Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»
методическая разработка по психологии

Боярских Юлия Александровна

Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagoga.docx212.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога»

Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

Задачи:

1) Актуализировать процесс самоанализа педагогов.

2) Познакомить с приемами саморегуляции.

3) Научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния.

4) Оптимизировать самооценку педагогов.

5) Снять эмоциональное напряжение.

6) Сформировать позитивное мышление педагогов (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).

Форма проведения: групповое занятие.

Время: 50 минут.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть.

5. Ритуал прощания.

6. Анкетирование.

Ход тренинга

1. Ритуал приветствия

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.

Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?

Правила:

1. Один говорит, остальные слушают

2. принцип искренности

3. принцип активности

4. принцип здесь и сейчас»

2. Разминка

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.

Кто сегодня утром пил кофе.

Кто пришел на работу пешком.

Кто отработал в первую смену.

Кто любит свою работу.

2. Теоретическая часть

Упражнение «Эмоциональное благополучие»

Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»

«Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек - это…»

В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -

* уверенность в себе;

*получение удовольствия от жизни;

*удовлетворенность жизнью и работой;

*хорошее настроение;

*здоровье;

*работоспособность.

Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:

Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий?

Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли.

В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).

*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).

*Результативность (успешность) педагогической деятельности.

*Учебная нагрузка.

*Способность противостоять стрессу.

*Умение решать конфликтные ситуации.

В ходе нашего «мозгового штурма» видно, что многие факторы влияют на наше эмоциональное состояние, от сюда же и берутся «причины нашей напряженности».

Ответственность за каждого ребенка.

Особая ответственность педагога за выполнение своих профессиональных функций;

Загруженность рабочего дня;

Высокие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;

Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка дома или на работе;

Нестабильность заработной платы.

Из-за причин формируется «Синдром эмоционального выгорания»

это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Способы профилактики эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья (Способы саморегуляции)

Релаксация

Естественные способы (хороший сон, вкусная еда, общение с природой, движение – спорт, бани и сауны, СПА).

Эмоциональные способы (смех, улыбка, юмор, чтение стихов, высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так)

Самовнушение и самопохвала (Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз; в случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «МОЛОДЕЦ!», «УМНИЦА!», «ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!», «Я ОТЛИЧНО СПРАВИЛАСЬ!», «КАК Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ!»).

C:\Users\юлия\Desktop\картинки\Фото рабочие\Работа\P5230023 (2).JPG

3.Практическая часть

Упражнение «Откровенно говоря».

Цель: Вербализация и осознание проблемы педагогов.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую каточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу, откровенно и честно».

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Молодец!».

Цель: Оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: педагоги делятся на два круга – внутренний и внешний. Педагоги встают друг на против друга. Участники, стоящие во внутреннем кругу должны говорить о своих достижениях, а участники внешнего круга хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец – раз! А это ты молодец – 2! И т. д.», при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в одну сторону, меняясь местами с соседом. Затем внутренний и внешний круг меняются местами и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

Ожидаемый результат: эмоциональная разрядка педагогов (как правило это упражнение проходит очень весело, повышение самооценки педагогов.

Упражнение «Плюс-минус».

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи:

1. Вербализовать негативные и позитивные моменты своей педагогической деятельности.

2. Сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с заранее нарисованным деревом, которое крепится на доску. Самоклеющиеся стикеры в форме листочков. Ручки на каждого участника.

Инструкция: участникам раздаются стикеры и ручки и дается следующая инструкция: «Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета – плюсы своей работы». Участники пишут, а потом им предлагается поочереди прикрепить свои листочки с плюсами и минусами на дерево. Каждый участник озвучивает то что написал. Затем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось и почему – плюсов педагогической деятельности или минусов.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе всё-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать единство затруднений педагогов.

Упражнение - медитация «Сад моей души».

1 часть упражнения – медитативная и релаксационная визуализация текста.

Цель: снятие напряжение, восстановление гармоничного состояния.

Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации (приложение 2).

Инструкция: «Сейчас я вам зачитаю текст – медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу». После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.

Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.

2 часть упражнения – арт-терапия.

Участникам раздаются бумага, карандаши, фломастеры и предлагается сделать рисунок того что они представили – цветок, или сад.

4. Ритуал прощания

Подведение итогов тренинга.

Цель: Шерринг - вербальная рефлексия семинара, завершение, подведение итогов.

Материалы и оборудование: По окончании семинара участникам раздаются анкеты «Обратная связь» (приложение 3).

Инструкция: «Наш семинар подошел к концу и Вам предлагается в завершение заполнить небольшие анкеты, в которых Вы можете написать свои впечатления от семинара. Ваше мнение для нас очень важно. После того как вы напишите ваши впечатления, по - очереди расскажите о них».

Ожидаемый результат: педагоги заполняют анкеты, говорят, что им понравилось, а что нет. И свои пожелания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению

«Откровенно говоря»:

  • Откровенно говоря, когда я готовлюсь к занятиям…
  • Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
  • Откровенно говоря, когда я волнуюсь.
  • Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
  • Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
  • Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят заведующий или методисты…
  • Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание.
  • Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
  • Откровенно говоря, когда работа с детьми…
  • Откровенно говоря, моя работа…
  • Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
  • Откровенно говоря, мое здоровье…
  • Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
  • Откровенно говоря, после рабочего дня…
  • Откровенно говоря, когда я пишу планы…
  • Откровенно говоря, когда наступает пора отпусков…
  • Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
  • Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
  • Откровенно говоря, неприятности на работе…
  • Откровенно говоря, успехи на работе…

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему то, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса»

«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса»  музыкальный руководитель МДОУ д/с №4Шакирова Миляуша Салимовн...

психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"

2 ноября в городе Палех прошел  юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...

Конференция с элементами игрового-тренинга "Эмоциональное благополучие ребёнка".

Родительское собрание в форме конференции с элементами игрового-тренинга...

«Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»

laquo;Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»...

Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов»

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов., познакомить педагогов с различными эмоциями....

Психологический тренинг «Эмоциональная готовность педагогов к инновационной деятельности»

laquo;Прощание»Учитесь управлять собой.Во всем ищите добрые начала.И, споря с трудною судьбой,Умейте начинать сначала,Споткнувшись, самому вставать,В себе самом искать опоруПри быстром продвиже...

Родительское собрание в подготовительной группе «Муравейник». Игра-тренинг «Эмоциональное благополучие дошкольников».

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, создание чувства группового единства, настрой на совместную работу;раскрытие  значения и важности эмоционального благополучия дошкольников....