Главные вкладки
Мастер-класс "Ценность каждого"
материал по психологии
Мастер-класс "Ценность каждого" направлен на совершенствование стиля педагогического общения через арт-терапевтическое упражнение.
Упражнение основано на работе с пластилином, не имеет противопоказаний (кроме повреждения кожи рук) и возрастных ограничений. Даёт человеку возможность почувствовать себя творцом, развивает личностную идентичность, способствует снятию мышечных зажимов и эмоциональной разрядке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация эффективного педагогического общения – это обязательная составляющая практической работы психолога в образовательных учреждениях.
Известно, что профессиональная деятельность педагога невозможна без педагогического общения. Ежегодно в октябре в детских садах Ворошиловского района проводиться изучение стилей педагогического общения педагогов с детьми с целью их дальнейшей оптимизации. Наиболее эффективным и предпочтительным является доверительно-диалогический стиль общения (по С.А. Шейн см. приложение 1.).
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся ориентиром для детской психики. Слова и поступки педагога влияют на самосознание детей, способствуют формированию отношений со сверстниками со взрослыми.
Для детей очень ценна возможность считывать гуманную модель социального поведения со старшего наставника.
Работу с полученными в ходе тестирования результатами я провожу как индивидуально, так и в формате «круглого стола». А так как формирование новых форм социального поведения происходит прежде всего в деятельности, в рамках такого мероприятия обязательно предусматриваю практическую часть.
Именно эта часть демонстрируется на мастер-классе «Ценность каждого» в конкурсном испытании.
Цель моего мастер-класса - совершенствование стиля педагогического общения, направления его вектора в сторону бережного взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса.
Реализация через ресурсное арт-терапевтическое упражнение, модификация техники "Сотворение мира" (автор Татьяна Дмитириевна Зинкевич-Евстигнеева).
Упражнение основано на работе с пластилином, не имеет противопоказаний (кроме повреждения кожи рук) и возрастных ограничений. Даёт человеку возможность почувствовать себя творцом, развивает личностную идентичность, способствует снятию мышечных зажимов и эмоциональной разрядке.
Сочувствие возможно
только тогда,
когда мы знаем
и можем различать
свои собственные чувства.
К. Фопель
Уважаемые коллеги, мы переходим к практической части нашего круглого стола «Ценность каждого», посвященного вопросам педагогического общения. Сейчас у вас появиться возможность с помощью пластилина более глубоко ощутить красоту бережного уважительного общения с собой и своим окружением, будь то коллеги или воспитанники, или же ваши близкие люди – друзья, члены семьи. А также наша практика коснётся искусства давать и принимать и позволит настроиться на отношение к событиям в своей жизни как к опыту. Известно, что умение переосмысливать свой опыт является предпосылкой к дальнейшему саморазвитию человека, и для нас, как для педагогов это очень важный навык.
Существует концепция, согласно которой внутри каждого человека живет внутренний творец и мы педагоги в своей работе часто идем с ним рука об руку, поддерживая мир детства наших воспитанников.
Сегодня я хочу обратиться к вашим внутренним творцам и пригласить их к символическому разговору, который мы будем вести с помощью пластилина и четырех природных стихий. Сейчас каждому участнику я предлагаю посмотреть внутрь себя, и проявиться в мир в новой форме.
- Вы видите перед собой разноцветные кусочки пластилина. Это будущие компоненты Вашего мира. Возьмите, пожалуйста, тот кусочек, который поможет вам создать землю. Разминая его и придавая ему форму, сконцентрируйтесь на ощущении устойчивости и прочности. Вылепите землю, которая станет опорой и придаст вам уверенность. Итак, ЗЕМЛЯ создана.
- Теперь творцы могут взять другой кусочек материала для того чтобы мир наполнился водой. Создавая воду, представьте, какой она будет живительной и чистой, как она напитает землю, соединившись с ней в одну чудесную композицию.
- Затем, творцы посвятили себя созданию огня. Они взяли по кусочку соответствующего вещества и начали создавать огонь…, они думали о том, как огонь согреет человека, и осветит его путь в темноте. Они знали, что он сможет поселиться в душе каждого и поможет ему жить и творить. Творцы любовались своим творением, огонь нисколько не обжигал руки. И они соединили землю, воду и огонь. Казалось бы, мир создан…
- Но нет, для жизни необходим еще один элемент – воздух. Творцы отложили свои композиции, и взяли по кусочку вещества (пластилина), необходимого для создания воздуха. Сейчас они думали о том, что воздух будет связывать все элементы воедино и их мир наполниться гармонией. Они знали, что смогут дышать полной грудью и ощущать ароматы этого мира. Так, творцы создали воздух. А потом соединили воедино землю, воду, огонь и воздух.
- Полюбовавшись своим миром, они вдохнули в него жизнь, поселив первое живое создание.
- Так были созданы неповторимые миры. Теперь каждый был удивлен тем, насколько разными они были.
- Творцам было интересно рассматривать не только свой мир, но и миры окружающих. Возможно вы готовы доверить на время свой мир кому-то рядом? Готова ли принимающая сторона взять в свои руки этот мир. Какие у вас ощущения, хочется ли что-то изменить в чужих мирах. После небольшого обсуждения и обмена впечатлениями о полученном опыте, можно переходить к третьему сюжету. Давайте каждый мир вернется к своему творцу.
