Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста (буклет)
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Развитие эмоционального интеллекта
у детей дошкольного возраста.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.
Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.
Ребенку необходимо овладеть способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
– самосознание (образ "Я", понимание себя);
– самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
– социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
– управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эти основные функции развиваются на различных этапах дошкольного детства в соответствии с возрастными особенностями ребенка, используя сочетание различных форм обучения.
Используются такие методы, как:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- коммуникативные игры;
- игры и задания, направленные на развитие произвольности;
- игры, направленные на развитие воображения;
- релаксационные методы;
Содержание работы по развитию эмоциональной сферы можно структурно представить следующим образом:
- комфортная организация режимных моментов;
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, спортивные игры и т.д.);
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.);
- арттерапия (рисование, ритмопластика, танец);
- занятия-образы, игры-драматизации, сказкотерапия;
- психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);
- психомышечная тренировка, способы релаксации;
- задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление рассказов и т.п.;
- использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, и т.д.);
Действующие эффективные методы обучения – интерактивные беседы, рассказы и сказки, работа с видеосюжетами, творческая индивидуальная и групповая деятельность (совместное пение, танец, рисование, работа с природными материалами, пантомима).
Ритмопластика – занятия, где дети движениями передают образы сказочных и литературных героев, окружающие предметы, свои ощущения и чувства, отношение к себе, повадки различных животных, свое восприятие растений, а также учатся красивым походке, жесту, позе, поклону.
Главным при этом является умелый выбор модели общения, способствующей психологическому комфорту ребенка, не подавляющей его свободу и индивидуальность. Наличие четких правил, создание специфической атмосферы, предоставление детям максимально возможной самостоятельности являются основными условиями предупреждения психоэмоционального напряжения детей.
Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии. У них более устойчивы психика и настроение.
Очень важно научить ребёнка бороться и побеждать страх, злость, жадность; важно научить удивляться и заботиться, грустить и радоваться, сочувствовать и гордиться…
Развитие стрессоустойчивости у дошкольников
Такая личностная черта, как стрессоустойчивость, способствует тому, чтобы неблагоприятные ситуации не вызывали стрессовой реакции, а переживание стресса сопровождалось минимальными физиологическими и психологическими потерями и максимально возможными психологическими приобретениями человека.
Составляющие стрессоустойчивости, которые могут и должны быть сформированы уже в дошкольном возрасте:
- Самопринятие – это жизненная опора человека. Если она есть, уровень любых потенциальных стрессоров снижается. Роль самопринятия в его взаимодействии с источниками стресса можно сравнить со скафандром космонавта или водолаза: он оберегает от многих негативных внешних воздействий, позволяет их смягчить или даже не почувствоватью.
Порицание воспитателя может накладываться на неприятие самого себя, и ребенок «разрушается изнутри», ему становится особенно плохо.
Собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя. Это такие характеристики как собственное имя, тело и семья. Их ребенок не может изменить. Очень важно, чтобы ребенок принимал их.
- Оптимизм или общее позитивное отношение к различным событиям жизни (позитивное мышление, умение замечать хорошее в различных ситуациях и радоваться этому). Дошкольный возраст является сензитивным периодом для воспитания оптимизма. Оптимизм как личностную черту формирует привычка замечать только хорошее в каждой ситуации.
- Овладение дошкольником стратегиями преодоления негативных эмоций (страха, печали, злости).
- Умение расслабляться. Отрицательные стрессовые эмоции (страх, тревога, раздражение, злость) всегда вызывают мышечное напряжение. Чем сильнее переживаемая негативная эмоция, тем выше мышечное напряжение. Существует и обратная реакция: расслабление мышц приводит к снижению уровня протекания или полному исчезновению негативных эмоций. Поэтому расслабление полезно. Полному расслаблению способствует спокойное ровное дыхание и визуализация (представление, воображение) места, в котором человек чувствует себя спокойно, умиротворенно (берег реки, озера, море и др.).
Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.
Что можно сделать?
Совместный проект – работа по созданию альбома «Это я».
По заданию воспитателя совместно с родителями дети оформляют странички альбома (например):
- Это я – фото или рисунок.
- Меня зовут – аппликация, рисунок имени, что означает.
- Мои родители – имя, фото, рисунок, рассказ.
- Мои родственники – то же.
- Я живу…
- Какой я – ладошка ребенка, в середине фото, на пальчиках – хорошие черты.
- Я люблю…, рассказ.
- Я - красивый – фото, рассказ.
- Я – сильный и ловкий – фото, рассказ.
- Я – сообразительный - рисунок, рассказ.
- Я – умный – рисунок, рассказ.
- Я хочу…
- Я научился…
- Я хожу в детский сад…
- Я увлекаюсь…
«Я радуюсь».
Детям предлагается нарисовать четыре картинки, которые являются продолжением предложения «Я радуюсь, когда…». Совместное обсуждение позитивных моментов в жизни дошкольников позволяет задействовать механизм заражения. Ребенок, слушая рассказы других детей о том, что порадовало их, «заражается», открывает повод для своей радости. Важным психологическим моментом данного занятия является обобщение педагога, в котором он показывает сходство многих детей в определенных ситуациях радости и имеющиеся индивидуальные различия. По итогам занятия можно оформить групповой стенд, который будет напоминать детям об их радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Развитие эмоционального интеллекта...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»
Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...
«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»
В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".
Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...
Буклет "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
Очень важно осознать, что все эмоции важны и все эмоции нужны.И радость, и интерес, и грусть, и злость....