Методики диагностики детско-родительских отношений.
методическая разработка
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodiki_diagnostiki.docx | 72.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методики диагностики детско-родительских отношений
Семья – один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Дети остро реагируют на все изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке взрослого, его позиции по отношению к себе, к состояниям матери и отца, изменению стереотипов повседневной жизни и т.д.
Воспитатель: Мызаева О.В- 21ДП ( 4 курс)
1.Опросник родительского отношения
(А.Я.Варга, В.В.Столин)
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
Структура опросника
Опросник состоит из 5 шкал:
- "Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
- "Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.
- "Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
- "Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
- "Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Текст опросника
- Я всегда сочувствую своему ребенку.
- Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.
- Я уважаю своего ребенка.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
- Я испытываю к ребенку чувство расположения.
- Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
- Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
- Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
- Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
- Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
- Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".
- Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
- Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
- Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
- Я принимаю участие в своем ребенке.
- К моему ребенку "липнет" все дурное.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Я жалею своего ребенка.
- Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
- Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
- Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
- Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
- Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
- Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
- При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
- Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
- В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
- Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
- Я всегда считаюсь с ребенком.
- Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
- Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.
- Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
- Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
- Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
- Я разделяю увлечения своего ребенка.
- Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
- Я понимаю огорчения своего ребенка.
- Мой ребенок часто раздражает меня.
- Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.
- Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
- Я не доверяю своему ребенку.
- За строгое воспитание дети благодарят потом.
- Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Я разделяю интересы своего ребенка.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
- Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
- Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
- Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
- Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
- Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
- Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
- Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
- Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.
- "Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
- отвержение,
- социальная желательность,
- симбиоз,
- гиперсоциализация,
- инфантилизация (инвалидизация).
Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160
1 шкала: "принятие-отвержение"
"сырой балл" | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Процентильный ранг | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0,63 | 3,79 | 12,02 |
"сырой балл" | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Процентильный ранг | 31,01 | 53,79 | 68,35 | 77,21 | 84,17 | 88,60 | 90,50 | 92,40 | 93,67 |
"сырой балл" | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
Процентильный ранг | 94,30 | 95,50 | 97,46 | 98,10 | 98,73 | 98,73 | 99,36 | 100 | 100 |
"сырой балл" | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |||
Процентильный ранг | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
2 шкала
"сырой балл" | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Процентильный ранг | 1,57 | 3,46 | 5,67 | 7,88 | 9,77 | 12,29 | 19,22 | 31,19 | 48,82 | 80,93 |
3 шкала
"сырой балл" | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 4,72 | 19,53 | 39,06 | 57,96 | 74,97 | 86,63 | 92,93 | 96,65 |
4 шкала
"сырой балл" | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Процентильный ранг | 4,41 | 13,86 | 32,13 | 53,87 | 69,30 | 83,79 | 95,76 |
5 шкала
"сырой балл" | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Процентильный ранг | 14,55 | 45,57 | 70,25 | 84,81 | 93,04 | 96,83 | 99,37 | 100,0 |
Источник:
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: Владос, 2006. - 529с.
2.Методика идентификации детей с родителями
опросник А.И. Зарова
Ребенку задают следующий набор вопросов.
- Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).
- С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников).
- Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?
- Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?
- Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?
- Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?
- Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?
- Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?
- Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?
Обработка и интерпретация результатов
Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями.
При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:
- возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;
- успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);
- идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;
- уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;
- идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.
Источник:
|
3.Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
Методика разработана и опубликована Р. Г. Овчаровой [Овча-рова Р. Г., 2003] на основе контент-анализа родительских сочинений. Она представляет собой вариант семантического дифференциала на тему родительство. Автор назвала методику «Представления об идеальном родителе».
Методика состоит из оценивания 48 полярных пар качеств, каждая пара оценивается по 7-балльной шкале (-3, -2, -1, 0, 1, 2, 3).
Структура методики
При отборе качеств автор использовала данные контент-анализа родительских сочинений (по методике О.А.Карабановой).
1. Все заложенные в методику качества можно дифференцировать по трем типам: когнитивному, эмоциональному, поведенческому; на каждый тип приходится по 16 пар качеств.
2. При составлении методики все качества внутри типа подбирались по следующим антиномиям:
- положительное — отрицательное (например: робкий — смелый; сильный — слабый);
- должное — необязательное (например: должен быть справедливым — может быть несправедливым; должен все знать — может чего-то не знать);
- теплое — холодное (например: доверяющий детям — не доверяющий детям; сотрудничающий с детьми — соперничающий с детьми);
- предлагаемое — отвергаемое (например: бескорыстный — расчетливый; альтруист — эгоист);
- достижимое — неосуществимое (например: всегда терпелив — не всегда терпелив; всегда понимает — не всегда понимает);
- простое — сложное (например: решающий за детей — не решающий за детей; компетентный — некомпетентный).
3. Методика изложена в логике ее создания; номера вопросов в таблице приведены в соответствии с компонентами (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и антиномиями. Автор считает, что таблицей вопросов можно пользоваться в таком виде, так как испытуемым не видна внутренняя логика построения, например им трудно угадать социально желаемые ответы.
4. Все качества, расположенные в опроснике справа, считаются более предпочтительными, чем те, которые расположены слева.
Интерпретация результатов методики
Автор предлагает при обработке данных методики опираться в большей степени на качественный анализ, нежели на количественную обработку.
Количественная обработка заключается в подсчете баллов испытуемого по каждому аспекту:
- когнитивный — первые 18 пар;
- эмоциональный — вторые 18 пар (с 19-й по 36-ю);
- поведенческий — последние 18 пар (с 37-й по 54-ю).
