Диагностика детско - родительских отношений
методическая разработка по психологии

Комина Наталия Николаевна

Данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ddro.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика детско-родительских отношений.

Материал подготовил:

педагог-психолог выс.кв.к

МАДОУ д/с «1 «Карусель»

 Комина Наталия Николаевна

Анкета- опросник для родителей

 «Лики родительской любви» (Автор: С. С. Степанов (1999)

Инструкция: Данный опросник поможет и отцу, и матери оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку. Если вы согласны с приведенным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все опросы, подсчитайте общую сумму баллов.

  1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родителей - до поры его от них ограждать.
  2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои детские годы.
  3. Если малыш говорит неправду, то он скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.
  4. Современные школьные программы чересчур сложны.
  5. Мать должна служить своего рода эмоциональным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя строгость.
  6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.
  7. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, чем недостаток.
  8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему более благожелательно.
  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее недостатков.
  10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
  11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради общего физического развития.
  12. За семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.
  13. Детское непослушание часто возникает от того, что родители требуют от ребенка слишком многого.
  14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу-ночник.
  15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.

Обработка результатов

12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. Задумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физическое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей стороны пойдет ему только на пользу. Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполненный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.

Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хотите видеть своего ребенка состоявшейся и преуспевшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Постарайтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей. Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако задумайтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

Изучение характера взаимоотношений

«РЕБЕНОК-РОДИТЕЛЬ»

Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.

Анкеты помогают самим участникам опроса сделать выводы о характере взаимоотношений родителей и детей в собственных семьях. Отношения могут быть оценены как благополучные, удовлетворительные и недостаточно многосторонние. При отрицательных характеристиках родители и дети могут сделать вывод о том, что существует необходимость принятия срочных мер для их улучшения. 

Анкета для учащихся

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти».

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с родителями?

2. Говорят ли с вами ваши родители по душам, советуются ли с вами по своим личным делам?

3. Интересуются ли родители вашей учебой, проблемами   по отдельным предметам, проблемами с учителями и одноклассниками?

4. Знают ли родители ваших друзей?

5. Участвуете ли вы в хозяйственных делах вместе с родителями?

6. Проверяют ли постоянно ваши родители, как вы готовите уроки?

7. Есть ли у вас и ваших родителей общие занятия, увлечения?

8. Участвуете ли вы в подготовке семейных праздников?

9. Хотите ли вы всегда проводить свои праздники без взрослых?

10. Обсуждаете ли вы с родителями прочитанные книги, статьи?

11. Обсуждаете ли вы с родителями события в соц. сетях?

12. Бываете ли вы вместе с родителями в кино, театре, музее?

13. Бываете ли вместе с родителями на прогулках, в походах?

14. Нравится ли вам проводить вместе с родителями отпуск?

Анкета для родителей

Допустимые ответы: «да», «нет», «отчасти», «иногда».

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли «по личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6.Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7.Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

9. На «детских праздниках» - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги, статьи?

11. Обсуждаете ли вы с детьми правила поведения в интернет пространстве?

12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Анализ результатов:

За каждое «да» - 2 балла,

«отчасти, иногда» - I балл,

«нет» - 0 баллов.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения оцениваются как удовлетворительные и недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контакты с детьми явно недостаточные. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Родители сопоставляют свои результаты с результатами детей и общей интерпретацией. Можно поинтересоваться, ожидали ли они подобных данных?

ДИАГНОСТИКА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Проективная методика «Рисунок семьи» Венгер А.Л.

«Семья в образе животных»

Диагностика эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Модификация для детей дошкольного возраста

Индивидуальная

«Опросник родительского отношения» Столин В.В., Варга А.Я

Определить тип родительского отношения к ребенку

Родители

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств,...

Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руково...

Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....

Диагностика детско-родительских отношений

Диагоностика детско-родительских отношений...

Методики диагностики детско-родительских отношений

quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...

Методики диагностики детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотноше...