Презентация и текст по теме "Влияние качества привязанности на коммуникативную сферу ребенка"
презентация к уроку по психологии (старшая группа)

Руденко Оксана Петровна

Взаимосвязь качества привязанности и коммуникативной сферы личности ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация271.52 КБ
Файл текст33.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние качества детско-родительской привязанности на коммуникативную сферу личности ребенка Выполнила: п едагог-психолог МАДОУ №41 Руденко Оксана Петровна

Слайд 2

три основные характеристики внутренней рабочей модели: 1. мод e ль других как (не)заслуживающих доверия; 2. мод e ль себя как (не) ц e нного ; 3. мод e ль себя как (не) эфф e ктивного во взаимодействии с другими.

Слайд 3

Джон Боулби Мэри Эйнсворд Гарри Харлоу Филлип Шаффер Кэрил Эртел и Линда Уотсон Сьюзан Кэмпбелл Карен Френсис и Глен Уокер Эрик Эриксон Патрисия Криттенден Карл Бриш Маргарет Маллер Гюнтер Аммон

Слайд 4

Исследования М. Эйнсворт , Дж. Боулби и других позволили выделить четыре основных типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери): надежную , безопасную привязанность (тип В); (ребенок чувствует себя уверенно рядом со своими родителями ,спокойно исследует окружающий мир и легко успокаивается после разлуки) ненадежную избегающую привязанность (тип А); (ребенок избегает контакта с родителем при возвращении ,не проявляет сильных эмоций и ведет себя так, будто ему все равно) ненадежную тревожно-амбивалентную привязанность (тип С). (ребенок сильно переживает при расставании, но при возвращении родителя испытывает смешанные чувства, одновременно стремясь к контакту и отталкивая его). Дезорганизованная привязанность (ребенок демонстрирует противоречивое и непредсказуемое поведение при встрече с родителем ,иногда даже пугается его.)

Слайд 5

Условиями для формирования надежной привязанности являются: Высокий уровень чуткости близкого человека; Постоянное качество чуткости; Принятие потребности ребенка в близости; Позитивная реакция на сигналы ребенка о потребности в близости; Эмоциональная доступность; У взрослых часто надежная привязанность со своими родителями.

Слайд 6

В зависимости от типа привязанности у ребенка налаживается характерная система ожиданий в отношении участников его последующих социальных контактов. Эта система опосредует дальнейший характер взаимодействия ребенка с окружающим миром и становится важным механизмом влияния на коммуникативную сторону его развития.

Слайд 7

Методики исследования качества привязанности у родителей и детей и коммуникативной сферы ребенка Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) ,разработанный Е.И. Захаровой ; Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери ; «Шкала привязанности ребенка к членам семьи» А.И. Баркан ; «Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова ); Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс ); Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетининой).

Слайд 8

Эмоциональные ,поведенческие проявления в паре с Тревожно-избегающей привязанностью: 1 . Эмоциональные , поведенческие проявления родителя: Эмоционально отстранен ,ограничивает проявление своих чувств и эмоций (эмоциональная скудность, недостаточная эмоциональная доступность ребенку ) Коммуникативные нарушения ребенка: Скрытен,недоверчив ; Избегает близких контактов со сверстниками и взрослыми.(позой ,мимикой) (страх быть отвергнутым и разочарованным). В отношениях с родителями старается быть независимым. Испытывает затруднения в проявлении и выражении своих эмоций и чувств. Не проявляют симпатию. Часто не дифференцирует эмоции,не может выразить свои потребности; Не умеет продолжительное время поддерживать контакт. 2. Эмоциональные , поведенческие проявления родителя : испытывает трудности в эмпатическом понимании потребностей ребенка, не способна предоставить эмоциональную поддержку и утешение Ребенок: Не стремится понять другого, его мысли, чувства Эмоциональная гипоактивация