- И займет свое место в галактике, которая зовется «детский сад». В этой галактике царит атмосфера поддержки и взаимопонимания, а миры налаживают и совершенствуют систему общения между собой.
Сегодня они решили сделать подарки друг другу. И вручить их со словами: - «Я хочу подарить этому человечку то, что на мой взгляд, принесет в его жизнь какое-то конкретное благо», и говорите, что принесет ваш подарок. Здесь важно уточнить гоготов ли другой мир принять подарок. Если нет желания принимать, в этом случае нужно найти форму корректного и достойного отказа, такую, чтобы не обидеть дарителя, но остаться при своей позиции.
Итак, давайте подарим наши подарки! (Если кто-то остался без подарка, ведущий дарит ему подарок сам. Например, «цветок мудрости», или волшебную кисточку, которая умеет раскрашивать жизнь в те цвета, которые тебе нравятся и пр.)
- Сегодня мы освоили опыт общения через творческое самовыражение. А опыт мы обычно храним в своем сердце. В заключении практики я предлагаю всем, трансформировать свою композицию в форму сердца, то есть скатать и вылепить из полученной массы сердце. Это действие призвано помочь нам с большей легкостью принимать перемены в жизни и относиться к различным событиям как к опыту.
- Опыт – это большая ценность, и я предлагаю вам поместить его в шкатулки, чтобы при необходимости к нему обращаться и выстраивать на его основе свои отношения с миром. (участники складывают свои работы в бумажные шкатулочки и забирают с собой).
Рефлексия
Я бы хотела, чтобы воспоминания о сегодняшней творческой истории, обогрели Вас в моменты такой необходимости...придали уверенности в себе и мудрости в общении.
Это мое желание, но конечно же, хочется услышать Ваше мнение о проделанной работе, поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями и впечатлениями. (делятся)
Завершение
В завершении нашей практики давайте возьмем в руки свои шкатулочки закроем глаза… сделаем глубокий вдох и медленный выдох…Я благодарю участников мастер-класса, возвращайтесь на свои места, унося с собой полученный опыт.
Раздаточный материал:
- Бумажные шкатулочки как для кондитерских изделий, для того чтобы забрать изделия.
- Набор пластилина не менее 12 цветов.
Приложение 1.
С.А. Шейн выделяет семь стилей педагогического общения:
- Доверительно-диалогический стиль (ДДС). Реализуется в высокой активности и коммуникативности, педагогическом оптимизме, оптимальном балансе между контролем и доверием к обучаемому, требовательности в сочетании с доброжелательностью, искренности во взаимодействии, отзывчивости, эмпатии.
- Альтруистический стиль (АлС). Реализуется в подчинении себя задачам профессиональной деятельности, полной самоотдаче работе с обучающимся в сочетании с недоверием к их самостоятельности, подмене их усилий собственной активностью, формировании у обучающихся зависимости.
- Конформный стиль (КфрС). Поверхностное, бесконфликтное общение с недостаточно чётко определёнными педагогическими и коммуникативными целями, пассивное реагирование на изменение ситуации.
- Пассивно-индифферентный стиль (ПИС). Холодная отстранённость, предельная сдержанность, ориентация на поверхностное ролевое общение, отсутствие потребности в эмоциональной включённости в общение, замкнутость.
- Рефлексивно-манипулятивный стиль (РМС). Эгоистическая направленность личности, высокая потребность в достижении успеха, подчёркнутая требовательность, хорошо маскируемое самолюбие.
- Авторитарно-монологический стиль (АМС). Стремление к доминированию, ориентация на «воспитание — принуждение», преобладание дисциплинарных приёмов над организующими.
- Конфликтный стиль (КфлС). Непринятие общения и своей профессиональной роли, педагогический пессимизм, раздражённо-импульсивное отвержение учащихся, стремление свести общение с ними к минимуму и проявление агрессии при невозможности его избежать.
Также С.А. Шейн выделяет стиль «Идеал», попадание в который по своим характеристикам свидетельствует о желании продемонстрировать идеальные, по мнению педагога, приукрашенные черты, которые в реальности отсутствуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область
Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

Легко ли быть воспитателем? И каждый час, и каждую минуту, О чьих-то судьбах вечная забота. Кусочек сердца отдавать кому-то, Такая вот у нас у всех работа. (В.Беляков.)
В 6.50 воспитатель должен быть уже на работе: - переодется, привести себя в порядок, проветрить группу, подготовиться к занятиям и встрече детей. Воспитатель с неиз...

Педагогический проект "Каждый день полезный, каждый день чудесный!"
Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность ребенка на вс...

Мама, первое слово, главное слово в каждой судьбе. Видео для праздника и на каждый день.
Поскольку пропускная способность портала ограничена, предлагаю ознакомиться с видео на канале Ютуб:http://youtu.be/E2835Y9zYBEЭто мое собственноручно сделанное видео, которое я посвятила всем мамам и ...
Знаки каждые нужны, знаки каждые важны
Цель: Дать представление о разных видах дорожных знаков — запрещающих и разрешающих;Задачи: Обучить детей различать дорожные знаки — разрешающие от запрещающих;- закрепить знания о правилах дорожного ...
"Каждый рад и каждый счастлив,когда летом все прекрасно"
Данная работа представляет собой методические рекомендации по организации летнего отдыха дошкольников....
- Мне нравится (1)