Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
статья по коррекционной педагогике
Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих задач: обогащение сенсорного опыта и отражение его в слове, формирование способов восприятия- воспроизведение пространственных свойств объектов с целью возникновения на этой основе пространственных представлений, развитие наглядно- действенного мышления, а также выполнение более сложных заданий, требующих опоры на перечисленные свойства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_stati.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Целесообразность использования конструктивных игр в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья
(задержка психического развития)
Термин конструирование произошел от латинского слова construere, что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального результата. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
Конструктивные игры с детьми с задержкой психического развития направлены не только на ознакомление с конструктивной деятельностью, но, прежде всего, на решение целого круга коррекционно- развивающих задач: обогащение сенсорного опыта и отражение его в слове, формирование способов восприятия- воспроизведение пространственных свойств объектов с целью возникновения на этой основе пространственных представлений, развитие наглядно- действенного мышления, а также выполнение более сложных заданий, требующих опоры на перечисленные свойства.
В ходе игр у детей формируется интерес к конструированию, создавая у них на глазах несложные конструкции ( дорога и гараж для машины, дом и мебель для куклы, зоопарк и загородки для животных) с целью дальнейшего их игрового использования педагогом с детьми, развивается умение создавать постройки по подражанию и элементарному образцу, обогащается речь новыми терминами, понятиями (кирпичик, кубик, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; совершенствуется навык понимания и различения понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий - узкий, большой - маленький), в точном словесном указании направления и определении объекта в пространстве (над - под, вправо - влево, вниз - вверх, сзади - спереди, ближе и т.д.). Особое внимание уделяется обучению детей обыгрыванию конструкций, используя приемы «дополнения» (прикрепить дверь к построенному домику), «включения» (вокруг домика добавляются деревья, дорожки, по которым едут машины). Необходимо у детей воспитывать адекватное реагирование на разрушение конструкций и восстановление построек для продолжения игры.
Также необходимо знакомство детей с искусством складывания бумажных фигурок – оригами, что является очень полезным для детей благодаря своему многостороннему воздействию. Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом.
Создавая бумажные модели, дети постоянно работают с геометрическими фигурами: начинается складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата, прямоугольника. В процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Так, работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют знания об их строении (стороны, углы, и т.д.), признаки, их сходства и различия.
Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
В результате обучения конструктивным играм, дети, как правило, с большим желанием манипулируют с конструктивным материалом, обыгрывают постройки по собственному побуждению, проявляют (в разной степени) коммуникативную активность. Используя доступные речевые или неречевые средства общения; выбирают по образцу и слову детали, накладывая, совмещая их поверхности; учитывают в процессе игр форму и размер деталей и т.д.
Широкая апробация конструктивных игр подтвердила целесообразность их использования в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья ( задержка психического развития). Очевидно, что занятия с детьми не должны быть узкоспецилизированными, наибольший коррекционно- развивающий эффект дают комплексные занятия, соответствующие синкретическому характеру детской деятельности и детскому развитию вообще. Синкретизм ( сплав, единство) детского развития подчеркивал Л.С. Выготский, указывая при этом, что именно игра оказывается тем «общим корнем», из которого рождаются, и который определяет мотивы и содержание развития ребенка, особенно в дошкольном возрасте, который А.Н. Леонтьев называл периодом фактического складывания личности человека.
Литература
- Вялых О.А. Особенности конструктивной деятельности детей с недостатками в интеллектуальном развитии. Иркутск, 1999.
- Запорожец А.В. Восприятие и действие М.: Просвещение, 1967
- Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития. АРКТИ, 2019
- Коноваленко С.В.Развитие конструктивной деятельности у дошкольников. Детство- Пресс, 2012
- Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. М.: Педагог, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...
Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных проживающих там....
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В ОБЩЕСТВЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Что ещё может помочь адаптации ребёнка в социуме, включению его в общественную деятельность? Это – создание благоприятного психологического комфорта и формирование предметно-развивающей среды, о...
Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)
Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...
Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) . Квест-игра «Испечем печенье к чаю»
Итоговое мероприятие по теме «Хлеб» с детьми старшего дошкольного возраста( в подготовительной группе) с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) .Квест-...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и с...