Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений
консультация (старшая группа) на тему

Шелкунова Анжела Александровна

Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Огромную роль  в работе любого педагога играет диагностика. Она   может быть использована как в работе с учащимися, так и с коллективом родителей.

Любая информация, которую учитель может получить  от родителей в результате диагностики, может оказать и семье, и ребенку неоценимую услугу.

Однако проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств, связанных с полученной информацией. Во-вторых, не всегда полученные в ходе  диагностики материалы носят объективный характер. Это значит, что диагностический материал, вызывающий сомнение, нуждается в дополнительной проверке. В-третьих,  любой диагностический материал, используемый в работе с родителями, должен быть составлен таким образом,  чтобы в нем не было некорректных фраз, которые бы могли прямо или косвенно  задеть достоинство человека.

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руководитель должен задавать себе следующие вопросы:

  • что я хочу получить в результате диагностики?
  • как я буду работать с полученным материалом?
  • что может измениться в лучшую сторону, если такая диагностика будет проведена?

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

  • наблюдение;
  • беседу;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • деловые игры;
  • материалы детского творчества и творчества родителей.

Предварительная диагностика  необходима классному руководителю при подготовке:

  • родительских собраний;
  • тематических и индивидуальных консультаций;
  • внеклассных мероприятий;
  • организации поездок и экскурсий;
  • при планировании внеклассной работы с коллективом учащихся;
  • при анализе работы с классом.

Предварительная диагностика проводится с начальных классов и продолжается во всех последующих годах обучения  в школе (Приложение №1). Она может заключаться  не только в анкетировании родителей. Достаточно  информативной является методика неоконченных предложений, которая поможет   определить отношение родителей к школе, учителям и приходу собственного ребенка в учебное заведение (Приложение №2). Если  родители, отвечая на предложенные вопросы, больше вспоминает  негативные моменты  из школьной жизни, можно с уверенностью сказать, что невольно они уже будут искать  подобный негатив в школьной жизни  своего ребенка и даже иногда провоцировать его, чтобы сказать  фразу следующего содержания: «Я так и знал, так было и со мной…». Поэтому классный руководитель во многом может избежать проблемных ситуаций, если изучит уже сформированные стереотипы отношения к школе отдельных родителей, обусловленные их собственным  школьным опытом. Полученные результаты помогут классному руководителю  снять  напряженность конфликтных ситуаций уже в самом  начале  работы с классным коллективом. Подобная предварительная диагностика  поможет  классному руководителю с первых дней своей работы  увидеть родителей, которые будут поддержкой и опорой  в работе с классом, а также  определить семьи, которым трудно  будет пережить  период своей  собственной адаптации и адаптации своего  ребенка в школе.

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимодействиях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся. Например, к родительскому собранию можно провести анкетирование самих учащихся, на основе которого можно  провести родительское собрание, которое  позволит классному руководителю определить отношение детей к своей семье, к взрослым (Приложение №3). Для того, чтобы  определить, насколько хорошо родители знают  своего ребенка, можно провести анкетирование, вопросы которого нужно предложить и детям, и родителям (Приложение №4). Можно провести  исследование, которое позволит родителям открыть в своем ребенке для себя и окружающих его людей что-то новое (Приложение №5).Анкета поможет   родителям самостоятельно определить уровень  проявления способностей ребенка.  

Данные исследования  помогут организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным  на развитие их педагогической культуры, интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных  конкурсах и фестивалях. Это необходимо не только для того, чтобы родители отметили работу классного руководителя и сказали ему «спасибо»  (хотя и этому надо учить), но и для того, чтобы увидеть проводимое мероприятие через призму восприятия всеми присутствующими.

Итоговая  диагностика проводится в классе для изучения результатов взаимодействия учащихся, классного руководителя и    родителей по  проблеме, которая была трудноразрешимой  в классном коллективе в течение длительного времени. К примеру, в коллективе  стояла проблема  общения ребят друг к другу: можно провести  рисуночный тест «Вечер встречи». Учащимся класса предлагается отправиться  на океанском лайнере в кругосветное путешествие спустя  какое-то количество времени  после окончания школы. Для  этого необходимо  нарисовать  корабль и расположить весь класс в каютах, где может быть жит не более двух человек. Необходимо расселить весь класс по принципу психологической совместимости и обосновать  свое мнение.  

       В настоящее время существует множество опубликованных диагностических методик для педагогов, учащихся, родителей. Как же сориентироваться в этом потоке? Как выбрать нужное?

Необходимо отбирать диагностический инструментарий, основываясь на следующих принципах:

  • гуманизм (полученная информация ни в коем случае не должна повредить тому, кто сообщил вам сведения о себе);
  • валидность (определяется тем, насколько выбранный метод изучения семьи соответствует поставленным целям);
  • точность (соответствие результатов изучения уровню измеряемого качества);
  • надежность (определяется тем, насколько результаты изучения устойчивы при повторных измерениях);
  • корректность (определяется качеством диагностического материала).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 4 блока (по основным направлениям взаимодействия):

Цель использования методики (вид диагностики)

Необходимая информация

Методы и методики

Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

Социально-демографическая характеристика семьи:

социально-демографический портрет семьи;

организация и принципы семейного воспитания;

взаимоотношения родителей со школой Анкеты и тесты для родителей.

Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Сочинения родителей.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений

Привлечение родителей к сотрудничеству со школой (предварительная диагностика)

Информационные запросы родителей; ориентация родителей в сфере образования, наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)

Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.
Тренинги, практикумы…

Внутришкольный мониторинг (итоговая диагностика)

Удовлетворенность родителей качеством воспитательной работы

Наблюдение.
Анкеты для родителей.
Методика незаконченных предложений.
Беседы с родителями.
«Круглые столы»…

Приведенные диагностические методики – лишь малая часть  того, что  может использовать классный руководитель  при подготовке родительских собраний в классе. Изучение семьи дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления такта в общении и уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей. Используя диагностику, классный руководитель должен помнить о нравственных аспектах всех своих исследований и руководствоваться  определенными правилами.

Правило 1. Если родители поделились информацией со своим классным руководителем, она не должна стать доступной всем.

Правило 2. Диагностика проблемы предполагает  коррекционные  действия классного руководителя  по изученной проблеме.

Правило 3. Диагностическое исследование не должно   ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило 4. Диагностическое исследование должно  проводиться корректно и располагать  к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило 5. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо  использовать различные виды  диагностик, чтобы получить достоверный  материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений

Использование педагогом  психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической  диагностикой, классный руково...

Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада

Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....

Диагностика детско-родительских отношений

Диагоностика детско-родительских отношений...

Методики диагностики детско-родительских отношений

quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...

Методики диагностики детско-родительских отношений.

Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотноше...

Буклет "Рекомендации педагогам по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР)"

Буклет с рекомендациями для педагогов (дефектологов, педагогов- психологов) по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР...