Конспект открытого занятия педагога-психолога, направленного на формирование психологической готовности к обучению в школе "Урок колдуньи Жадность"
методическая разработка (подготовительная группа)

Латышева Екатерина Вячеславовна

В конспекте представлен план и содержание психолого-педагогического занятия, направленного на формирование предпосылок психологической готовности к обучению в школе (социально-психологической, личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой) с использованием метода сказкотерапии ("Лесная школа" М. Панфиловой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_kopiya.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад №75 Невского района

 г. Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности (психолого-педагогическое занятие) для детей подготовительной группы

«УРОК КОЛДУНЬИ ЖАДНОСТЬ»

с использованием авторских методик по формированию психологической готовности к обучению в школе

Картинки по запросу ведьма с метлой

Конспект составлен

педагогом-психологом

Латышевой Е.В.

Санкт-Петербург

2019

Задачи:

Образовательные:

  1. Формирование представлений об обучении в школе.
  2. Обогащение и активизация активного словарного запаса детей.
  3. Развитие навыков связной речи.

Развивающие:

  1. Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления.
  2. Развитие невербального интеллекта.
  3. Развитие произвольности и внимания (концентрации, распределения, устойчивости и избирательности).
  4. Развитие пространственных представлений.
  5. Развитие мнестических процессов (словесно-логическая память, отсроченное запоминание).
  6. Развитие тонкой и общей моторики.
  7. Развитие умения принимать инструкцию и действовать в соответствие с ней.
  8. Развитие эмпатии и эмоциональной сферы.

Воспитательные:

  1. Воспитание умения работать в коллективе, взаимодействовать с детьми и взрослыми.
  2. Воспитание навыков сотрудничества.
  3. Воспитание доброжелательности, инициативности и ответственности.

Используемые технологии:

  1. Игровые.
  2. Сказкотерапия.
  3. Информационно-коммуникативные.

Интегрирование образованных областей:

  1. Познавательное.
  2. Речевое.
  3. Социально-коммуникативное.

Оборудование и материалы:

Мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, экран), столы, стулья, цветные геометрические фигуры разных размеров, карточки с образцом последовательности фигур, клей-карандаш, клубок ниток, мяч, мягкая игрушка (еж), серебристая бумага, 2 конверта, звонок, 3 подарочных пакетика.

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.
  2. Панфилова М.А. Лесная школа: сказки для детей подготовительной группы.

Предварительная работа:

Занятие входит в программу психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет по формированию предпосылок психологической готовности к школьному обучению.

Форма деятельности – совместная образовательная деятельность.


Ход занятия

  1. Приветствие. Упражнение «я рад вас видеть!»

Педагог-психолог: «Здравствуйте, дети! Сегодня мы продолжим наше знакомство с Лесной школой, но прежде, давайте поздороваемся друг с другом с помощью волшебного клубка, который принес нам Учитель-Ёж. Он поможет нам попасть в сказочную страну. Сейчас мы будем здороваться друг с другом, передавая по кругу клубок и разматывая нить. Когда вы будете передавать клубок друг другу, почувствуйте какой он мягкий и пушистый. Возьмите себе нить, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите: «Я рад тебя видеть!"».

Психолог с детьми передают клубок по кругу.

Психолог: «Вот так клубок объединил нас всех вместе на сегодняшнем занятии. Теперь опустите нить на пол, посмотрите, какой большой круг получился. Давайте теперь каждый прыгнет в круг через нить и таким образом перенесется в сказочную страну».

Дети и психолог кладут нить к форме круга на пол и прыгают внутрь.

  1. Сказка «Жадность»

Психолог: «А теперь сядем удобно в кругу, выпрямим спинки и продолжим слушать сказку о Лесной школе. Только сначала давайте вспомним, о чем была сказка в прошлый раз?».

Дети: «Про аккуратность», «про колдунью Лень», «про то, что нужно ухаживать за своими вещами».

Психолог: «Все верно, а сейчас я расскажу вам продолжение сказки. Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам госпожи Аккуратность. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно и даже обидно для окружающих.

— Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! — кричал Лисенок на Зайчонка.

— А я не дам тебе свою линейку! — отвечал Зайчонок.

— Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! — ворчала Белочка на Волчонка.

— Не прикасайтесь, к моему костюмчику! — отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры, покачивая головой.

Психолог: Ребята, как вы думаете, что происходит со школьниками? Какое у них настроение? 

Дети: «Плохое», «злое», «ученики жадничают».

Учитель Ёж посмотрел на ребят с грустью и сказал:

—  Ребята, вам пора лечиться! — обратился он к школьникам.

— Но мы ведь все здоровы! — удивились ученики.

— К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.

— А что же теперь делать? Как лечиться? — заволновались ребята.

— Есть один секретный способ, он здесь, в этом письме, его прислала  фея Доброта — ответил Еж. — Но прежде, я хочу спросить у ребят, может быть, они знают средство от вируса Жадности?!

Психолог: Ребята, знаете ли вы как побороть жадность? Кто знает, может поднять руку.

Дети: «Нужно делиться», «добрые дела».

 Психолог: «А теперь давайте откроем конверт и прочтём послание Феи Доброты!»

Психолог открывает конверт и читает написанное.

 «Добрые поступки» - вот, что здесь написано! Только ведь не все знают, что это такое… Кто знает, что такое добрый поступок?

Дети: «когда делаешь что-то хорошее», «что-то полезное», «помощь другому».

Психолог: А что сказали ученики Лесной школы? Давайте послушаем.

— Это когда делаешь что-то приятное своему другу, — предположил Зайчонок.

— Или своей маме, — продолжала Белочка.

— Или учителю, — тихо произнес Волчонок.

— Или себе, — важно вставил Медвежонок.

—  Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью, а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку — это услышать просьбу о помощи.

— А второй шаг? — спросили ребята.

— Второй шаг — это стремление помочь, но, предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, — ответил учитель.

— Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? — волновался Волчонок.

Психолог: «Дети, как вы думает, как поступить Волчонку в этой ситуации?». 

Дети: «Дать другу карандаш», «Попросить у другого одноклассника или учителя».

Психолог:

— А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, — грустно произнес Зайчонок.

—Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если бы у Зайца из-за него были неприятности? — спросил учитель.

— Если он настоящий друг, то сам откажется от такой жертвы, — ответил Медвежонок. Все ученики задумались.

— Но как же быть с Жадностью? — задал вопрос Зайчонок.

— Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то Жадность быстро исчезнет и вы будете снова здоровыми, — ответил ученикам Еж.

—  Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, — волновалась Белочка — А если не вещь сломают, например, нечаянно? — беспокоилась Белочка.

—  А для этого существует правило:  «Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет — покупает ».

Ребята повторили новое правило и записали его в тетрадь, чтобы лучше его запомнить.

— Мы продолжим наш разговор о добрых поступках на следующем занятии, а сейчас нам пора завтракать! — ответил учитель и пригласил в столовую.

Психолог: «Дети, о чем была сказка? Понравилась ли она вам? Сталкивались ли вы с жадностью других детей? Жадничали ли сами?». 

Дети: «Понравилась», «Про жадность», «Про добрые поступки», «Другой ребенок не делился карандашами», «Я не давал свои игрушки», «Я не жадничал».

Психолог: «Учитель Ёж очень рад тому, что Вы так внимательно слушали его сказку и активно помогали школьникам найти средство от Жадности. Поэтому он подготовили для вас интересную игру с мячом».

Игра «Звонкий мяч»

Психолог: «Давайте встанем в круг и начнем передавать мяч по кругу, но с разной скоростью в зависимости от громкости звонка. Чем тише звенит звонок, тем медленнее будем передавать мяч, чем громче – тем быстрее. Главное – не ронять мяч!».

Стоя в кругу, играющие передают мяч в разном темпе (от медленного к очень быстрому), не уронив его, соседу.

Психолог: «Молодцы, ребята! Вы очень внимательные! Посмотрите на экран, это же ученики Лесной школы! Они отправили вам письмо с игрой».

Дети смотрят на экран и видят появляющихся животных.

 

Психолог: «Игра называется «Угадай, кто мой друг». Я знаю такую игру!».

Игра «Угадай, кто мой друг»

Психолог: «Давайте разделимся на две команды: первая команда будет рассказывать о животном, не называя его вслух, а вторая – угадывать. Вы можете рассказать о том, где живет это животное, чем любит заниматься, какого цвета его шерсть, чем питается, с кем дружит, а кого боится». 

Каждый ребенок из первой команды выбирает карточку с изображением животного так, чтобы не видели остальные дети. Ребенок придумает ему имя, рассказывает о жизни выбранного животного. Остальные дети пытаются угадать, о каком животном идет речь. В качестве подсказки, ребёнок может изобразить походку животного.

Игра «Волшебное ожерелье Феи Доброты».

Психолог: «Посмотрите, Зверята и Учитель Ёж, какие ребята молодцы! Угадали всех животных! А вот и Фея Доброта, но что случилось?».

Дети смотрят на проектор и видят грустную Фею Доброту, хаотично размещенные геометрические фигуры и слышат смех Колдуньи Жадность.

Психолог: «Похоже, я поняла. Колдунья Жадность заколдовала ожерелье Феи Доброты и оно порвалось! Каждая бусина – это доброе дело, которое совершила Фея, а их она совершила очень-очень много, поэтому и бусин тоже очень много. Давайте поможем Фее собрать части ожерелья воедино! Сейчас я открою наш волшебный круг для того, чтобы мы могли попасть в реальный мир. Проходите и присаживайтесь за столы!».

Дети садятся за столы, перед ними лежат несколько образцов, которые нужно продолжить и клей.

Психолог: «Перед вами лежат части ожерелья Феи доброты. У каждой из них свой порядок бусин, который повторяется. Например, вот у этой части бусины чередуются следующим образом: желтый круг, маленький синий треугольник, большой красный квадрат, дальше порядок повторяется.

Выберите себе ту часть ожерелья, которая нравится вам больше всего, и посмотрите, какие фигуры вам понадобятся.

А теперь выберите необходимые фигуры из тех, что лежат на столе и закончите свою часть бус, приклеивая их к ниточке. Очень важно, чтобы все фигуры были на своих местах, иначе ожерелье не соберется».

Дети выполняют задание. После того, как все закончили, дети возвращаются в круг и выкладывают внутри него получившееся ожерелье.

Психолог: «Посмотрите, какое чудесное ожерелье у нас получилось! Посмотрите, Фея Доброта радуется и благодарит вас за помощь, которую вы ей оказали! Давайте похлопаем себе».

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Психолог: «Ребята, давайте вспомним, что было на занятии, о чем была сказка»?

Дети: «Сказка про жадность и доброту», «клеили, играли в мяч».

Психолог: «Что понравилось, а что не понравилось вам сегодня на занятии? Пусть выскажется каждый, сматывая нить в клубок».

Психолог: «Спасибо всем!

На этом наше занятие завершается. До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну чувств"

Данное занятие в комплексе с другими позволит сформировать у детей адекватные эмоциональные состояния, научить детей понимать свои чувства и чувства других детей.Все задания выполняются в игровой...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Лесная школа"

Представлен практический опыт по подготовке детей к школе с использованием оборудования сенсорной комнаты. Дети попадают в волшебную "Лесную школу" на необычные уроки и выполняют разные интересные зад...

Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми 1 младшей группы.

Комплексное развивающее занятие педагога-психолога с детми 1 младшей группы на разитие восприятия....

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра»

Конспект психологического занятия направлен на развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы...

Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»

Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»...

Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду «В гости к принцессе Смешинке»

Конспект для детей старшего дошкольного возраста: 5-7 лет, преимущественно с проблемами в развитии эмоциональной сферы...

Конспект открытого занятия педагога-психолога «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Представляю Вашему вниманию разработанный мною конспект открытого занятия педагога-психолога  «Путешествие в мир театра» в подготовительной группе компенсирующей направленности для де...