Семинар-тренинг для педагогов «Эмоциональное благополучие педагогов»
консультация по психологии

Тян Анна Валентиновна

 

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов., познакомить педагогов с различными эмоциями.

 

Задачи:

  • Знакомство с понятием «психологическое здоровье»
  • Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости
  • Формирование положительного эмоционального состояния
  • Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию
  • Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
  • расширять представления об основных эмоциях (радость, удивление, злость, страх).
  •   тренировать выразительность мимики и пантомимики
  • закрепить и знания о чувствах, настроении и эмоциях.
  • Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
  • развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
  • развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства
  • воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_blagopoluchie_pedagogov.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки города Улан – Удэ

Администрация города Улан – Удэ

Комитет по образованию города Улан –Удэ

МАОУ «Прогимназия № 108»

Семинар-тренинг для педагогов

 тема: «Эмоциональное

 благополучие педагогов»

Тян Анна Валентиновна

Педагог психолог  МАОУ

г. Улан-Удэ

 «Эмоциональное благополучие педагогов»

 

Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов., познакомить педагогов с различными эмоциями.

 

Задачи: 

  • Знакомство с понятием «психологическое здоровье»
  • Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости
  • Формирование положительного эмоционального состояния
  • Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию
  • Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения
  • Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
  • расширять представления об основных эмоциях (радость, удивление, злость, страх).
  •   тренировать выразительность мимики и пантомимики
  • закрепить и знания о чувствах, настроении и эмоциях.
  • Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
  • развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
  • развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства
  • воспитывать интерес и внимание к собственным эмоциям и чувствам и эмоциям окружающих людей.

Категория участников: педагоги МАОУ « Прогимназия» №108

Место проведения: музыкальный зал

Время: 20  минут.

Структура занятия:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основное содержание занятия.

4. Рефлексия прошедшего занятия.

5. Ритуал прощания.

Оборудование и материалы: Пиктограммы с эмоциями шаблоны эмоций , цветные карандаши, смайлики в виде медалек.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «Эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний.

    С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие. 

10 октября - всемирный день психического здоровья. А что такое  психическое здоровье? Психическое здоровье — по определению ВОЗ, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества в эмоционально-спокойном состоянии. 

Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?» «Эмоционально-благополучный человек — это…?» 

В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -

* уверенность в себе;

*получение удовольствия от жизни;

*удовлетворенность жизнью и работой;

*хорошее настроение;

*здоровье;

*работоспособность повышена.

Но, несмотря на все выше сказанное, есть факторы, которые влияют на эмоциональное благополучие.

Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:

— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?

Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли

— В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:

  • Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
  • Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
  • Результативность (успешность) педагогической деятельности.
  • Учебная нагрузка.
  • Способность противостоять стрессу.

Как сохранить психическое здоровье?

Все же нельзя отрицать тот факт, что сохранить адекватность в век стрессов нелегко. Необходимо недопущение наступления состояния, могущего привести к психическому расстройству, так как устранять последствия гораздо сложнее. Вот некоторые правила, следуя которым, возможно оставаться психически полноценным несмотря ни на то.

•        Расширение контактов, поддержание уже имеющихся связей. Это самый важный фактор, способствующий сохранению человеком адекватности. Правда, есть одно «но»: общение с людьми должно быть интересным, обогащать вашу натуру, ваш внутренний мир, оно должно быть проникнуто теплотой, искренностью. В противном случае получите обратный эффект.

•        Наслаждение настоящим. Не стоит жить прошлым – его не вернуть. Не нужно жить и будущим – его еще нет, и никто не знает, каким оно будет, да и будет ли вообще… Настоящее, этот миг – вот то, чем стоит наслаждаться в полной мере.

Расширение кругозора. Учиться, учиться и учиться – мудрые слова послужат превосходным стимулом к сохранению психического здоровья. Вы можете заняться спортом, живописью, изучением иностранных языков, вышивкой. Вы можете отправиться в путешествие. Ничто не мешает открывать в себе новые грани и развиваться в этом плане. Таким образом, вы получите еще и уверенность в себе.

•        Оказание помощи. Милосердие делает человека человеком. Дарите друзьям, родным и близким, даже незнакомым людям доброту, советы, реальную помощь. Вы получите в ответ благодарность, не сомневайтесь. А благодарность – это позитивные эмоции. Но не расточайте себя на людей, не способных ответить на добро тем же. Иначе не избежать разочарований.

Отсутствие запретов (в положительном ключе, разумеется). Человек, придумывающий себе барьеры на психологическом уровне, приближается к расстройству психического здоровья

2.Основная часть

Коллеги, я вам сегодня предлагаю отправиться в волшебную страну эмоций, и познакомимся с её жителями.