Слайд 9

3. Эмоциональные , поведенческие проявления родителя : Испытывает трудности в саморегуляции и контроле своих эмоций Коммуникативные нарушения ребенка : В стрессовых ситуациях испытывает трудности в регуляции своих эмоций; Не искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; Тревожен; Проявляет агрессию к сверстниками . 4. Эмоциональные, поведенческие проявления родителя : Избегает физического контакта с ребенком Коммуникативные нарушения ребенка : Предпочитает играть в одиночестве, избегает активной социальной интеракции . 5. Эмоциональные, поведенческие проявления родителя : При взаимодействии с ребенком не умеет воздействовать на эмоциональное состояние ребенка, успокоить его в трудной ситуации . Ребенок :Испытывает трудности в социальной адаптации ,в коллективных играх ,в выполнении групповых заданий. Не принимает своего ребенка безусловно ,критикует ,ругает. Не отстаивает свою позицию Сам не проявляет инициативу в общении;Не выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия.

Слайд 10

Характеристики внутренней модели привязанности по Д.Боулби : 1. мод e ль других как (не)заслуживающих доверия; 2. мод e ль себя как (не) ц e нного ; 3. мод e ль себя как (не) эфф e ктивного во взаимодействии с другими, Уровни коммуникативной деятельности старшего дошкольника ,описанные А.Н. Леонтьевым в своей концепции : "я - я " (общение с самим собой, осознание своего места в группе), "я - он" (общение с партнером, умение слушать, выражать эмоции и эмпатию ) "я - они" (взаимодействие с группой, способность к сотрудничеству и участию в общей деятельности).

Слайд 11

мод e ль других как (не)заслуживающих доверия - "я - он" (общение с партнером, умение слушать, выражать эмоции и эмпатию ) Коммуникативные проявления ребенка: Не проявляет симпатию; Скрытен ,недоверчив; Затрудняется в проявлении и выражении своих эмоций , эмоциональная гипоактивация ; Избегает близких контактов со сверстниками и взрослыми; Тревожен; Проявляет агрессию к сверстникам; Неискренен в своих высказываниях .

Слайд 12

мод e ль себя как (не) ц e нного - «Я-Я» (общение с самим собой, осознание своего места в группе) Коммуникативные проявления ребенка: Не умеет выражать свои потребности; Не отстаивает свою позицию; Испытывает трудности в социальной адаптации;

Слайд 13

мод e ль себя как (не) эфф e ктивного во взаимодействии с другими – "я - они" (взаимодействие с группой, способность к сотрудничеству и участию в общей деятельности ). Коммуникативные проявления ребенка: Не умеет продолжительное время поддерживать контакт; Сам не проявляет инициативу в общении; Не выступает организатором игр; Предпочитает играть один ,избегает социальной интерактивации .

Слайд 14

Ребенок, используя внутреннюю рабочую модель себя и других, полученную при налаживании привязанности со взрослым,учится спрогнозировать реакции взрослых на свои действия, и это становится основой для его будущих взаимодействий с другими людьми . Это понимание ребенком определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, т.к. внутренняя рабочая модель определяет его реакцию на других людей ,качество его коммуникации с другими.

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Влияние качества детско-родительской привязанности на коммуникативную сферу ребенка.

Феномен привязанности матери и ребенка в последние годы находится в центре внимания исследователей, педагогов.  Ему придается большое значение в формировании эффективного материнского поведения, в приспособлении ребенка к окружающему миру, в его гармоничном развитии.

В современном толковании привязанность рассматривают как индивидуально направленную устойчивую эмоциональную установку, в основе которой лежит опыт аффективно насыщенных отношений ребенка с близким взрослым. Сформированная в первые годы жизни первичная привязанность к близким является достаточно устойчивой. У большинства детей модели взаимоотношений с обьектом первичной  привязанности интериоризируясь, становятся рабочими моделями взаимодействия ребенка с другими людьми: в контактах со сверстниками, взрослыми.

