СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике
Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказание им психологической помощи, рекомендации по социализации развивающей среды в условиях квартиры, используя разные помещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
На базе МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки» действуют специальные коррекционные группы для детей, имеющих проблемы в психическом развитии.
Дети, поступившие в наши специализированные группы, отличаются целым рядом особенностей, мозаичностью диагнозов.
Это и последствия раннего органического поражения ЦНС со снижением интеллекта, и микроцефалия, и синдром психомоторной выраженной расторможенности, и нарушения эмоционально-волевой сферы, и задержка психического развития.
Некоторые дети не владеют речью – пользуются или несколькими лепетными словами или отдельными звукокомплексами.
Встречаются дети с расстройствами аутистического спектра : отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие реакций на внешнее воздействие.
Всё это обусловлено неуклонным роста числа новорождённых и детей раннего возраста, попадающих в так называемую группу риска. К этой группе относятся преждевременно рождённые дети, а также малыши с диагностированными мозговыми нарушениями.
В результате к началу обучения в школе у таких детей оказывается несформированной готовность к школьному обучению.
К тому же выявляются нарушения нормального взаимодействия с окружающим, что негативно отражается на формировании всех сторон психики, замедляя его темпы, влияя на целостность развития, эмоциональные и социально-личностные аспекты.
В помощь таким детям в нашем дошкольном учреждении были созданы необходимые условия. Такие как:
- небольшая наполняемость групп;
- щадящий, охранительный характер режима дня;
- увеличение длительности прогулок и длительности сна;
- тщательный подбор педагогов;
- составление специального учебного плана.
При организации работы мы преследовали следующие цели:
- максимально приблизиться к нуждам семьи, в которой появился ребёнок с ограниченными возможностями;
- стимулировать, насколько это возможно, ответственность родителей за уход и воспитание собственного ребёнка;
- стремиться акцентировать в сознании членов семьи и общества в целом достоинство психолого-педагогических средств решения возникшей проблемы, не упуская из вида её медицинские аспекты;
- и, конечно же, осуществление на практике реабилитационной помощи ребёнку.
Каким же образом мы реализовали эти идеи?
1 – Занимались апробацией различных методов диагностирования психомоторных и других нарушений и оценки уровня развития ребёнка;
2 – Осуществляли конкретную психолого-педагогическую помощь детям с проблемами в развитии и одновременно обучали родителей и других членов семьи навыкам взаимодействия с ребёнком и методам коррекционной работы;
3 – Отрабатывали способы организации работы коррекционной группы, где ребёнок, после преимущественного пребывания дома начинает делать первые шаги в направлении социальной адаптации и интеграции в условиях дошкольного учреждения.
В своей работе основное внимание мы уделяем проектированию различных моделей интеграции детей с проблемами в развитии в зависимости от возраста детей и уровня их психофизического развития.
Первая модель, это – специальная группа, в которой проводится целенаправленная коррекционная работа, направленная на максимальную активизацию и развитие всех возможностей ребёнка, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности.
Вторая модель – частичная интеграция, при которой дети с проблемами в развитии, ещё способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются в массовые группы лишь на часть дня (например, во вторую половину дня), по 1-2 человека.
Третья модель – временная интеграция, при которой все воспитанники специализированной группы вне зависимости от уровня психофизического развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2 раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера, например, на праздниках, соревнованиях и т.п.
Четвёртая модель – комбинированная направленность интеграции (1-2 человека, находящиеся в массовой группе с получением коррекционной помощи по месту обучения: например, консультационный пункт, логопункт, где получают помощь учителя-дефектолога, учителя-логопеда специализированных групп).
Такое объединение способствует более ранней социализации дошкольников с отклонениями в развитии и гуманистическому воспитанию здоровых детей, в воспитании в них сострадания, доброжелательности, взаимопомощи.
Помогает нам в нашей работе ряд решённых проблем:
- это согласованная и координированная работа группы специалистов различного профиля (психолога, дефектолога, логопеда, воспитателей, детского педиатра, медицинской сестры), что помогает через индивидуальную работу с ребёнком быстрее включить его в общую систему педагогической работы;
- в решении проблем помогает и методическое обеспечение педагогического процесса.
Мы работаем по адаптированной образовательной программе для детей с ОВЗ (ЗПР), разработанной с учетом специализированных программам, которые отражены в нормативно-программном обеспечении деятельности КРО. Учитывая психофизические особенностей детей и их возможности, наметили пути работы. Это и перспективный план, и индивидуально-образовательный маршрут по социализации как одному из аспектов интеграции детей с проблемами в развитии в жизнь современного общества.
Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, приёмам и методам его воспитания и обучения в условиях семьи, оказание им психологической помощи, рекомендации по социализации развивающей среды в условиях квартиры, используя разные помещения.
Наша работа направлена и ориентирована на формирование у детей не только знаний, умений и навыков, но и потребности в общении с окружающими людьми, умение вступать в общение со взрослыми и сверстниками, адекватно реагировать на происходящее вокруг, проявлять свои эмоциональные состояния принятыми в обществе средствами.
Для этого мы создали широкие возможности разнообразного общения детей в детском саду, как со сверстниками, так и с большим количеством взрослых. Например, введение дополнительно музыкально-игровых занятий, комплексных занятий специалистов (психолог и дефектолог; дефектолог и логопед и др.). Проводим экскурсии за пределы детского сада (аптеки, магазины, библиотека, экологический центр).
То есть создаём условия для переноса и реализации, приобретённых детьми знаний, умений, навыков в окружающий социум.
Учитывая значительную поддержку в развитии умственной сферы детей, стремимся к максимальному использованию различных форм ручной деятельности, предметных действий, как важнейшего условия восприятия, наблюдения, мыслительных операций анализа и синтеза, классификации и систематизации. С помощью специальных занятий и упражнений исправляются и многие дефекты моторики.
Детей можно приучить обслуживать себя, соблюдать нормы культурного поведения, выполнять некоторые виды бытового труда в доме, в саду в огороде.
Наш опыт работы с проблемными детьми показал, что большинство из них успешно обучаются. Они могут усваивать, хотя и в ограниченном объёме, учебный материал по счёту, знакомству с окружающей действительностью, развитию речи и другим учебным дисциплинам.
Своевременная и квалифицированная помощь детям с ОВЗ (ЗПР), введение проблемных детей в коллектив обычных детей помогает их интеллектуальному и психическому развитию, укрепляет эмоционально-волевую сферу, закладывает основу норм и правил культуры поведения, принятых в обществе, приобщает их к социальной жизни.
В результате целенаправленной работы всех специалистов, на основе интегрированного подхода имеем положительные результаты по выпуску детей из коррекционных групп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»
Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...
Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных проживающих там....
Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих ...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...