В итоге получаем когнитивный, эмоциональный и поведенческий показатели представлений об идеальном родителе.
Испытуемый может набрать от -54 до +54 баллов по каждому из них (3 компонента, 18 пар качеств в каждом, максимальная оценка каждого качества — 3 балла). Баллы, относящие к качествам, расположенным справа («положительные»), берутся со знаком «+», а баллы, относящие к качествам, приведенным слева («отрицательные»), — со знаком «-».
Например, испытуемый сделал такой выбор (выделен полужирным шрифтом):
Слабый | 3210123 | сильный |
неблагоразумный | 32 10 123 | благоразумный |
При подсчете когнитивного аспекта (к нему относятся обе пары качеств) мы получим: +3 (так как «сильный» находится в правой части) и -1 (так как «неблагоразумный» находится в левой части); итого: 3 - 1 = 2 и т.д.
Качественная обработка заключается в анализе отдельных ответов испытуемого и полученных показателей (когнитивный, эмоциональный, поведенческий).
Опросник методики «Представления об идеальном родителе»
1 | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сильный |
2 | Неблагоразумный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Благоразумный |
3 | Непрактичный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Практичный |
4 | Должен быть справедливым | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть несправедливым |
5 | Должен все знать | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может чего-то не знать |
6 | Должен ставить детей на первое место | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не ставить детей на первое место |
7 | Не доверяющий детям | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Доверяющий детям |
8 | Соперничающий с детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Сотрудничающий с детьми |
9 | Злопамятный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Прощающий |
10 | Расчетливый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Бескорыстный |
11 | Эгоист | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Альтруист |
12 | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ответственный |
13 | Всегда терпелив | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда терпелив |
14 | Всегда понимает | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда понимает |
15 | Всегда прав | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда прав |
16 | Решающий за детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не решающий за детей |
17 | Не уважающий детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Уважающий детей |
18 | Требовательный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Снисходительный |
19 | Несчастный > | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Счастливый |
20 | Грустный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Радостный |
21 | Злой | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Добрый |
22 | Должен интересоваться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не интересоваться детьми |
23 | Должен быть спокойным | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть раздраженным |
24 | Должен гордиться детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может не гордиться детьми |
25 | Строгий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Мягкий |
26 | Жестокий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Ласковый |
27 | Холодный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Теплый |
28 | Неодобряющий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Одобряющий |
29 | Безжалостный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Жалеющий |
30 | Нелюбящий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Любящий |
31 | Всегда довольный детьми | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда довольный детьми |
32 | Никогда не кричащий на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда кричащий на ребенка |
33 | Не обижающийся на детей | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обижающийся на детей |
34 | Стыдящийся за ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не стыдящийся за ребенка |
35 | Не готовый к водительству | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Готовый к родите л ьству |
36 | Боящийся извиниться перед ребенком | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не боящийся извиниться перед ребенком |
37 | Невоспитываю-щий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Воспитывающий |
38 | Усталый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Отдохнувший |
39 | Не обучающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Обучающий ребенка |
40 | Должен быть опытным родителем | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может быть неопытным родителем |
41 | Должен жить для ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может жить для себя |
42 | Должен проводить с ребенком много времени | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Может проводить с ребенком мало времени |
43 | Нехвалящий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Хвалящий |
44 | Не балующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Балующий ребенка |
45 | Недопекающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Опекающий |
46 | Не слушающий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Слушающий ребенка |
47 | Не помогающий ребенку | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Помогающий ребенку |
48 | Приказывающий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Просящий |
49 | Всегда может повлиять на ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда может повлиять на ребенка |
50 | Никогда не командующий | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Иногда командующий |
51 | Всегда выполняющий капризы ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не всегда выполняющий капризы ребенка |
52 | Вмешивающийся в жизнь ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не вмешивающийся в жизнь ребенка |
53 | Ограничивающий свободу ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не ограничивающий свободу ребенка |
54 | Критикующий ребенка | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | Не критикующий ребенка |
Ключи к методике
Антиномии | Когнитивный аспект (№ вопросов) | Эмоциональный аспект (№ вопросов) | Поведенческий аспект (№ вопросов) |
Положительное—отрицательное | 1-3 | 19-21 | 37-39 |
Должное — необязательное | 4-6 | 22-24 | 40-42 |
Теплое—холодное | 7-9 | 25-27 | 43-45 |
Предлагаемое — отвергаемое | 10-12 | 28-30 | 46-48 |
Достижимое — неосуществимое | 13-15 | 31-33 | 49-51 |
Простое—сложное | 16-18 | 34-36 | 52-54 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...
Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений
Проведение диагностических исследований среди учащихся и их родителей накладывает на учителя определенные обязанности. Во-первых, это соблюдение строгой конфиденциальности и нравственных обязательств,...
Особенности проведения диагностики детско-родительских отношений
Использование педагогом психолого-педагогической диагностики представляет четкое определение целей и ожидаемых результатов. Занимаясь психолого-педагогической диагностикой, классный руково...
Методы диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада
Материал о методах диагностики детско-родительских отношений в условиях современного детского сада....
Диагностика детско-родительских отношений
Диагоностика детско-родительских отношений...
Методики диагностики детско-родительских отношений
quot;Лики родительской любви""Мера заботы"Методика PARI (parental attitude research instrument)"Стратегии семейного воспитания"Социограмма «Моя семья» В.В. Ткачев...
Буклет "Рекомендации педагогам по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с задержкой психического развития (ЗПР)"
Буклет с рекомендациями для педагогов (дефектологов, педагогов- психологов) по проведению диагностики детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ЗПР...