В психолого-педагогической литературе существует разное понимание привязанности и ее влияния на формирование личности ребенка.

Одним из первых исследователей, который занимался изучением привязанности был британский психолог Джон Боулби. В середине 20 века (50-60 года) он разработал теорию привязанности ,согласно которой младенцы формируют привязанность к своим родителям (или другим опекунам) как способ обеспечения безопасности и выживания.  Эта теория оказала большое влияние на понимание развития детей и их отношений с родителями.

Другой известный исследователь в этой области ,а в дальнейшем и единомышленник Боулби – Мэри Эйнсворд. Она разработала методику «Незнакомая ситуация» ,чтобы оценить тип привязанности у маленьких детей.  В этом эксперименте ребенок оставляется ненадолго без родителей в незнакомой обстановке, а затем возвращается родитель. На основе поведения ребенка во время разлуки и воссоединения можно определить тип его привязанности.

Эти исследователи помогли лучше понять, как формируются отношения между детьми и родителями ,а также ,как они могут влиять на дальнейшую жизнь человека. Центральным  в содержании понятия привязанности является понятие "внутренняя рабочая модель", которая представляет собой своеобразное единство себя и другого. Ребенок осознает себя через отношение к нему близкого взрослого, и это отношение становится его внутренним достоянием, присущим ему самоощущением, сквозь которое он воспринимает окружающий мир. Отношение другого "вживлено" в состав его самосознания и не является для него внешним стимулом.

 СЛАЙД 2 Боулби выдeлил  три основные характеристики внутренней рабочей модели:

1. модeль других как (не)заслуживающих доверия;

2. модeль себя как (не)цeнного;

3. модeль себя как (не)эффeктивного во взаимодействии с другими.

Это понимание ребенком  определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, т.к. внутренняя рабочая модель определяет его реакцию на других людей.

Помимо Дж.Боулби и Мэри Эйнсворд ,которые внесли значительный вклад в изучение привязанности ,есть и другие исследователи ,которые продолжили развивать эту тему.

Гарри Харлоу – американский психолог, который проводил эксперименты на обезьянах ,показав важность физической близости и тактильного контакта для формирования привязанности. Его работы подчеркнули значимость материнской заботы для нормального развития детенышей.

Филлип Шаффер – канадский психолог ,который продолжил работу Мэри Эйнсворд по изучению типов привязанности. Он предложил более детализированную классификацию типов привязанности, включающую различные подтипы.

Кэрил Эртел и Линда Уотсон –американские психологи ,которые занимались исследованием привязанности у детей с нарушением слуха. Они показали ,что дети с такими особенностями могут формировать такие же типы привязанности ,как и слышашие дети, если получают адекватное общение и поддержку от своих родителей.

Сьюзан Кэмпбелл – американская психологиня, специализирующаяся на изучении привязанности в контексте семейных взаимоотношений. Ее работа сосредоточена на том ,как привязанность влияет на взаимодействие между членами семьи как она развивается в течение жизни.

Карен Френсис и Глен Уокер – австралийские исследователи ,которые изучали привязанность в контексте усыновления и приемных семей. Их работы показывают, как дети, лишенные ранней привязанности, могут восстанавливать свои способности к формированию здоровых связей в новых семьях.

Эрик Эриксон – американский психоаналитик, который рассматривал привязанность ,как одну из стадий психосоциального развития. Он утверждал ,что успешное формирование привязанности в раннем возрасте является основой для дальнейшего личностного роста и социальной адаптации.

Согласно позиции Патрисии  Криттенден, другие люди (родители) являются источниками информации, внешней средой, к которой ребенок более или менее успешно приспосабливается. Его главная задача - выработать эффективную стратегию приспособления, интегрировать полученную информацию и использовать ее в поведении.