Но для того, чтобы отправиться в путешествие нам надо вспомнить, что такое эмоции? (Эмоции это наши душевные внутренние переживания)

Какие вы знаете эмоции? (Радость, удивление, гнев, страх, обида, улыбка, испуг, грусть, удовольствие).

– Как и с помощью чего люди выражают свои эмоции? (Мимики, жестов, интонации).

Что бы получше узнать, как выглядят эмоции мы отправимся в страну эмоций.

Коллеги, а теперь нам пора в путь, вы готовы к путешествию.

1 остановка. «Страна Радости»

Коллеги посмотрите, где мы с вами оказались? (Ответы)

А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза блестят, на губах улыбка).

Посмотрите, какие красивые лица у тех, кто радуется.

  •  «Радость — это когда все радуются, всем весело»
  •  «Радость — это когда у всех праздник».
  •  «Радость — это когда обнимает мама».
  •  «Радость — это когда все здоровы».
  •  «Радость» - Я смеюсь, я хохочу, улыбаюсь и шучу.

2 остановка. «Страна Злости» (Звучит музыка злости)

Посмотрите Коллеги, какой человечек? (сердитый, злой).

Как выглядит человек, когда злится? (Лицо сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)

Какие мы некрасивые, когда злимся.

3 остановка. «Страна удивления»

Какие же жители живут здесь? (ответы)

Жители здесь всегда удивлены, посмотрите, как они выглядят. Брови высоко подняты. Глаза широко открыты, рот открыт. Губы в форме буквы «О».

А теперь давайте попробуем изобразить удивление и наших гостей попросим удивиться с нами.

4 остановка «Страна страха»

Как вы догадались? (ответы)

убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез

5 остановка «Покажи эмоцию».

Педагоги вытягивают счастливый жетон и показывают ту эмоцию, которая у них написана на листочке и подходят к той остановке, которая указана в нашем путешествии. . Посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Подарите эмоции!!!!

3. Итог занятия.

Рефлексия.

- В какой стране мы путешествовали?

- Давайте вспомним с какими эмоциями мы познакомились?

Целительная сила музыкальных звуков и движений 

Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.

Противостоять этой угрозе возможно  с помощью музыкальных звуков и движений.

   Звуки — неотъемлемая составляющая нашего мира. Есть звуки слышимые нами, есть те, которые не улавливают человеческие органы слуха, но их улавливают другие органы. Мы тоже "фоним", то есть создаём определённые звуки и музыку. Наш организм — это большой и сложный музыкальный инструмент. Каждый орган в процессе своей работы вибрирует на определённой звуковой частоте. К сожалению, эта музыка недоступна для человеческого уха, но каждый из нас — это живой аккорд. И когда что-то происходит, Вы начинаете чувствовать боль, дискомфорт, упадок сил или другие негативные состояния.

Скорее всего, у Вас тоже есть любимые песни и мелодии, послушав которые, Вы чувствуете эмоциональный подъём. Возможно, успокоение Вам дарят несколько минут в тишине, вдали от раздражающих городских шумов. Или Вы предпочитаете отдохнуть, слушая голоса природы: течение реки, шум дождя, пение птиц.…А если под музыку совершать ещё и движения, то это принесёт огромное удовлетворение и радость.   Музыкально – ритмические упражнения воздействуют на опорно – двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Способствует формированию правильной осанки, красивой походки. Ритмичная музыка задает единый темп, ритм выполнения упражнений, способствует повышению работоспособности.

Наша встреча закончена.

Приятных вам эмоций!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей "Артикуляционная гимнастика"

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи.  Одно из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех звуков. Однако в...

Семинар - тренинг "Я буду пестовать тебя с рождения"

Семинар - тренинг  актуализирует проблему сохранения и передачи детям культурного наследия предков, знакомства ребенка с родной культурой. В качестве глобальной цели современного воспитания рассм...

семинар-тренинг для педагогов: "Взаимодействие и общение с родителями"ч.1

на данном семинаре-тренинге рассматриваются основные аспекты успешного общения с родителями, возможные "подводные камни" общения....

Семинар – тренинг для родителей. Тема: «Взаимодействие с агрессивными детьми».

Цель семинаров – тренингов: оптимизация детско-родительских отношений в семьях, имеющих агрессивного ребенка. Задачи:1.Познакомить родителей с теоретическими аспектами по проблеме агрессивн...

План семинаров-тренингов для педагогов «На пути к педагогическому мастерству»

Данный материал может быть полезен педагогам-психологам в работе по развитию эффективности педагогической деятельности....

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"

Семинар-тренинг для педагогов: "Синдром профессионального выгорания"...