к вашим внутренним творцам и пригласить их к символическому разговору, который мы будем вести с помощью пластилина и четырех природных стихий. Сейчас каждому участнику я предлагаю посмотреть внутрь себя, и проявиться в мир в новой форме.

  1. Вы видите перед собой разноцветные кусочки пластилина. Это будущие компоненты Вашего мира. Возьмите, пожалуйста, тот кусочек, который поможет вам создать землю. Разминая его и придавая ему форму, сконцентрируйтесь на ощущении устойчивости и прочности. Вылепите землю, которая станет опорой и придаст вам уверенность. Итак, ЗЕМЛЯ создана.
  2. Теперь творцы могут взять другой кусочек материала для того чтобы мир наполнился водой.  Создавая воду, представьте, какой она будет живительной и чистой, как она напитает землю, соединившись с ней в одну чудесную композицию.
  3. Затем, творцы посвятили себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества и начали создавать огонь…, они думали о том, как огонь согреет человека, и осветит его путь в темноте. Они знали, что он сможет поселиться в душе каждого и поможет ему жить и творить. Творцы любовались своим творением, огонь нисколько не обжигал руки. И они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан…
  4. Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Творцы отложили свои композиции, и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха. Сейчас они думали о том, что воздух будет связывать все элементы воедино и их мир наполниться гармонией. Они знали, что смогут дышать полной грудью и ощущать ароматы этого мира. Так, творцы создали воздух. А потом соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.
  5. Полюбовавшись своим миром, они вдохнули в него жизнь, поселив первое живое создание.
  6. Так были созданы неповторимые миры. Теперь каждый был удивлен тем, насколько разными они были.
  7. Творцам было интересно рассматривать не только свой мир, но и миры окружающих. Возможно вы готовы доверить на время свой мир кому-то рядом? Готова ли принимающая сторона взять в свои руки этот мир. Какие у вас ощущения, хочется ли что-то изменить в чужих мирах. После небольшого обсуждения и обмена впечатлениями о полученном опыте, можно переходить к третьему сюжету. Давайте каждый мир вернется к своему творцу.
  8. И займет свое место в галактике, которая зовется «детский сад». В этой галактике царит атмосфера поддержки и взаимопонимания, а миры налаживают и совершенствуют систему общения между собой.

Сегодня они решили сделать подарки друг другу. И вручить их со словами: - «Я хочу подарить этому человечку то, что на мой взгляд, принесет в его жизнь какое-то конкретное благо», и говорите, что принесет ваш подарок. Здесь важно уточнить гоготов ли другой мир принять подарок. Если нет желания принимать, в этом случае нужно найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя, но остаться при своей позиции.

Итак, давайте подарим наши подарки! (Если кто-то остался без подарка, ведущий дарит ему подарок сам. Например, «цветок мудрости», или волшебную кисточку, которая умеет раскрашивать жизнь в те цвета, которые тебе нравятся и пр.)

  1. Сегодня мы освоили опыт общения через творческое самовыражение. А опыт мы обычно храним в своем сердце.  В заключении практики я предлагаю всем, трансформировать свою композицию в форму сердца, то есть скатать и вылепить из полученной массы сердце. Это действие призвано помочь нам с большей легкостью принимать перемены в жизни и относиться к различным событиям как к опыту.
  2.  Опыт – это большая ценность, и я предлагаю вам поместить его в шкатулки, чтобы при необходимости к нему обращаться и выстраивать на его основе свои отношения с миром. (участники складывают свои работы в бумажные шкатулочки и забирают с собой).

Рефлексия

 Я бы хотела, чтобы воспоминания о сегодняшней творческой истории, обогрели Вас в моменты такой необходимости...придали уверенности в себе и мудрости в общении.

Это мое желание, но конечно же, хочется услышать Ваше мнение о проделанной работе, поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и впечатлениями. (делятся)

Завершение

В завершении нашей практики давайте возьмем в руки свои шкатулочки закроем глаза… сделаем глубокий вдох и медленный выдох…Я благодарю участников мастер-класса, возвращайтесь на свои места, унося с собой полученный опыт.  

Раздаточный материал: 

  • Бумажные шкатулочки как для кондитерских изделий, для того чтобы забрать изделия.
  • Набор пластилина не менее 12 цветов.

Приложение 1.

С.А. Шейн выделяет семь стилей педагогического общения:

  1. Доверительно-диалогический стиль (ДДС). Реализуется в высокой активности и коммуникативности, педагогическом оптимизме, оптимальном балансе между контролем и доверием к обучаемому, требовательности в сочетании с доброжелательностью, искренности во взаимодействии, отзывчивости, эмпатии. 
  2. Альтруистический стиль (АлС). Реализуется в подчинении себя задачам профессиональной деятельности, полной самоотдаче работе с обучающимся в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмене их усилий собственной активностью, формировании у обучающихся зависимости. 
  3. Конформный стиль (КфрС). Поверхностное, бесконфликтное общение с недостаточно чётко определёнными педагогическими и коммуникативными целями, пассивное реагирование на изменение ситуации. 
  4. Пассивно-индифферентный стиль (ПИС). Холодная отстранённость, предельная сдержанность, ориентация на поверхностное ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включённости в общение, замкнутость. 
  5. Рефлексивно-манипулятивный стиль (РМС). Эгоистическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчёркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие. 
  6. Авторитарно-монологический стиль (АМС). Стремление к доминированию, ориентация на «воспитание — принуждение», преобладание дисциплинарных приёмов над организующими. 
  7. Конфликтный стиль (КфлС). Непринятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздражённо-импульсивное отвержение учащихся, стремление свести общение с ними к минимуму и проявление агрессии при невозможности его избежать. 

Также С.А. Шейн выделяет стиль «Идеал», попадание в который по своим характеристикам свидетельствует о желании продемонстрировать идеальные, по мнению педагога, приукрашенные черты, которые в реальности отсутствуют.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Легко ли быть воспитателем? И каждый час, и каждую минуту, О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то, Такая вот у нас у всех работа. (В.Беляков.)

В 6.50  воспитатель  должен быть уже  на работе: - переодется, привести себя в порядок, проветрить группу, подготовиться к занятиям и  встрече детей. Воспитатель  с неиз...

Педагогический проект "Каждый день полезный, каждый день чудесный!"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Мама, первое слово, главное слово в каждой судьбе. Видео для праздника и на каждый день.

Поскольку пропускная способность портала ограничена, предлагаю ознакомиться с видео на канале Ютуб:http://youtu.be/E2835Y9zYBEЭто мое собственноручно сделанное видео, которое я посвятила всем мамам и ...

Знаки каждые нужны, знаки каждые важны

Цель: Дать представление о разных видах дорожных знаков — запрещающих и разрешающих;Задачи: Обучить детей различать дорожные знаки — разрешающие от запрещающих;- закрепить знания о правилах дорожного ...

"Каждый рад и каждый счастлив,когда летом все прекрасно"

Данная работа представляет собой методические рекомендации  по организации летнего отдыха дошкольников....