Карл Бриш ститает ,что привязанность одной своей частью смыкается с системой безопасности ребенка, а другой примыкает к родительской системе защиты и ухода. Прочная эмоциональная связь – лучшая основа для личностного роста.

Маргарет Маллер занималась изучением здорового развития  ребенка. Разработала теорию сепарации- индивидуации в развитии ребенка, процесса осознания собственного «Я».

Гюнтер Аммон в своем исследовании пришел к выводу ,что в формировании границ «Я» ребенок зависит от постоянной поддержки окружения ,своей первичной группы ,в особенности матери.

Эти и многие другие исследователи внесли свой вклад  в наше понимание природы привязанности ,ее форм, и последствий для развития личности.

 СЛАЙД 4 Исследования М. Эйнсворт, Дж. Боулби и других позволили выделить три основных типа привязанности ребенка к близкому взрослому (матери):

  1. надежную, безопасную привязанность (тип В);

(ребенок чувствует себя уверенно рядом со своими родителями ,спокойно исследует окружающий мир и легко успокаивается после разлуки)

  1. ненадежную избегающую привязанность (тип А);

(ребенок избегает контакта с родителем при возвращении ,не проявляет сильных эмоций и ведет себя так, будто ему все равно)

  1. ненадежную  тревожно-амбивалентную  привязанность (тип С).

(ребенок сильно переживает при расставании, но при возвращении родителя испытывает смешанные чувства, одновременно стремясь к контакту и отталкивая его).

Позже был добавлен еще один тип привязанности:

  1. Дезорганизованная привязанность (ребенок демонстрирует противоречивое и непредсказуемое поведение при встрече с родителем ,иногда даже пугается его.)

Показано,   что   наиболее  благоприятной для психического развития является надежная привязанность.

Включение расстройств привязанности в МКБ-10 показывает степень влияния, важность данного вопроса в формировании личности ребенка.

СЛАЙД 5 Условиями  для формирования надежной привязанности являются:

  • Высокий уровень чуткости близкого человека;
  • Постоянное качество чуткости;
  • Принятие потребности ребенка в близости;
  • Позитивная реакция на сигналы ребенка о потребности в близости;
  • Эмоциональная доступность;
  • У взрослых часто надежная привязанность со своими родителями.

При отсутствии данных условий происходит нарушение привязанности в диаде.

Коммуникативная сфера развивается через опыт ранних межличностных отношений с матерью или значимым взрослым. Опыт отношений с матерью на первом году жизни влияет на привязанность к ней и определяет характер межличностных отношений ребенка с окружающими в дальнейшем.

СЛАЙД 6 В зависимости от типа привязанности у ребенка налаживается характерная система ожиданий  в отношении участников его последующих социальных контактов. Эта система опосредует дальнейший характер взаимодействия ребенка с окружающим миром и становится важным механизмом влияния на коммуникативную сторону его развития.

Коротко хочу рассказать о моем исследовании по выявлению взаимосвязь между эмоционально-поведенческими проявлениями матери и коммуникативными проявлениями ребенка.

М ы пронаблюдали за  20 парами  «родитель-ребенок» в условиях утреннего расставания в детском саду в течение 10 дней. Наблюдались и фиксировались невербальные ,вербальные реакции детей на расставание и эмоциональная включенность ,поведение родителя, мимические, телесные, эмоциональные ,поведенческие реакции, а также вербализации ,длительность переживания, действия после входа в группу, поведение родителей при взаимодействии с ребенком и после расставания.

В результате  наблюдения у 6 детско-родительских пар были выявлены те или иные нарушения привязанности.

Опишу  общие невербальные проявления ребенка и мамы при каждой из нарушенных привязанностей:

Амбивалентная. Ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него.

 Характерно для детей, чьи родители были непоследовательны и истеричны: то ласкали, то взрывались и били ребенка — делая и то, и другое бурно и без объективных причин, лишая тем самым ребенка возможности понять их поведение и приспособиться к нему.

