Сказкотерапия как средство формирования учебной мотивации и снижения уровня тревожности у старших дошкольников
консультация по психологии (подготовительная группа)
Опыт использования в занятиях метода сказкотерапии в целях снижения уровня тревожности, и формирования положительного отношения у детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как средство формирования учебной мотивации и снижения уровня тревожности у старших дошкольников
Дошкольный возраст ребенка — период формирования социального развития и поведения, важный этап его социального воспитания.
Социальное воспитание в свою очередь – это основа социального развития ребенка. Это умение жить в коллективе сверстников, уважение к взрослым, соблюдение норм поведения в социуме.
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми, усложняются виды детской деятельности, формируется совместная деятельность.
Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам поведения взрослых людей.
Говоря о взрослении дошкольников, я хочу поделиться опытом используемой мной воспитательной практики на этапе подготовки детей к переходу в школу.
Отношение ребенка к школе формируется ещё до того, как он в нее пойдет. И здесь важнейшую роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада.
Целью использования представленной практики является формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста, а также снижение их уровня тревожности относительно предстоящего перехода в школу.
Задачами воспитательной практики являются:
- Воспитание самостоятельности, чувства уверенности в роли ученика;
- Воспитание уважительного отношения к взрослым и сверстникам;
- Информирование детей о школе и учении;
- Воспитание культуры общения, осознанного поведения, усвоение используемых в школе норм и правил;
- Развитие положительного эмоционального отношения к школе;
- Принятие социальной позиции «школьника»;
- Развитие многообразия мотивов, побуждающих ребенка учиться
Я также хочу отметить, что помимо решения задач из области психологии, при подготовке ребёнка к школе важно воспитывать в детях самостоятельность. Первоклассник, у которого не развита самостоятельность, испытывает в школе серьёзные нервно-психические и практические перегрузки. Новая обстановка и новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Для воспитания самостоятельности ребёнка необходимо постоянно обогащать его знания и умения, создавать условия, побуждающие ребёнка активно использовать уже имеющиеся, воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагать новые, более сложные задачи, поощряя самостоятельность
Говоря об актуальности и значимости использования предложенной педагогической практики я хочу отметить, что множество современных исследований, опросов, говорят о том, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в образовательные учреждения, среди которых все чаще встречаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы.
На своём опыте я в этом убедилась. В ходе беседы с детьми в рамках проведённой мной диагностики психологической готовности к школе 15 из 22 детей не хотят идти в школу. Хотя никто из тестируемых не показал низкий результат по итогу выполнения самих заданий, именно личное отношение к будущему переходу в школу у большинства детей имеет негативный окрас. У детей много страхов и переживаний относительно предстоящих перемен.
Их тревожит многое. Например, какой будет учитель? Не будет ли учитель слишком строгим, не будет ли обижать его? Детский коллектив. Новое и неизведанное всегда вызывает насторожённость, поэтому перспективу нового коллектива ребёнок воспринимает с опаской. Отказ от игр и игрушек. Нередко дети думают, что если они пойдут в школу, то им больше будет нельзя или некогда играть. Перемены в распорядке дня. И даже знания. Некоторых детей беспокоит учебный процесс, достаточно ли ребёнок знает и умеет. И еще так много вопросов.
А чем выше уровень школьной тревожности, тем ниже уровень учебной мотивации.
В целях снижения уровня тревожности, и формирования положительного отношения у детей к школе я предлагаю использование в занятиях метода сказкотерапии.
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веков знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека.
Именно сказка как произведение искусства в работе практического педагога, психолога может стать средством духовного развития детей, способствуя становлению духовного потенциала развивающейся личности, гармонизации внутреннего мира ребенка, развитию эмоционально-ценностного отношения к миру и человеку в нем, становлению позитивного восприятия окружающего мира и созидательного отношения к окружающей среде. Да и что может быть понятнее и ближе детям, чем сказки.
Сказка развивает у детей творческое мышление, воспитывает любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребенка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки.
Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека.
Говоря о реализации предложенной практики, хочу на примере показать, как используется сказкотерапия на наших занятиях по подготовке к школе в подготовительной группе. Сейчас мы работаем с детьми со сказкой М.А. Панфиловой «Лесная школа».
В ней рассказывается о том, что учитель Ёж открыл свою Лесную школу. И Зверята становятся настоящими первоклассники, которые помимо радости от предстоящего обучения испытывают все присущие первоклассникам вопросы переживания.
Конечно, просто прочитать с детьми сказку недостаточно. По этому каждое наше занятие строится по схеме представленной на слайде.
Целью первого этапа является создание настроя на совместную работу, вхождение в сказку.
Далее идёт этап повторения. Цель этапа – закрепление проработанного на предыдущем занятии опыта. Обычно это небольшая игра.
Третий этап – основное содержание занятия. Непосредственная работа со сказкой. Цель - расширить представление ребенка о какой – либо запланированной школьной ситуации.
Цель четвертого этапа–обсуждение прочитанного, беседа, обмен мнениями, связи его с уже имеющимся знаниями.
Далее идёт этап самостоятельной работы, здесь дети выполняют творческое задание.
И последний этап – ритуал прощания и «выхода» из сказки.
То есть сказка разбивается на несколько частей, вокруг которых и строятся занятия. Каждое занятие посвящено конкретной школьной ситуации.
Во время занятия предполагается проведение коммуникативных, развивающих игр и упражнений, которые помогают дошкольникам выстроить модели возможных отношений с учителем и одноклассниками. Также в играх формируется чувство уверенности в роли ученика, закрепление норм и правил.
Чтобы дошкольники учились лучше понимать и проживать эмоции, взаимодействовать в группе, в ходе занятий важное место отводится экспрессивным этюдам.
А Особый акцент занятий направлен на выполнение детьми творческих заданий.
Например на одном из занятий мы с детьми обсуждали образ будущего учителя. Дети предполагали, каким будет их будущий учитель, кто-то поделился своими переживаниями, кто-то положительным опытом старших братьев и сестер. Вместе с героями сказки мы отправились в лесную школу, где ученики зверята впервые встретились с учителем. А итогом занятия стало выполнение детьми творческого задания – рисунка предполагаемого будущего учителя. Далее каждый желающий представил свой рисунок группе и рассказал, что именно и почему он изобразил.
Несмотря на то, что каждое занятие базируется на одних и тех же этапах, задания из раза в раз меняются.
Например на нашем последнем занятии в качестве творческого задания детям были предложены зашумлённые, они же наложенные картинки, на которых они должны были найти героев нашей сказки. Данный метод пришёл в детскую психологию из военной психоневрологии, где использовался для изучения зрительных нарушений у солдат, получивших черепно-мозговые травмы. Исследования доказали, что чем выше уровень зрительного распознавания образов у детей , тем выше скорость и качество овладения навыками чтения и письма. По этому этот метод активно используется в работе с детьми дошкольного возраста.
А темой предыдущего занятия были оценки. Мы рассуждали о том, что такое оценивание, дети вместе с героями сказки давали оценку разным занятиям и предметам, опираясь на свой жизненный опыт. А итогом занятия стало решение логической задачи. Выслушав условия, ребятам нужно было решить и понять, какое мороженное в кафе заказала белочка, а какое зайчонок. После успешного выполнения задания и обсуждения решения, я предложила детям поставить себе оценки. Фото этих гордых отличников вы можете видеть на слайде.
Результатом воспитательной практики является укрепление и развитие у дошкольников эмоционально-положительного отношения к школе, формировании мотивов обучения, снижение уровня тревожности перед незнакомой ситуацией.
Так, на каждом занятии, мы плавно, в ненавязчивом формате игры и общения, переносясь с нашими героями зверятами первоклассниками в сказочный лес, на уроки к уже полюбившемуся нашим детям учителю – Ежу.
развеиваем страхи, узнаём новое о школе и я вижу в детях всё больше интереса к предстоящему обучению. Дети стали с радостью и желанием говорить о будущей учёбе. А особой важностью для меня является то, что данные занятие со сказкой приносят и детям и мне огромное удовольствие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема передового педагогического опыта: «Игротерапия, как средство снижения уровня тревожности у детей среднего дошкольного возраста»
Игра, как установлено в отечественной психолого - педагогической литературе, имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Име...

