«Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»
статья
«Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Эмоциональное благополучие педагога, как условие психологического комфорта ребенка в ОУ»
При изучении литературы: термин «благополучие» рассматривается в 60% как экономическое понятие, затем медицинское, …. И только в 5% - как психологический фактор.
ФГОС ДО в числе важных задач выделяет охрану и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия), в частности статья 3.2.5. гласит:
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.
В связи с переходом на ФГОС педагогам требуется психологическая поддержка, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов может сопровождаться стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Это связано с тем, что педагогам бывает трудно адаптироваться к новым условиям, которые диктует современное образование.
С чем мы как педагоги, ежедневно имеем дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые занятия, аттестация, МО, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Статистические данные:
в России 80-95% педагогов - женщины.
27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок. 29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате. еще 16 - 20% используют помощь родителей.
хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.
85% педагогов испытывают нервные срывы.
90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.
Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения, что приводит к возникновению негативных эмоциональных состояний. Сама по себе специальность «педагог» относится к профессиям типа «человек-человек», что связано с высокими эмоциональными затратами, требует от человека больших резервов самообладания и саморегуляции.
От уровня психологического благополучия педагога напрямую зависит становление психологически здоровой личности воспитанника.
Понятие «Эмоциональное благополучие»
«Эмоциональная сфера личности имеет не меньшее значение, чем другие стороны, и составляет предмет и заботу воспитателя в такой же мере, как ум и воля».
Л.С.Выготский.
Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Например, И.М. Слободчиков считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.
Под эмоциональным благополучием Г.А. Урунтаевой понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни.
Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие:
хорошо развитое чувство индивидуальности; умение общаться;
умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность.
Не может эмоционально неблагополучный взрослый обеспечить эмоциональное благополучие детям.
Получается, что равнодушный к чувствам и переживаниям педагог столкнется с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем чувственнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом, и каждому ребенку в отдельности.
Эмоционально благополучный педагог:
уверен в себе;
получает удовольствие от жизни; удовлетворен жизнью и работой; имеет хорошее настроение;
имеет хорошее здоровье; работоспособность.
Эмоционально благополучный ребенок:
проявляет желание вступать в общение, взаимодействовать длительное время;
успешно участвует в коллективных делах;
успешно выполняет лидерские, и пассивные роли;
умеет уладить конфликт, уступить или настоять на своем,
признает и адекватно выполняет правила, предложенные взрослыми;
заботливо относится к миру чувств людей и предметному миру, умеет занять себя,
владеет адекватными способами выражения своего внутреннего состояния
Педагог должен помнить:
Ребенок ему ничего не должен. Это педагог обязан помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.
Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если намерения педагога положительны.
Запретов и требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали.
Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.
А представьте как трудно нашим детям. Как часто мы их ругаем, и как редко говорим об их возможностях и успехах.
Четыре шага к эмоциональному благополучию
научиться распознавать те чувства, которые у нас возникают; научиться владеть своими эмоциями;
научиться подавлять сиюминутные желания; научиться распознавать чужие эмоции;
«Корзина Советов»
- Регулярно высыпайтесь.
- Попробуйте говорить и ходить медленнее.
- Больше гуляйте на свежем воздухе.
- Составляйте список дел на сегодня.
- Ставьте перед собой только реальные цели.
- Выделяйте в день хотя бы один час для себя.
- Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.
- Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.
- Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.
- Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.
- Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.
- Знайте свои подъёмы и спады настроения.
- Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.
- Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо. 15.Не старайтесь угодить всем – это не реально.
- Помните, что Вы не одиноки.
- Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.
- Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.
- Примите свою неудачу! У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.
- Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.
Консультацию подготовила педагог-психолог МБ ОУ БГО СОШ №13
Башкатова Н.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация с педагогами ДОУ на тему: «Психологический комфорт ребенка в детском саду»
Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Од...
Консультация для педагогов «Условия и роль воспитателя в обеспечении эмоционального благополучия и психологического комфорта ребенка в группе детского сада».
Посещая детский сад, ребенок должен получить много знаний, должны сформироваться важные умения, навыки, он должен получить гармоничное развитие. Известн...
Семинар "Профилактика психоэмоционального напряжения у педагогов, как условие психологического благополучия дошкольников"
Игры, упражнения для снятия психоэмоционального напряжения у педагогов....
Семинар-практикум для педагогов: "Создание условий психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду"
Цель мероприятия: повысить педагогическую и психологическую компетентность педагогов в вопросах создания условий комфортного пребывания ребенка в группе детского сада....
Консультация для педагогов "Психологический комфорт ребенка в детском саду."
Консультация для педагогов....
Консультация для педагогов Психологический комфорт ребенка в детском саду
Консультация для педагогов Психологический комфорт ребенка в детском саду...
Консультация для родителей (Законных представителей) "Создание условий для психологического комфорта ребенка в семье"
Консультация для родителей (законных представителей) воспитывающих детей дошкольного возраста....