Поведение мам ,имеющих амбивалентную привязанность при расставании можно разделить на два различных вида:

1.   Мама безэмоциональна ,контакта глаз нет, на вопросы ребенка  отвечает коротко, без включения. При расставании иногда целует, иногда уходит не прощаясь с ребенком;

2.Мама старается успокаивать ребенка при расставании, целует, видны сомнения и недоверие к педагогам, иногда злиться на малыша.

Избегающая. Ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми. Основной мотив — «никому нельзя доверять».

Мама эмоционально не включена, быстро выполняет все действия и уходит. При расставании машет ребенку ,либо вообще не прощается. Телесного и зрительного контакта нет ,не проявляет нежности, сосредоточена на себе.

Дети с нарушенной привязанностью имеют некоторые общие паттерны невербальной коммуникации с помощью которых можно определить тип привязанности ребенка к маме.

Ненадежно привязанные дети  испытывают больше эмоциональных проблем по сравнению с надежно привязанными .

Для уточнения выявленных нарушений при помощи наблюдения,проведения исследования качества детско-родительской привязанности и коммуникативных качеств детей были подобраны следующие диагностические методики:

СЛАЙД 7 «Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) ,разработанный Е.И. Захаровой;

Проективная методика Н. Каплан для определения особенностей эмоциональной привязанности ребенка к матери;

«Шкала привязанности ребенка к членам семьи» А.И. Баркан;

«Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников» (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова);

Методика «Неоконченные ситуации» (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс);

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетининой).

Анализируя полученные при исследовании коммуникативной сферы  данные, мы выявили, что низкий уровень развития коммуникативных качеств у детей, чья привязанность к родителям нарушена.

Обобщив полученные в результате исследования данные ,мы составили некий «портрет» детско-родительской пары с небезопасной привязанностью, связав проявления родителя и коммуникативные нарушения ребенка:

 СЛАЙДЫ 8,9   Таблица 1 – Эмоциональные ,поведенческие проявления в паре с Тревожно-избегающей привязанностью:

Эмоциональные, поведенческие проявления родителя

Коммуникативные нарушения ребенка

1.Эмоционально отстранен ,ограничивает проявление своих чувств и эмоций (эмоциональная скудность, недостаточная эмоциональная доступность ребенку)

Скрытен,недоверчив;

Избегает близких контактов со сверстниками и взрослыми.(позой ,мимикой) (страх быть отвергнутым и разочарованным).

В отношениях с родителями старается быть независимым.

Испытывает затруднения в проявлении и выражении своих эмоций и чувств.

 Не проявляют симпатию.

Часто не дифференцирует эмоции,не может выразить свои потребности;

Не умеет продолжительное время поддерживать контакт.

2.Испытывает трудности в эмпатическом понимании потребностей ребенка, не способна предоставить эмоциональную поддержку и утешение

Не стремится понять другого, его мысли, чувства

Эмоциональная гипоактивация

3.Испытывает трудности в саморегуляции и контроле своих эмоций

В стрессовых ситуациях испытывает трудности в регуляции своих эмоций;

Не искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств;

Тревожен;

Проявляет агрессию к сверстниками.

4.Избегает физического контакта с ребенком

Предпочитает играть в одиночестве, избегает активной социальной интеракции.

5.При взаимодействии с ребенком  не умеет воздействовать на  эмоциональное  состояние   ребенка, успокоить его в трудной ситуации.

Испытывает трудности в социальной адаптации ,в коллективных играх ,в выполнении групповых заданий.

 Не принимает своего ребенка безусловно ,критикует ,ругает.

Не отстаивает свою позицию

Сам  не проявляет инициативу в общении;        Не выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия.

