Особенности восприятия и социально-коммуникативной сферы слепого ребенка
консультация на тему

В данном материале даются особенности восприятия и социально-коммуникативной сферы слепого ребенка. Говорится о причинах слепоты и важности развития зрительного, осязательного и слухового восприятия. Показаны направления для развития слепого ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialno-kommunikativnaya_sfera_nezryachego_1.docx7.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Особенности восприятия и

социально – коммуникативной сферы слепого ребенка»

Учитель - дефектолог Буздырина О.Б.

Слепота, создавая новый, особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления функций, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект, минус, слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей, плюс, сила (как это ни странно и ни похоже на парадокс!).
                                           Л.С.Выготский

        

     Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Причины возникновения слепоты

  • Ретинопатия недоношенных – заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке.
  • Атрофия зрительного нерва – это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга.

        Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва.

Слепые дети менее активны, чем их зрячие сверстники.

 Зрительный орган  - не только информационный канал, но и источник стимуляции, т. е. необходимых воздействий на мозг, являющихся важнейшим условием его развития, а также одним из источников активности ребенка. Недостаток такой внешней стимуляции в психологии получил название чувственной ограниченности (сенсорной депривации).

Для преодолений последствий ограниченного восприятия следует уделять физическому, двигательному развитию ребенка, во-первых, потому что информация, идущая в мозг от мышц, суставов, сухожилий, также стимулирует его развитие и, стало быть, повышает уровень активности.

Физическое и психическое развитие в детстве связаны наиболее тесно. В еще большей степени это наложение можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.

 Зрение выполняет важную регулирующую роль. Его выпадение сказывается на уровне организации деятельности, что проявляется в различных двигательных нарушениях, трудностях формирования двигательных навыков.

Специально организованное обучение и воспитание, направленное на преодоление последствий слепоты, называется коррекционным. Эффект коррекционного воздействия во многом зависит от того, когда его начинают осуществлять. Чем раньше оно проводится, тем более оно эффективно.

Для слепых детей характерны неравномерность развития психических процессов на различных возрастных этапах и появление и развитие процессов компенсации дефекта за счет использования сохранных анализаторов: остаточного зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.

Главным условием гармоничного развития ребенка является игра.

В играх важно использовать все сохранные анализаторы и речь.

В группе необходимо познакомить ребенка со всеми окружающими предметами, их назначением. На прогулке следует обращать внимание на различные звуки (шум ветра, дождя, шелест листьев, звук проезжающей машины) и помочь ребенку связать эти звуки с определенными действиями.

Зрительное восприятие.

Если у ребенка есть остаточное зрение, важно его развивать. При этом надо научить рассматривать предмет. Для этого создаются определенные условия: яркое освещение (не меньше 500 люкс). Ребенок должен поднести предмет на комфортное расстояние (не наклоняться, не создавать тень). Дети с низкой остротой зрения стараются все рассматривать с помощью зрения, либо зрение не используют. Важно развивать зрение, но не переутомлять его. Игрушки должны быть яркими, контрастными. Для развития остаточного зрения используются игры в темной комнате:  «Зажги фонарик» и др.

Осязательное восприятие.

Важно учить незрячего ребенка видеть «руками» с раннего детства. С помощью осязания определяется величина, форма, фактура, вес и температура предмета. Для этого ребенок использует  ладони, пальцы и подошвы ног. С помощью осязания формируются предметные представления.

Чтобы научить ребенка определенным действиям, используется прием «рука в руке». В отношении незрячих игрушки выполняют еще одну не менее важную роль. Осязательное обследование игрушек, действие с ними способствует развитию мелких движений рук, формированию правильных приемов обследования. Учим узнавать реальные предметы и игрушки: овощи, фрукты, посуду, транспорт и т. д. В группе важно познакомить ребенка со всеми окружающими предметами, их назначением.

Учим выделять части предметов (обследование по алгоритму), учим узнавать поверхности материалов (дерево, ткань, металл, стекло).

Слуховое восприятие.