Коррекционная программа по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Кто такой тревожный ребенок? Тревожный ребёнок имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу...

Открытость ГБДОУ как средство снижения уровня тревожности родителей при поступлении ребёнка в детский сад.
Главная цель данной статьи – поделиться нашим опытом и помочь коллегам в подготовке родителей и детей к поступлению в детский сад....

Тема проекта «Снижение уровня тревожности и установление эмоционально-положительного климата в старшей логопедической группе средствами сказкотерапии»
Проект выполнили воспитатели МБУ школа №26 структурное подразделение детский сад "Тополек": Архипова Людмила Михайловна; Нарова Надежда Александровна; Живаева Людмила Анатольевна. Пр...
Коррекционная программа по снижению уровня тревожности и устранению страхов у детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии "Ничего я не боюсь"
В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью и наличием страхов. Страх считается одной из фундаментальных эмоций челов...

Контрольная работа. Сказкотерапия как фактор влияния на снижение тревожного поведения старших дошкольников
Необходимость регулярного и как можно более раннего контроля над ходом психического развития ребенка и коррекции возникших нарушений давно признана в отечественной психологии.На современном этапе дошк...
План-конспект занятия «Черепашки» по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии
План-конспект занятия «Черепашки» по снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапииВозраст детей (группа): старший дошкольный возраст 5-...