СЛАЙД 10  Исходя из полученных нами при исследовании данных, мы сопоставили характеристики внутренней модели привязанности по Д.Боулби:

1. модeль других как (не)заслуживающих доверия;

2. модeль себя как (не)цeнного;

3. модeль себя как (не)эффeктивного во взаимодействии с другими,

и уровни коммуникативной деятельности старшего дошкольника ,описанные А.Н. Леонтьевым в своей концепции:

"я - я" (общение с самим собой, осознание своего места в группе),

"я - он" (общение с партнером, умение слушать, выражать эмоции и эмпатию)  "я - они" (взаимодействие с группой, способность к сотрудничеству и участию в общей деятельности).

Как мы выявили, уровень развития коммуникативных качеств снижен у детей с нарушенной привязанностью в паре, что напрямую связано с проявлениями мамы с нарушенной привязанность. Таким образом ,у нас получилась рабочая модель себя и других ребенка с небезопасной привязанностью.  Расскажу на примере тревожно-избегающей привязанности.

СЛАЙД 11 Таблица 12- Рабочая модель себя и других ребенка с тревожно-избегающей привязанностью

Характеристика внутренней модели привязанности

Д.Боулби

Уровни коммуникативной деятельности (А.Н. Леонтьев)

Коммуникативные проявления

Ребенка

С низким уровнем развития коммуникативных качеств

Проявления


Продолжение таблицы 12

1. модeль других как (не)заслуживающих доверия;

"я - он" (общение с партнером, умение слушать, выражать эмоции и эмпатию)

  • Не проявляет симпатию;
  • Скрытен ,недоверчив;
  • Затрудняется в проявлении и выражении своих эмоций ,эмоциональнаягипоактивация;
  • Избегает близких контактов со сверстниками и взрослыми;
  • Тревожен;
  • Проявляет агрессию к сверстникам;
  • Неискренени в своих высказываниях;;

2. модeль себя как (не)цeнного;

«Я-Я»

общение с самим собой, осознание своего места в группе

  • Не умеет выражать свои потребности;
  • Не отстаивает свою позицию;
  • Испытывает трудности в социальной адаптации;

3. модeль себя как (не)эффeктивного во взаимодействии с другими

"я - они" (взаимодействие с группой, способность к сотрудничеству и участию в общей деятельности).

  • Не умеет продолжительное время поддерживать контакт;
  • Сам не проявляет инициативу в общении;
  • Не выступает организатором игр;
  • Предпочитает играть один ,избегает социальной интерактивации;

          Ребенок, используя внутреннюю рабочую модель себя и других, полученную при налаживании привязанности со взрослым,учится спрогнозировать реакции взрослых на свои действия, и это становится основой для его будущих взаимодействий с другими людьми. Это понимание ребенком  определяет будущее социальное и эмоциональное поведение, т.к. внутренняя рабочая модель определяет его реакцию на других людей ,качество его коммуникации с другими.

 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская работа «Музыкально-коммуникативные игры как инновационная форма работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста»

В программе собран комплекс музыкально-коммуникативных игр, указана возможность их использования  в ежедневной деятельности музыкального руководителя. Программа рассчитана на детей старшей, подго...

Особенности восприятия и социально-коммуникативной сферы слепого ребенка

В данном материале даются особенности восприятия и социально-коммуникативной сферы слепого ребенка. Говорится о причинах слепоты и важности развития зрительного, осязательного и слухового восприятия. ...

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации

Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка-дошкольника средствами мультипликации...

Презентация и текст по теме "Типы привязанностей и их влияние на детско-родительские отношения" на родительский лекторий.

Говоря о привязанности ребенка к родителям мы всегда подразумеваем формирование этой привязанности в семье.Семья – сложный комплекс тесных, длительных и эмоционально насыщенных межличностных отн...

Презентация СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2023г

quot;СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Настольные игры как средство развития коммуникативной и познавательной сфер ребенка

В век новых технологий и интересных компьютерных новшеств мы часто становимся их заложниками. Часто свое свободное время мы тратим, общаясь в социальных сетях, когда в соседней комнате одиноко сидит н...