Важно развивать слух с раннего детства. Благодаря слуху ребенок получает новую информацию новые впечатления, узнает предметы по характерным шумам: скрип двери, переливание воды и т. п. Ребенок развивает свои слуховые возможности, учится узнавать людей по голосу. Слепому ребенку надо объяснять, обо всем, что происходит. Он запоминает звуки и начинает по-разному на них реагировать. Игры: «Кто позвал?», «Что я делаю?», «Кто как кричит?» и др.

Речевое развитие.

Развитие речи, как средства общения, обобщения и коррекции вторичным отклонений, также является необходимым условием компенсации слепоты. Слепые дети затрудняются соотносить слова с их значением. Речь становится формальной. О себе дети могут говорить в третьем лице, так, как процесс самоиндификации затягивается (не видит себя в зеркале). У них наблюдаются эхолалии (отраженная речь).

Ориентировка в пространстве.

Учим ребенка ориентироваться на себе: показывать  части тела и лица на себе и на другом человеке (на кукле). Даем понятия правая рука (нога), левая рука (нога). Затем учим ориентировке от себя: справа (слева), вверху (внизу). Обучаем ребенка ориентировке в группе, в туалете, раздевалке (по периметру). Этому помогают предметы – символы. Следование за голосом, свободная ходьба, бег, скатывание по наклонной плоскости , катание на качелях, все это способствует развитию ориентировки и двигательной активности.

Развитие моторики.

Так как ребенок не видит, у него отсутствует потребность поднимать голову, держать ее высоко, тянуть руку к игрушке, ползать или ходить. Интерес к движению теряется. Его надо развивать: учить ходить, согласовывая движения рук и ног, прыгать, ловить и кидать мяч. Для повышения двигательной активности важное значение  приобретают подвижные игры и физкультурные занятия.

Социальное развитие.

 Ребенку с глубоким нарушением зрения присущи черты аутизма. Он может долго находиться один на одном месте, не общаться со сверстниками.  Важно научить слепого воспринимать сверстников и общаться с ними, называть их по имени. В раннем возрасте у ребенка могут появиться навязчивые движения: надавливание на глаза, ритмичные движения головой, раскачивание тела. Необходимо отвлекать ребенка от этих движений: играть, развивая двигательную активность.

Навыки самообслуживания.

Одна из сложных задач – привитие навыков самообслуживания. Это связано с тем, что ребенка считают беспомощным, его жалеют и стараются все за него сделать. К школе важно научить его самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, чистить зубы, обувать ботинки, самостоятельно есть из ложки. Важно научить ребенка убирать предметы одежды на свое место, брать и подавать их; учить убирать игрушки на определенное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс : «Развитие социально-коммуникативных навыков детей и поддержка их инициативы в социальной сфере средствами ТРИЗ -технологий».

Обоснованием данного мастер-класса является психолого-педагогическая направленность, основанная на принципах инновационности и педагогике сотрудничества.      Цель ТРИЗ...

Особенности социально – коммуникативного развития ребенка среднего дошкольного возраста

Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению м...

Реферат "Возрастные особенности восприятия картины ребенком-дошкольником. Психологические стадии общения ребенка-дошкольника с картиной. Характеристика типов и уровней восприятия

В дошкольном возрасте ознакомление детей с художественным творчеством носит, в первую очередь, эстетический характер. Учась чувствовать, воспринимать, проявлять эмпатию и анализировать ребенок начинае...

Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию "Собака - поводырь - глаза слепого человека"

Цель: расширение знаний детей о функции собак - поводырей в обществе.Задачи:Образовательные:- пополнить знания детей о домашних животных и их функции в обществе;- создать представление об особенностях...

«Развитие социально-коммуникативных навыков детей и поддержка их инициативы в социальной сфере средствами ТРИЗ-технологий».

Вырастить ребенка, умеющего мыслить логично и гибко, находить неординарные решения, анализировать проблему всесторонне, подготовленного к трудностям, хотели бы все родители. Ведь это значит, что мален...